Рефераты. Государственный бюджет

Различают экспансивную (расширительную ) и рестриктивную ( ограничительную ) бюджетную политику.

Экспансивная бюджетная политика основывается на увеличении государственных расходов и снижении уровня налогообложения  , что позволяет преодолевать  экономические кризисы  и ускорять  экономический рост.

Рестриктивная – напротив , предполагает уменьшение расходов  и повышение налогов , что позволяет ослабить инфляцию  и нормализовать хозяйственную конъюнктуру .

Два названных механизма финансовой политики могут не дать эффекта без увязки их  с денежно – кредитными механизмами.

Если экспансивная бюджетная политика  не сопровождается ограничениями объема денежной эмиссии и кредита , это углубляет инфляционные тенденции .

В свою очередь , если рестриктивная  бюджетная политика сочетается  с жесткими кредитно-денежными мерами , это может вызвать экономический кризис.

Стабилизацию экономики государственный бюджет может осуществлять как в соответствии с отдельными , конкретными решениями  правительства ( дискреционная фискальная политика ), так и выступая непосредственно в роли «встроенного бюджетного стабилизатора» ( недискреционная фискальная политика ).

Обоснованная бюджетная политика , сообразующаяся с потребностями экономического развития , в долгом периоде может явиться основой проведения (финансирования ,поддержания ) крупных структурных сдвигов – развития наукоемких производств , осуществления прогрессивных научно-технических перемен , подъема отстающих регионов , решения социальных проблем и т.д.

Бюджетный процесс предполагает балансирование государственных доходов и расходов.

В период классического капитализма  бюджеты таких стран , как Великобритания , США и др. , отличались большой устойчивостью, что соответствовало их экономическому положению в рассматриваемый период.

В современный период многие страны все более сталкиваются с превышением расходов над доходами , следствием чего являются бюджетные дефициты.

Как правило , бюджетные дефициты – результат несбалансированности государственных финансов , нарушений в сфере денежного обращения.

На динамику государственного бюджета , помимо отмеченного , оказывают влияние текущие колебания  хозяйственной конъюнктуры , периодические спады  и подъемы производства , которые уменьшают налоговые поступления в бюджет . Рост безработицы , обострение социальных проблем  требует увеличения государственных расходов на социальные нужды , на поддержание секторов экономики , имеющих общегосударственное значение и т.д.

Характеризуемые противоречия приводят к тому , что возрастание бюджетных расходов не компенсируется увеличением налоговых и других поступлений . В итоге стабилизируются превышение расходов над доходами , бюджетный дефицит , приобретший во многих странах хронический характер.

Существует два важнейших способа ,  с помощью которых федеральное правительство может финансировать  бюджетный дефицит :

1)                  заимствования

2)                  создание денег

Важнейшим средством покрытия бюджетного дефицита  традиционно выступает государственный кредит , при котором государство выполняет роль заемщика финансовых ресурсов . Основной формой такого заимствования выступают государственный займы , при размещении которых государство привлекает временно свободные денежные средства населения , страховых и промышленных компаний .

В условиях крупных бюджетных дефицитов государства стремятся к отсрочке погашения займов , прекращения краткосрочных обязательств в средне- и долгосрочные.

Наряду с этим государство может использовать более простой ,но менее привлекательный и наиболее опасный маневр – выпуск дополнительных денег в обращение . Это чисто инфляционный способ , негативно влияющий на денежное обращение.

В случае появившегося бюджетного излишка антиинфляционными  мерами могут выступать противоположные меры :

  1) погашение долга;

  2)изъятие из обращения.

Механизм манипулирования денежными потоками широко использовался в западных странах до 30-х гг. периода Великой депрессии . Он являлся основой ежегодной  сбалансированности бюджета , которая считалась желанной целью государственных финансов.

Вместе с тем в последующий период такая ориентация  бюджетной политики была признана ограниченной.

В связи с циклическим  развитием национальных экономик целесообразным представилось балансирование бюджета на циклической основе .

Идея бюджета , балансируемого на циклической основе , предполагает и реализацию антициклической  политики и балансирование бюджета . При этом считается ,  что бюджет не должен балансироваться ежегодно . Достаточно , чтобы он был сбалансирован в ходе экономического цикла .

В ходе последующего развития  возникла проблема учета не только циклического , но и структурного дефицита  государственного  бюджета , которые потребовали соответствующих механизмов регулирования .

Современная бюджетная политика  ориентируется не только на манипулирование денежными выбросами ,  но и на налоговую политику , которая играет важную роль и без которой ни расширительные , ни ограничительные процессы  оказываются недостаточными .

Исследования показали , что динамика бюджета  , как и производства , имеет циклические колебания .

Во время спада производства для него характерного отрицательное сальдо , т.е. при приравнивании доходов и расходов он сводится с дефицитом

В период роста (бума ) бюджет имеет положительное  сальдо . Существенное превышение доходов над расходами является следствием значительных налоговых поступлений  , который , с одной стороны , пополняют казну ,а с другой – способствуют уменьшению «перегрева» экономики .

Эта новая для современных условий контртенденция  , связанная с положительным сальдо государственного бюджета , наиболее заметно начала проявляться  в последние десятилетия . Она получила название профицита государственного бюджета .

Итак , теоретические исследования и практика  показали , что государственный бюджет не является нейтральным по отношению к экономическим колебаниям . Так же как экономику , его целесообразно «балансировать» на циклической основе .

В последние несколько лет государственный бюджет США обнаружил тенденцию к профициту . Вместе с тем это не отменяет противоположной тенденции к дефициту государственного бюджета , которая , несомненно , будет иметь место в последующем , при соответствующих экономических условиях .


1.5 Проблема государственного долга

Несбалансированный бюджет  приводит к государственному долгу . Государственный долг – сумма задолженности государства по кредитным операциям  , являющаяся результатом заимствований при дефиците государственного бюджета .

Может быть внутренним и внешним .

В последние годы во всех странах проявилась тенденция к значительному росту государственного долга , а также увеличению доли государственного долга , приходящиеся на иностранных кредиторов , т.е. внешнего долга . Это повод для серьезного беспокойства правительств государств .

Погашение долга  требует ежегодных процентных платежей .

Выплата процентов и суммы долга предполагает передачу  части реального ВВП в распоряжение кредиторов . С одной стороны , это приводит к снижению реального уровня жизни . С другой – к сокращению инвестиций , что определяет воспроизводственный процесс с уменьшением производственным потенциалом , означает перенос бремени государственного долга  на плечи будущих  поколений , замедление роста в долгом периоде .

Крупные ежегодные бюджетные дефициты имеют тенденцию стимулировать импорт  и сдерживать экспорт , что нередко ведет к распродаже национального богатства .

Приток иностранных средств означает прирост  внешнего долга , вызывает сокращение будущего национального производства .

Важным негативом внешней задолженности является усиливающаяся  зависимость экономик от внешних факторов , не поддающихся контролю национальным механизмам и др.


1.6 Проблемы российской финансовой ( бюджетной ) политики.


В России переход от одной модели регулирования  экономики к другой потребовал изменения финансово-кредитной и денежной политики .

Прежний механизм предельно централизованной  мобилизации и расходования денежных средств  в условиях перехода к рынку  оказался несостоятельным .

Преобразование отношений собственности изменило состав налогоплательщиков . Раньше основными налогоплательщиками  выступали предприятия и  , соответственно , основными формами налогов  являлись налоги с государственных предприятий  и налог с оборота . Налоги  с населения составляли незначительную часть доходов государственного бюджета .

В условиях преобразования  государственный бюджет формируется за счет налоговых поступлений не только от юридических , но в значительной мере и от физических  лиц . Достаточно большой удельный вес занимает подоходный налог , налог на добавленную стоимость , акцизы , платежи за использование природных ресурсов .

Изменилась  структура расходов государственного бюджета . Как и в развитых  странах , обнаруживается тенденция к сокращению расходов на оборону , государственное управление , вместе с тем актуализируется  ситуация с финансированием социального сектора экономики .

В условиях развала экономических связей обострилась проблема неплатежей . Сама собираемость налогов оказалась проблематичной . При непродуманной налоговой политике ( налоги поглощали практически весь получаемый доход ) многие предприятия ушли в «тень» . Это усугубило сложность их сбора .

2.             Организационные принципы и функции финансов .

Экономическая структура любого общества не может функционировать без нормально организованного  потока денежных средств  между государством и производственными структурами  , государством и различными слоями населения , между регионами и отдельными государствами . Такие денежные потоки отражают процессы реальной жизни общества , устанавливая связи и отношения между гражданами и юридическими учреждениями ( фирмами , АО ,институтами культуры и др. ) . Через финансовый  механизм государство ( правительство ) реализует все свои функции  по управлению , ограничению , контролю и аудиту за функционирующими производственными  и финансовыми структурами .  В ходе выполнения  этих функций финансы используются в качестве индикатора роста  национальной экономики  , благосостояния , а также ограничения в развитии негативных моментов  в экономическом росте . Они стимулируют снижения издержек производства  предприятий и повышение их конкурентоспособности  на мировом рынке , формирует структуру производства , межотраслевые и территориальные пропорции .

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.