Рефераты. Институт президентства и его влияние на мировую политику

Однако, учитывая геополитическое положение, многолетний путь раз­вития Казахстана в составе СССР и придерживаясь политики многовекторности, было бы неэффективно ограничиваться лишь участием в между­народных организациях без учета региональной специфики. В связи с этим Президент Республики Казахстан Н.А. Назарбаев выступил одним из ини­циаторов создания системы коллективной безопасности в рамках СНГ.

СНГ, как межгосударственное объединение играет позитивную роль в правовом оформлении межгосударственных отношений входящих в него стран. Потенциал действия СНГ еще не исчерпан. Тем не менее, сущест­вующая в настоящее время структура органов СНГ не позволяет реализо­вать имеющийся интеграционный потенциал в полном объеме.

Сегодня с уверенностью можно сказать, что модель Евразийского сою­за является одним из самых эффективных институтов в истории Содруже­ства Независимых Государств, в котором сконцентрирована забота Прези­дента Н.А. Назарбаева о людях своей страны и бывшего СССР. Несомнен­ным успехом является и то, что идея Н.А. Назарбаева реализована в рамках Евразийского экономического сообщества (ЕврАзЭС). Это еще раз под­тверждает значимость института президентства в мировых политических и экономических процессах.

Сегодня с уверенностью можно сказать, что Президент Казахстана Н.А. Назарбаев реанимировал застоявшиеся интеграционные процессы на пост­советском пространстве, вывел на новый уровень взаимоотношений стра­ны Содружества. Особое место во взаимоотношениях Казахстана со стра­нами СНГ принадлежит России. Россия рассматривает Казахстан как стра­тегического партнера, в свою очередь и Казахстан подтверждает свою при­верженность этому уровню взаимоотношений. Важным фактором в дан­ном отношении являются личные отношения президентов Н.А. Назарбаева и В.В. Путина.

Самоутверждение Казахстана в качестве равноправного участника ме­ждународных отношений и субъекта международного права, обеспечение его долгосрочных интересов испытывает влияние взаимоотношений с ве­ликими державами, одной из которых являются Соединенные Штаты Аме­рики. Понимание и поддержка национальных интересов Республики Ка­захстан со стороны США способствует более активному и гармоничному вхождению нашего государства в мировое сообщество[68].

Главным направлением сотрудничества Казахстана с Соединенными Штатами Америки является внешнеэкономическая сфера. США проявляют огромную заинтересованность в установлении прочных экономических связей и освоении казахстанского рынка. Акцент в отношениях был поста­влен на привлечении американского капитала в различные секторы эконо­мики страны. Особое внимание в отношениях Казахстана с США уделяет­ся проблемам сотрудничества в области безопасности, в частности по ядерному сотрудничеству. В настоящее время казахстанско-американские отношения отмечаются повышением уровня взаимодействия, что отражает совпадение интересов двух государств  в реализации экономических проек­тов и поддержании региональной безопасности.

Развитию долговременного стратегического партнерства между Казах­станом и Соединенными Штатами Америки во многом способствовали как инициатива по развитию взаимовыгодного сотрудничества, так и личные дружеские связи и взаимоотношения Президента Н.А. Назарбаева с офи­циальными американскими представителями.

Необходимо отметить, что США, как и Россия и Китай уделяют особое внимание Казахстану как одному из самых весомых государств в Центра­льно-Азиатском регионе. И поэтому решение спорных и проблемных во­просов в этом регионе невозможно без участия Казахстана. Осознавая зна­чимость процессов в регионе, Президент Казахстана особое внимание уде­ляет взаимодействию с государствами ЦАР. В настоящее время регион яв­ляется зоной столкновения интересов крупных геополитических «игро­ков», поэтому интеграция в рамках ЦАР — объективная необходимость.


3.3. Выборы президента Казахстана.


 Десять лет назад в соответствии с принятым  Законом Казахской ССР "Об учреждении поста (Президента Казахской ССР и внесении изменений и дополнений в Конституцию (Основной За­кон) Казахской ССР"[69] в Казахстане был учрежден институт президентства.

Конституция Казахстана гласила, что Главой Казахской Советской Социалистической Респуб­лики является Президент Казахской ССР, изби­раемый сроком на шесть лет. Глава государства являлся гарантом соблюдения прав и свобод граж­дан на территории республики, Конституции и законов Казахской ССР, принимал необходимые меры по охране суверенитета, безопасности, тер­риториальной целостности республики, представ­лял Казахстан внутри страны и в международных отношениях, а также в Совете Федерации СССР.

Согласно Конституции местом расположения Резиденции Президента Казахской ССР опреде­лялась столица государства — город Алма-Ата.

С провозглашением суверенитета главой госу­дарства в первую очередь были предприняты шаги по укреплению органов государственного управления страны.

20 ноября 1990 года Президент Казахстана под­писал Закон "О совершенствовании структуры государственной власти и управления в Казахской ССР и внесении изменений и дополнений в Кон­ституцию (Основной закон) Казахской ССР", согласно которому было установлено, что Пре­зидент Казахской ССР является главой высшей исполнительной и распорядительной власти; был учрежден пост вице-президента страны; упразд­нен Совет Министров и образован Кабинет министров Казахстана. Новым законом учреждались посты премьер-министра и государственных со­ветников. Произошло объединение аппаратов главы государства и Совета Министров страны в единый аппарат Президента и Кабинета Мини­стров Казахской ССР. При президенте страны был образован консультативно-совещательный орган — Совет Республики.

1 декабря 1991 года, после подведения итогов напряженной предвыборной борьбы, Н.А. Назар­баев стал первым всенародно избранным Президен­том, получив поддержку более 98 процентов казахстанцев, принявших участие в голосовании.

Отправной точкой для осуществления право­вой реформы и создания новой законодательной базы в стране послужило принятие 28 января 1993 года Конституции Казахстана переходного пери­ода.

Время и кризис двух ветвей власти в России наглядно показали, что формирование органов представительной власти по советским принци­пам себя изжило и таит в себе опасность неиз­бежного противостояния.

25 марта 1995 года Ассамблея народов Казахстанa — уникальный общественный орган, созданный  по инициативе главы государства в 1994 году для изучения и учета интересов, а также всестороннего и равноправного развития всех наций и народов страны, в целях сохранения единства об­щества и недопущения глубокой поляризации политической и социальной обстановки в стране, — приняла резолюцию о необходимости про­ведения республиканского референдума по продлению полномочий Президента Республики Казахстан до 1 декабря 2000 года и обратилась с дан­ным предложением к главе государства.

Итоги референдума, состоявшегося 29 апреля 1995 года, когда за продление срока полномочий Президента Республики Казахстан проголосовало 95,46 процента избирателей, стали ярким свидетельством всенародной поддержки реформаторского курса Н.А. Назарбаева.

В этот период деятельность Президента Н.А. Назарбаева, как никогда, была напряженной и насыщенной. В отсутствие парламента глава государства решительно принял на себя груз ответственности, издав 511 указов, из которых 132 -имеющих силу закона, направленных на оживление экономики путем создания новой и достаточной нормативно-правовой базы. Именно в это время были изданы такие жизненно необходимые для продолжения реформ законы как "О земле" "О нефти", "О Национальном банке", "Об акцизах", "О банкротстве" и другие. Увидели свет акты главы государства "О выборах в Республике Казахстан", "О Президенте Республики Казах­стан", "О Парламенте Республики Казахстан и статусе его депутатов", "О Правительстве Рее публики Казахстан", "О республиканском референдуме", "О правовом положении иностранных граждан в Республике Казахстан", "О государственной службе", "О судах и статусе судей Рее публики Казахстан", "О прокуратуре Республики Казахстан", "Об органах национальной безопасности Республики Казахстан", "Об органах внутренних дел Республики Казахстан" и многие другие, посвященные вопросам государственно­го строительства.

С провозглашением суверенитета Президентом  Республики Казахстан были решены и наиболее  острые вопросы сохранения территориальной целостности и обеспечения национальной безопасности страны.

В период с 1990 года Президентом Республики Казахстан осуществлено 138 государственных официальных и рабочих визитов практически во все крупнейшие страны мира. Неоднократно coвершены визиты в Россию и США, КНР и Великобританию, Францию, Италию и Испанию) Швейцарию и Австрию. Состоялись визиты в Ав­стралию, Индию, Саудовскую Аравию и другие арабские страны.

Состоялись 104 встречи Президента с послами дипломатами зарубежных стран.

Заключение.


Зарубежная практика президентской власти убедитель­но свидетельствует о важности этого института в тех или иных политических системах. По сравнению со всеми дру­гими высшими должностными лицами президент обладает особым статусом, полномочиями и ответственностью. Его прерогативы позволяют президенту играть важную роль в общественно-политической жизни[70].

В дипломной работе были рассмотрены далеко не все из ключевых характеристик президентской власти. Специаль­ного анализа требуют такие ее проявления, как особые полномочия президента в условиях чрезвычайного положе­ния, взаимоотношения главы государства с различными об­щественно-политическим группами и средствами массовой информации, стили политического поведения президентов и нормы их ответственности за свои действия. Большую практическую значимость представляет рассмотрение оп­тимальных вариантов организации работы аппарата прези­дента, процедуры передачи властных полномочий от одно­го президента к другому, профессиональных и личностных характеристик президентов. Вообще проблематика, связан­ная с анализом института президентства обширна и много­образна, явно нуждается в дальнейших исследованиях.

Несмотря на то, что статус главы государства достаточ­но универсален, функционирование целого ряда моделей президентства выявляет их зависимость от различных по­литических режимов и разных систем государственного правления. При авторитарных и тем более  тоталитарных режимах президентская власть часто приобретает многие черты режима личной власти. В демократических странах глава государства служит одним из ведущих гарантов не­зыблемости конституционных основ политической системы.  Не менее важно и то, что каждому типу государственного правления соответствует определенный тип президен­тства с его особыми ролевыми функциями. В условиях пре­зидентской республики президент, совмещая полномочия главы государства и главы правительства, должен быть эф­фективным политическим лидером, который непосредствен­но руководит правительственной политикой. При полупре­зидентской республике президент, не будучи главой прави­тельства, нередко выступает в ответственной роли арбитра в отношениях между кабинетом министров и парламентом. Парламентарная республика наделяет президента статусом "первого гражданина", имеющего высокий моральный ав­торитет и представляющего свою страну во многих офици­альных актах государственной власти. Однако при любых моделях президентства на главе государства лежит особая ответственность за сохранение законности, согласия и ста­бильности в обществе.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.