Рефераты. Использование естественных сил природы в физическом воспитании школьников

Режим закаливания  устанавливает врач с учетом возраста, индивидуальных осо­бенностей и состояния здоровья. При появлении признаков заболевания закаливание временно прекращают, а после выздо­ровления возобновляют с начального периода.


2.2. Использование естественных сил природы как

сопутствующих факторов


Хорошая погода, солнце, воздух и вода создают наиболее благоприятные условия для занятий физическими упражнениями. Проводя уроки физической культуры на свежем воздухе, можно повысить устойчивость организма к воздействию неблагоприятных погодно-климатических условий (низкой и высокой температуры воздуха, пониженного атмосферного давления и др.). Современные комфортные условия жилища, одежда, транспорт и т. д. уменьшают воздействие меняющихся условий погоды на организм человека, снижают его устойчивость по отноше­нию к метеорологическим факторам. Похолодания в природе, как правило, резкие. Человек закалялся вынужденно, в силу обстоятельств: подул холодный ветер, полил дождь, на пути встретилась водная преграда, выпала необычно суровая зима, начался ледниковый период…

Из практики известно, что когда детям жарко, они стремятся раздеться (расстегнуть куртку, снять шапку), нередко они ходят на лыжах в одном свитере и без шапочки, причем не болеют после этого, но иногда по непонятным причинам они по своей инициативе утепляются. Видимо, у них свой «диалог» с системой терморегуляции. У взрослых наука теснит интуицию. Мы ищем «тотальные» формы утепления ног, а люди, разгадывающие тайны здоровья, действуют в противоположном направлении: закаляют именно ступни ног.

 Гагге применил специальную единицу теплоизоляции, назвав ее КЛО. Она обратно пропорциональна коэффициенту теплопроводности одежды. Согласно определению Р.Стейси, КЛО – это количество теплоизолирующего материала, необходимое для поддержания средней температуры кожи, равной 33 градусам; у спокойно сидящего человека интенсивность обмена веществ равна 50 ккал/м2 час при температуре воздуха 21°С, влажности 50% и при скорости движения воздуха 10 см/сек.

При этих условиях 1 КЛО соответствует одежда, состоящая из шерстяного костюма, рубашки, майки, хлопчатобумажных носок, ботинок.

Величина теплоизоляции одежды толщиной 1 см – 1,6 КЛО, неподвижного слоя воздуха – 2,76 КЛО. Вездесущая мода реализует эту закономерность в виде стеганных надувных курток и пальто. И тепло и легко носить. Термостат, «который всегда с тобой». Термостат, в котором затихает, убаюкивается, засыпает вечным сном система терморегуляции. А вместе с ней  - и наше здоровье [16].

Оптимально использование естественных сил природы для физического воспитания школьников в турпоходе. В летнем оздоровительном лагере. Например, очень эффективными являются военно-спортивные игры. Наряду с  вос­питанием выносливости, точности и аккуратности, выработкой глазомера, наблюда­тельности, умения ори­ентироваться на незнакомой местности и маскироваться, происходит естественная закалка организма, адаптация к экстремальным  ситуациям. Для проведения игры лучше выбирать участки местно­сти, покрытые кустарником, лесом с неровным ре­льефом, рвами, канавами, небольшими речками, ру­чьями. На такой местности хорошо организовывать игры, связанные с разведкой, наблюдением, мас­кировкой, ориентированием. Полезно в летнее время предусмотреть переходы босиком, форсирование ручьев, кратковременное загорание и плавание в естественных водоемах. Очень полезны байдарочные походы, пешие прогулки в лес и в горы (если имеется такая возможность).


2.3. Адаптация и сопротивляемость организма


Все чаще стали говорить о горьких «плодах» цивилизации: об экологической обстановке в большинстве регионов Земли, о факторах, вызывающих стресс и увеличивающих болезни людей, о том, что приходится искать все новые средства, повышающие сопротивляемость организма экстремальным воздействиям.

К счастью, уже накоплен немалый опыт, позволяющий утверждать о способности человека повышать свою устойчивость, приспосабливаться к обстановке. Пример тому – адаптация при закаливании и тренировке к перепадам температуры, физическим нагрузкам, гипоксии и другим стрессовым раздражителям, вызывающим различные заболевания у людей ослабленных, неподготовленных, незакаленных.

В повышении общей сопротивляемости организма общепризнанна роль гипоксии. Это такое состояние, которое наступает в организме при недостаточном снабжении тканей и внутренних органов кислородом или при нарушенной утилизации в них кислорода в процессе биологического окисления [20].

Кора головного мозга особенно чувствительна к недостатку кислорода. При гипоксии происходит возбуждение клеток головного мозга, от этого активизируется функция аппарата внешнего дыхания, следовательно, повышается количество эритроцитов в кровяном русле и кислородная емкость крови увеличивается. Это позволило предположить, а затем и доказать, что после предварительной тренировки в условиях умеренной гипоксии улучшается сопротивляемость организма разнообразным патогенным факторам, повышается его устойчивость.

Способность организма переносить гипоксию в определенной мере может зависеть от врожденных индивидуальных особенностей, времени года, хронотипа.

На основе тщательного изучения реагирования на гипоксию и гиперкапнию (повышенное содержание двуокиси углерода в артериальной крови) большого числа здоровых и больных людей ученые И.Б.Заболотских и В.А.Илюхина обнаружили, что различные физиологические системы организма по-разному проявляют гипоксическую устойчивость. Выделились 4 уровня приспосабливаемости к гиперкапнии и гипоксии (использовалась проба Штанге – произвольная задержка дыхания после глубокого вдоха): низкий (до 30 сек.); умеренный (от 31 до 60 сек.), высокий (от 61 до 90 сек.); очень высокий (более 90 сек.) [3].

Оказалось, что низкий уровень показывает и низкую устойчивость организма к стрессу. При низком уровне приспосабливаемости к гиперкапнии и гипоксии проявилась чрезмерно высокая реактивность физиологических систем организма.

Известно, что высококвалифицированные спортсмены перед ответственными соревнованиями выезжают для тренировок в условия среднегорья, чтобы повысить устойчивость к гипоксии и свою работоспособность. Успешно используется в спорте и барокамерная подготовка. В медицине в настоящее время широко используется дыхание газовой смесью, обедненной кислородом. Прерывистое воздействие газовой смесью (10% кислорода и 90% газообразного азота, 3-5 мин. – дыхание смесью и 3-5 мин. воздухом, по 4-10 сочетаний в серии) дает значительный прирост гипоксической устойчивости.

Повышению гипоксической устойчивости способствуют и активные занятия физическими упражнениями.

Можно ли в условиях школьных занятий помочь школьникам приспособиться к окружающей среде, повысить сопротивляемость организма? Многие ученые рекомендуют в процессе занятий использовать серии задержек дыхания. Рекомендуется следующая методика: у каждого определяется проба Штанге, затем полученная величина делится на 2. Это – доза задержки дыхания в каждой серии. Серия состоит из 4-5 разовых задержек дыхания с отдыхом между задержками в 5-6 циклов (вдох и выдох). Между сериями – обычное дыхание 3-5 мин.

Подобная рекомендация была проверена на группах 9-12-летних девочек, тренирующихся в беге на короткие дистанции. Программа тренировок была одинаковой для двух групп, но в одной группе применялась задержка дыхания: серия – 4 повторения после разминки, затем в середине урока 2 серии и одна в конце урока перед заключительной частью.

Девочки занимались три раза в неделю, эксперимент длился в течение 1,5 месяцев. Контрольные нормативы до и после эксперимента (бег 30 м с хода, бег 200 м, проба Штанге) позволили установить, что в экспериментальной группе показатели пробы Штанге существенно повысились: от 51,3 сек. ± 3, 74 сек. до 64,7 ± 2,62. Значительных изменений результатов в беге на 30 м не выявлено, а в беге на 200 м результаты улучшились с 39,8 сек. до 37,6. Во второй группе в беге на 30 м также не было существенных сдвигов, а в беге на 200 м результаты изменились с 40,2 сек. до 39,3, проба Штанге – от 45,0 сек. до 47,5.

Но не только упражнения по воздействию гипоксии могут способствовать повышению сопротивляемости организма и его работоспособности.

Детям с низкими показателями пробы Штанге следует рекомендовать занятия плаванием, лучше подводным.

Погружаясь в воду, человек испытывает незабываемое ощущение собственной невесомости. Упражнения, выполняемые в водной среде, исключают риск травм и повреждений, способствуют закалке организма. Полезно плавать с ритмическими ныряниями или погружениями головы в воду, при которых происходит задержка дыхания. Осуществляются эти задержки при пустых и полных легких. Они стимулируют внутриклеточное дыхание, усиливают накопление энергии в организме, помогают организму выйти на  режим работы по самовыравниванию энергии, самоисцелению, самогармонизации. Глубокое и редкое дыхание повышает дыхательную способность, обогащает кровь кислородом, способствует расслаблению за счет повышения в крови уровня эндорфинов – гормонов, оказывающих болеутоляющее и успокаивающее действие. Разность температур между воздушной и водной средой благотворно воздействует на кожу и сердечно-сосудистую систему. Прохладная вода закаливает организм, увеличивает его тонус и сопротивляемость болезням, стимулирует кровообращение.

Занятия в естественных и искусственных водоемах могут успешно решать важнейшую задачу сегодняшнего дня – борьбу с гиподинамией.

Возможности школьного урока велики и, посте­пенно познавая их, учитель активно влияет на адап­тационные способности организма детей, а значит улучшает состояние их здоровья.

У адаптации есть одно удивительное свойство – перекрестная устойчивость, так называемая перекрестная резистентность. Благодаря этому свойству, организм, приспособившийся, например, к высоте, лучше переносит холод, жару, недостаток кислорода, изменения атмосферного давления, избыток солнечной радиации, перемену диеты; повышена его устойчивость к действию болезнетворных микробов, ионизирующего излучения, других факторов. Прекращение тренировки запускает механизмы обратного процесса – работающие «вхолостую» клетки уменьшаются в объеме.

Глава 3.

Планирование уроков физической культуры с использованием природных средств


Каждый обладает практически неограниченными возможностями для закаливания. В отличие от других средств оздоровления многие закаливающие процедуры не требуют времени, специальных условий и оборудования.

В начале учебного года в план урока необходимо включить небольшую беседу о пользе занятий на свежем воздухе, познакомить детей с методами и процедурами закаливания.

Урок 1. Тема: «Гимнастика с закаливанием». Задачи учителя: обучать закаливанию на занятиях гимнастикой; осваивать с детьми поточный способ выполнения общеразвивающих упражнений, разви­вать выносливость; акцентировать внимание детей на сохранении правильной осанки при выполнении упражнений. Игровое название урока: «Наука босых ног». Игровая цель детей: выбрать для себя при­емы закаливания.

Страницы: 1, 2, 3, 4



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.