По незавершенному капитальному строительству в описях указываются наименование объекта и объем выполненных работ по этому объекту, по каждому отдельному виду работ, конструктивным элементам, оборудованию и т.п. При этом проверяется:
а) не числится ли в составе незавершенного капитального строительства оборудование, переданное в монтаж, но фактически не начатое монтажом;
б) состояние законсервированных и временно прекращенных строительством объектов.
По этим объектам, в частности, необходимо выявить причины и основание для их консервации.
На законченные строительством объекты, фактически введенные в эксплуатацию полностью или частично, приемка и ввод в действие которых не оформлены надлежащими документами, составляются особые описи.
Отдельные описи составляются также на законченные, но почему-либо не введенные в эксплуатацию объекты.
На прекращенные строительством объекты, а также на проектно-изыскательские работы по неосуществленному строительству составляются описи, в которых приводятся данные о характере выполненных работ и их стоимости. Для этого должны использоваться соответствующая техническая документация (чертежи, сметы, сметно-финансовые расчеты), акты сдачи работ, этапов, журналы учета выполненных работ на объектах строительства и другая документация.
Инвентаризационная комиссия по документам устанавливает сумму, подлежащую отражению на счете расходов будущих периодов и отнесению на издержки производства и обращения (либо на соответствующие источники средств организации) в течение документально обоснованного срока в соответствии с разработанными в организации расчетами и учетной политикой.
2.1.5 Инвентаризация денежных средств, денежных документов и
бланков документов строгой отчетности. Инвентаризация расчетов.
При подсчете фактического наличия денежных знаков и других ценностей в кассе принимаются к учету наличные деньги, ценные бумаги и денежные документы (почтовые марки, марки государственной пошлины, вексельные марки, путевки в дома отдыха и санатории, авиабилеты и др.).
Проверка фактического наличия бланков ценных бумаг и других бланков документов строгой отчетности производится по их видам (например, по акциям: именные и на предъявителя, привилегированные и обыкновенные) с учетом начальных и конечных номеров тех или иных бланков, а также по каждому месту хранения и материально ответственным лицам.
Инвентаризация денежных средств в пути производится путем сверки числящихся сумм на счетах бухгалтерского учета с данными квитанций учреждения банка, почтового отделения, копий сопроводительных ведомостей на сдачу выручки инкассаторам банка и т.п.
Инвентаризация денежных средств, находящихся в банках на расчетном (текущем), валютном и специальных счетах, производится путем сверки остатков сумм, числящихся на соответствующих счетах, по данным бухгалтерии налогоплательщика с данными выписок банков.
Инвентаризация расчетов с банками и другими кредитными учреждениями по ссудам, с бюджетом, покупателями, поставщиками, подотчетными лицами, работниками, депонентами, другими дебиторами и кредиторами заключается в проверке обоснованности сумм, числящихся на счетах бухгалтерского учета.
Проверке должен быть подвергнут счет «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» по товарам, оплаченным, но находящимся в пути, и расчетам с поставщиками по неотфактурованным поставкам. Он проверяется по документам в согласовании с корреспондирующими счетами.
По задолженности работникам организации выявляются невыплаченные суммы по оплате труда, подлежащие перечислению на счет депонентов, а также суммы и причины возникновения переплат работникам.
При инвентаризации подотчетных сумм проверяются отчеты подотчетных лиц по выданным авансам с учетом их целевого использования, а также суммы выданных авансов по каждому подотчетному лицу (даты выдачи, целевое назначение).
Инвентаризационная комиссия должна также установить:
а) правильность расчетов с банками, финансовыми, налоговыми органами, внебюджетными фондами, другими организациями, а также со структурными подразделениями организации, выделенными на отдельные балансы;
б) правильность и обоснованность числящейся в бухгалтерском учете суммы задолженности по недостачам и хищениям;
в) правильность и обоснованность сумм дебиторской, кредиторской и депонентской задолженности, включая суммы дебиторской и кредиторской задолженности, по которым истекли сроки исковой давности.
2.2 Инвентаризация имущества индивидуальных
предпринимателей
При инвентаризации налоговыми органами имущества индивидуальных предпринимателей применяется тот же порядок, что и для юридических лиц.
Инвентаризация имущества, используемого индивидуальным предпринимателем в целях осуществления предпринимательской деятельности, производится по месту осуществления им предпринимательской деятельности, а также местонахождению указанного имущества.
Доступ должностных лиц налоговых органов, проводящих налоговую проверку, в жилые помещения, помимо или против воли проживающих в них индивидуальных предпринимателей, не допускается. Инвентаризацию имущества индивидуального предпринимателя, используемого для осуществления предпринимательской деятельности, следует проводить в его присутствии. Индивидуальный предприниматель должен создать условия, обеспечивающие полную и точную проверку фактического наличия имущества в установленные сроки.
При проведении инвентаризации имущества индивидуального предпринимателя при выездной налоговой проверке применяются формы, приведенные в Приложениях № 4–13 к Положению № 20н/ГБ–3–04/39. До начала проверки фактического наличия имущества проверяющим надлежит получить последние (на день проверки) приходные и расходные документы о движении имущества, которые должны быть завизированы председателем инвентаризационной комиссии в порядке, установленном п. 2.4 указанного Положения.
Имущество индивидуального предпринимателя (за исключением движения имущества в день проведения инвентаризации) должно быть отражено в Книге учета доходов и расходов для индивидуальных предпринимателей без образования юридического лица и регистрах учета (ведомостях учета), ведущихся в соответствии с установленным порядком учета доходов и расходов и хозяйственных операций индивидуальными предпринимателями, осуществляющими деятельность без образования юридического лица, и подтверждаться первичными документами. Описи подписывают все члены инвентаризационной комиссии и индивидуальный предприниматель. В конце описи индивидуальные предприниматели дают расписку, подтверждающую проверку комиссией имущества в их присутствии и об отсутствии к членам комиссии каких-либо претензий.
3 Результаты инвентаризации имущества налогоплательщиков
Результаты инвентаризации имущества юридических лиц и индивидуальных предпринимателей оформляются ведомостью результатов, выявленных инвентаризацией (Приложение № 3 к Положению № 20н/ГБ–3–04/39), которая подписывается председателем комиссии. Результаты инвентаризации имущества налогоплательщика отражаются в акте документальной проверки и учитываются при рассмотрении материалов налоговой проверки.
Формы по отражению процедуры инвентаризации и ее результатов приведены, а также направления проверки расчетов с поставщиками и подрядчиками приведены (см. главу 14 ст. 62 Налогового кодекса РФ) ниже в табличной форме.
Инвентаризация расчетов
№
Содержание операции
Источник информации
1
наличие подтверждающих документов на приобретение товарно-материальных ценностей
договоры, письма
2
своевременность предъявляемых претензий по качеству и количеству товаров
письма
3
правильность изъятия поставщиками НДС
счета- фактуры
4
соответствие занесения данных
счетов поставщиков в учетные регистры
счета- фактуры, регистры бухучета
5
реальность кредиторской и дебиторской задолженности
регистры бухгалтерского учета, проведение встречных проверок
6
правильность оприходования материальных ценностей материально ответственными лицами
счета, приходные акты, накладные, данные складского учета
7
проверка правильности составленных корреспонденции счетов
регистры бухгалтерского учета, счета, платежные поручения
Инвентаризация позволяет на практике выявлять значительное количество нарушений. Приводим в табличной форме основные виды нарушений, допускаемых при ведении кассовых операций и методы получения доказательств (см. главу 14 ст. 82 Налогового кодекса РФ).
Основные виды нарушений, допускаемые при ведении кассовых операции
Методы получения доказательств
хищение денежных средств из кассы
инвентаризация, наблюдение за выполнением хозяйственных пли бухгалтерских операций
хищение денежных средств, замаскировывание неоформленных документов и расписок
опрос, проверка документов. подготовленных в организации, документов, полученных от третьих лиц (наличие на приходных и расходных кассовых ордерах подписи главного бухгалтера или уполномоченного лица; наличие на расходных кассовых документах подписей руководителя предприятия или уполномоченного лица, расписок получателей денег)
неоприходование и присвоение денежных сумм, поступивших из
банка
получение письменных подтверждений, проверка документов, подготовленных в организации
неоприходование и присвоение поступивших от различных
физических и юридических лип по приходным ордерам денежных средств
опрос, получение письменных подтверждении, проверка документов, подготовленных в организации, документов. полученных от третьих лип (проверка чековой книжки организации на полноту оприходования денежных средств в кассу организации, полученных из банка по чеку)
неоприходование и присвоение поступивших от различных физических и юридических лиц по доверенностям денежных средств
получение письме иных подтверждении, проверка документов, подготовленных в организации (своевременность расчетов сотрудников организации по командировочным расходам: средствам, выданным на хозяйственные нужды; соответствие приходных кассовых ордеров записям в журнале регистрации приходных кассовых ордеров: одновременность оформления кассовых ордеров и движения денег по ним)
повторное использование одних и тех же документов для списания денег по кассе
наблюдение за выполнением хозяйственных или бухгалтерских операций, проверка
документов, подготовленных в организации
(правильность первичных приходных. расходных кассовых документов.
приложенных к отчету кассира)
неправильный подсчет итогов в кассовых документах и кассовых отчетах
проверка документов, подготовленных в организации, арифметических расчетов (совпадение входящего остатка по кассе на каждый день с конечным остатком по кассе за предыдущий день: итоги кассовых отчетов)
8
списание денежных средств, сумы без оснований или по подложным документам
проверка документов, подготовленных в организации, документов, полученных от третьих лип (совпадение расходных кассовых ордеров и информации о них. содержащейся в журнале регистрации расходных кассовых ордеров; достоверность первичных документов: обоснованность включения лиц в расчетно-платежные ведомости)
9
подлог в законно оформленных
документах с увеличением суммы списания
проверка документов, подготовленных в организации, арифметических расчетов (полнота регистрации платежных (расчетно-платежных) ведомостей в журнале регистрации платежных (расчетно-платежных) ведомостей, проверка соответствия данных аналитического и синтетического учета по расчетам с персоналом)
10
присвоение (отсутствие) денежных средств, начисленных разным лицам и организациям
проверка документов, подготовленных в организации (проверка соответствия платежных (расчетно-платежных) документов реестрам депонированных сумм, своевременности сдачи в банк депонированных сумм и их оприходования на расчетный счет, соответствия данных синтетического и аналитического учета денежных средств, соответствия выписанных расходных кассовых ордеров журналу регистрации депонентов) Получение письменных подтверждений (проверка достоверности доверенностей от других предприятий)
11
расчеты наличными деньгами, превышающими предельный размер, с другими юридическими лицами
проверка документов, подготовленных в организации (соблюдение установленного банком лимита остатка в кассе, соблюдение организацией предельных сумм расчетов между юридическими лицами наличными денежными средствами, поступающими в кассу, своевременность постановки на учет в налоговом органе контрольно-кассовых машин)
12
некорректное отражение кассовых операций в регистрах синтетического учета
проверка документов, подготовленных в организации (соответствие котировки, проставленной на первичных кассовых документах, записям в журнале-ордере № i «Касса»)
ЛИТЕРАТУРА
1. Альбом унифицированных форм первичной учетной документации по учету торговых операций при продаже товаров в кредит, утв. Постановлением Госкомстата РФ от 25.12.1998 № 132.
2. Альбом унифицированных форм первичной учетной документации по учету документов в общественном питании, утв. Постановлением Госкомстата РФ от 25.12.1998 № 132.
3. Бородина В.В. Бухгалтерский учет в общественном питании. М., 2002.
4. Бородина В.В. Бухгалтерский учет в оптовой и розничной торговле: Учебное и практическое пособие. М., 2003.
5. Бородина В.В. Бухгалтерский учет для руководителя: Практическое пособие. М., 2002.
6. Бородина В.В. Бухгалтерский учет: Учебное пособие. М., 2002.
7. Бородина В.В. Все о кассовых операциях. Изд. 2-е, переработ. и дополн. М., 2004.
8. Бородина В.В. Документирование и документооборот в бухгалтерском учете: Практическое пособие. М., 2002.
9. Бородина В.В. Как правильно исправлять ошибочные записи в бухгалтерском учете // Финансовая газета. 2000. № 1.
10. Бородина В.В. Методические рекомендации по изучению курса «Теория бухгалтерского учета». М., 2001.
11. Бородина В.В. Оформление кассовых операций // Финансовая газета. 2000. № 2.
12. Бородина В.В. Совершенствование форм бухгалтерского учета // Бухгалтерский бюллетень. 1999. № 2.
13. Бородина В.В. Совершенствование форм бухгалтерского учета // Консультант. 1999. № 7.
14. Бородина В.В., Свиридова Е.А. Новые требования по оформлению кассовых операций // Консультант. 1999. № 22.
15. Гражданский кодекс Российской Федерации.
16. Кирьянова З.В. Теория бухгалтерского учета: Учебник. Изд. 2-е, переработ. и дополн. М., 1998.
17. Методические рекомендации по учету и оформлению операций приема, хранения и отпуска товаров в организациях торговли, утв. письмом Комитета РФ по торговле от 10.07.96 № 1- 794/32-5.
18. Методические указания по инвентаризации имущества и финансовых обязательств, утв. приказом МФРФ от 13 июня 1995 г. № 49.
19. Михайлов А.В. Бухгалтерский учет многопрофильных предприятий: Практическое пособие. М., 2000.
20. Налоговый кодекс Российской Федерации. Ч. 1 и 2.
21. ПБУ 1/98 «Учетная политика организации».
22. Письмо МНС РФ от 27 августа 1999 г. № ВГ-6-16/685 «Об унифицированных формах первичной учетной документации».
23. План счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций и Инструкция по его применению, утв. приказом Минфина РФ от 31 октября 2000 г. № 94н.
24. Положение по бухгалтерскому учету «Бухгалтерская отчетность организации» (ПБУ 4/99), утв. приказом Минфина РФ от 6 июля 1999 г. № 43н (настоящий приказ вводится в действие начиная с бухгалтерской отчетности 2000 г.).
25. Положение по бухгалтерскому учету «Учет активов и обязательств, стоимость которых выражена в иностранной валюте» (ПБУ 3/2000).
26. Положение по бухгалтерскому учету «Учет займов и кредитов и затрат по их обслуживанию» (ПБУ 15/01).
27. Положение по бухгалтерскому учету «Учет материально-производственных запасов» (ПБУ 5/01).
28. Положение по бухгалтерскому учету «Учет нематериальных активов» (ПБУ 14/2000).
29. Положение по бухгалтерскому u1091 учету «Учет основных средств» (ПБУ 6/01).
30. Положение по бухгалтерскому учету «Учет финансовых вложений» (ПБУ 19/02).
31. Положение по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации / Приказ МФ РФ от 29 июля 1998 г. № 34н (в ред. изм. и доп.).
32. Пошерстник Е.Б., Мейксин М.С. Бухгалтерский учет современной производственной компании. М.; СПб., 1998.
33. Реформирование бухгалтерского учета РФ в соответствии с международными стандартами финансовой отчетности: Практич. пособие. 1999.
34. Федеральный закон от 21.11.96 № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете».
Страницы: 1, 2, 3