·
Гиперинфляция (темп роста более 50% в месяц, в годовом
исчислении - более 10000%.). Такая инфляция действует разрушительно на
экономику, уничтожая сбережения, инвестиционный механизм, производство в целом.
Цены растут астрономически, расхождение цен и заработной платы становится
катастрофическим, разрушается благосостояние даже наиболее обеспеченных слоев
общества, бесприбыльными и убыточными становятся крупнейшие предприятия (МВФ за
гиперинфляцию сейчас принимает 50%-й рост цен в месяц).
Потребители пытаются избавиться от «горячих денег», превращая их в материальные
ценности. Процветает спекуляция. Гиперинфляция, помимо негативных экономических
последствий, опасна еще тем, что, как правило, остановить ее можно только
неэкономическими мерами: жестким контролем цен, принудительным изъятием
продовольствия у производителей и т. п.
К примеру, в Аргентине на апрель
1990 г. зафиксирован рост цен в 200 раз (темп роста инфляции -- 2000 %). Спасло аргентинцев лишь то, что у
них преобладает натуральное сельское хозяйство и без рыночных отношений можно
прожить некоторое время, в Никарагуа, за период гражданской войны, среднегодовой
прирост цен достигал 33000%.
Наиболее ошеломляющим в истории
является пример гиперинфляции в Венгрии в 1946 г., когда довоенный форинт
(денежная единица Венгрии) стоил 829 октильонов новых форинтов (единила с 22
нулями), а доллар США обменивался на 3*1022 форинтов.[10]
Россия по уровню инфляции также
занимает далеко не последнее место. Ниже приведены показатели уровня инфляции
за период 1991 -1995гг[11].
1991г.
1992г.
1993г.
1994г.
1995г.
Инфляция (на конец года, %)
144
2520
840
224
131
Вести успешный бизнес в условиях
гиперинфляции практически невозможно. Речь может идти только о стратегии
выживания. Рецепт выживания таков: автономность и самодостаточность, упрощение
производства, сокращение внешних связей, натурализация базовых элементов
внутрифирменного хозяйствования. Все чаще промышленным предприятиям приходится
заводить свои теплицы, свинофермы и даже мини-электростанции, усиливать акцент
на бартерных и клиринговых операциях.
С точки зрения критерия-
соотносительности роста цен по различным товарным группам различают:
·
сбалансированная
инфляция;
·
несбалансированная
инфляция.
При сбалансированной инфляции
цены различных товаров неизменны относительно друг друга, а при несбалансированной
- цены различных товаров постоянно изменяются по отношению друг к другу, причем
в различных пропорциях.
Сбалансированная
инфляция не страшна для бизнеса. Необходимо лишь периодически повышать цены
товаров: подорожало сырье - соответственно увеличивается цена конечной
продукции. В основном, риск потери доходности присущ предпринимателям, которые
стоят последними в цепочке повышения цен, это, как правило,
производители сложной продукции, основанной на интенсивных внешних
кооперационных связях.