Рефераты. Государственные социальные внебюджетные фонды

Пенсионный фонд Российской, Федерации образован Постановлением Верховного Совета РСФСР от 22 декабря 1990 г. в целях государственного управления финансами пенсионного обеспечения в Российской Федерации. Он является самостоятельным финансово-кредитным учреждением, наделенным статусом юридического лица, подотчетен Правительству РФ и осуществляет деятельность на основе и в соответствии с законодательством РФ. Основным документом, оп­ределяющим задачи и функции фонда, а также регламентирующим его оперативную деятельность, является Положение о Пенсионном фонде РФ.

ПФРФ выполняет отдельные банковские операции в порядке, установленном действующим на территории Российской Федерации законодательством о банках и банковской деятельности.

Управление финансами государственного пенсионного обеспечения предусматривает:

  • целевой сбор и аккумуляцию страховых взносов, а также финансирование выплаты пенсий в соответствии с действующим зако­нодательством о пенсионном обеспечении в РФ;
  • организацию работы по взысканию с работодателей и граждан, виновных в причинении вреда здоровью работников и других граждан, сумм государственных пенсий по инвалидности вследствие трудового увечья, профессионального заболевания и потери кормильца;
  • капитализацию средств ПФРФ, а также привлечение в него добровольных взносов;
  • контроль с участием налоговых органов за своевременным и полным поступлением в ПФРФ страховых взносов, а также контроль за правильным и рациональным расходованием его средств;
  • организацию государственного банка данных по всем категориям плательщиков страховых взносов ПФРФ;
  • изучение и обобщение практики применения нормативных актов по вопросам уплаты страховых взносов и внесение в законодательные органы власти предложений по ее совершенствованию;
  • проведение научно-исследовательской работы в области государственного пенсионного страхования;

·        разъяснительную работу среди населения и юридических лиц по вопросам, относящимся к компетенции ПФРФ.

Пенсионный фонд России может принимать участие в финанси­ровании программ социальной защиты пожилых и нетрудоспособных граждан.

В соответствии с действующим законодательством доходы Пенси­онного фонда Российской Федерации формируются за счет:

  • части единого социального налога; соответствующей размеру бывшего страхового взноса в Пенсионный фонд;
  • ассигнований из федерального бюджета Российской Федерации на выплату государственных пенсий и пособий военнослужащим и приравненным к ним по пенсионному обеспечению граждан, их семей;
  • средств, возмещаемых ПФРФ Государственным фондом заня­тости населения РФ в связи с назначением досрочных пенсий безра­ботным;
  • средств, взыскиваемых с работодателей и граждан в результате предъявления регрессных требований;
  • добровольных взносов (в том числе валютных ценностей) физи­ческих и юридических лиц, а также доходов от капитализации средств Пенсионного фонда и других поступлений.

Использование средств ПФРФ осуществляется на основе пенси­онного законодательства, а также постановлений и указов Президента и Правительства Российской Федерации, Средства ПФРФ направля­ются на следующие цели:

  • выплату в соответствии с действующим на территории Россий­ской Федерации законодательством, межгосударственными и международными договорами государственных пенсий, в том числе гражда­нам, выезжающим за пределы Российской Федерации;
  • выплату пособий по уходу за ребенком в возрасте старше 1,5 лет;
  • оказание органами социальной защиты населения материаль­ной помощи престарелым и нетрудоспособным гражданам;
  • финансовое и материально-техническое обеспечение текущей деятельности ПФРФ и его органов;
  • другие мероприятия, связанные с деятельностью ПФРФ.

До введения единого социального налога финансирование расхо­дов Пенсионного фонда Российской Федерации осуществлялось сле­дующим образом.

Основным источником формирования доходов ПФРФ были стра­ховые платежи. Они носили обязательный характер, и на их долю приходилось ¾ всей суммы доходов фонда. Введение государством страховых усредненных тарифов и принципа обязательности платежа юридических и физических лиц сближало страховые платежи с налоговыми. Между тем они различаются. В то время как налоги могут быть использованы в рамках бюджетного права самым различным образом, страховые взносы, уплаченные и собранные в ПФРФ, имеют целевое назначение использования.

Тарифы страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации устанавливались для:

  • работодателей-организаций — в размере 28%; для работодателей — организаций, занятых в производстве сельскохозяйственной продукции, — в размере 20,6% выплат в денежной и (или) натуральной форме, начисленной в пользу работников по всем основаниям независимо от источников финансирования, включая вознаграждение по договорам гражданско-правового характера, предметом которых является выполнение работ и оказание услуг, а также по авторским договорам;
  • индивидуальных предпринимателей, в том числе иностранных граждан, лиц без гражданства, проживающих на территории Российской Федерации, а также для занимающихся частной практикой нотариусов; родовых, семейных общин коренных малочисленных народов Севера, занимающихся традиционными отраслями хозяйствования, крестьянских (фермерских) хозяйств — в размере 20,6% дохода от предпринимательской либо иной деятельности за вычетом расходов, связанных с его извлечением;
  • индивидуальных предпринимателей, применяющих упрощенную систему налогообложения, — в размере 20,6% доходов, определя­емых исходя из стоимости патента;
  • адвокатов — в размере 20,6% выплат, начисленных в пользу ад­вокатов коллегиями адвокатов;
  • граждан (физических лиц), осуществляющих прием на работу по трудовому договору или выплачивающих вознаграждения по договорам гражданско-правового характера, предметом которых является выполнение работ и оказание услуг, а также по авторским договорам, — в размере 28% выплат в денежной и (или) натуральной форме, начисленных в пользу работников по всем основаниям независимо от источников финансирования;
  • граждан (физических лиц), работающих по трудовым договорам, получающих вознаграждения по договорам гражданско-правового характера, предметом которых является выполнение работ и оказание услуг, а также по авторским договорам, установлен пенсионный взнос в размере 1% выплат, начисленных в пользу указанных граждан по всем основаниям независимо ох источников финансирования.

Уплата страховых взносов в размере 1% с заработка работающих граждан возложена на работодателей (как юридических, так и физических лиц), производящих выплаты учитываемых при исчислении страховых взносов в Пенсионный фонд сумм заработка.

Величина страхового взноса определяется путем умножения страхового тарифа на облагаемую доходную базу, в роли которой выступа­ет сумма оплаты труда (в денежном и натуральном выражении, по всем основаниям), из которой в соответствии с Законом РСФСР «О государственных пенсиях в РСФСР» от 20 ноября 1990 г. исчисля­ется пенсия. Таким образом, состав доходов, учитываемых при назна­чении пенсии и при определении облагаемой страховым тарифом базы, должен быть идентичен.

Пенсионное обеспечение предусматривало исключение некоторых доходов и выплат при расчете облагаемой доходной базы. К ним отно­сились:

  • выходное пособие при прекращении трудового договора, де­нежная компенсация за неиспользованный отпуск, средний зарабо­ток, выплачиваемый в период трудоустройства работникам, уволен­ным по сокращению численности или ликвидации организации;
  • льготы и компенсации гражданам, подвергшимся воздействию радиации;
  • материальная помощь, оказываемая в связи с чрезвычайными обстоятельствами в целях возмещения ущерба, причиненного здоровью;
  • стоимость льгот по проезду отдельным категориям работников;
  • стоимость выдаваемых в соответствии с законодательством спецодежды, обуви и других средств индивидуальной защиты;
  • компенсация женщинам, находящимся в отпуске по уходу за ребенком;
  • страховые платежи по договорам обязательного государствен­ного личного страхования и некоторые другие виды доходов.

Основным документом, которым регулируется финансовая дея­тельность Пенсионного фонда Российской Федерации, является его бюджет. Бюджет Пенсионного фонда и смета расходов по его функци­онированию (включая фонд оплаты труда), а также отчеты об их ис­полнении составляются Правлением. Бюджет утверждается законода­тельным органом. В законе о бюджете Пенсионного фонда РФ утверждаются общая сумма доходов, в том числе по источникам, и общая сумма расходов — по направлениям.

В настоящее время практика формирования доходов ПФРФ нуж­дается в доработке. Ее анализ убеждает в необходимости решения трех наиболее острых проблем, от которых во многом зависит дальнейший рост уровня пенсионного обеспечения в стране. Во-первых, надлежит уже в самое ближайшее время принять меры, которые будут способствовать повышению уровня собираемости страховых взносов в ПФРФ. Во-вторых, необходимы поиски и включение в практику финансирования пенсионного обеспечения новых дополнительных источников и, в-третьих, следует в перспективе определить границы, условия и механизм контроля за коммерческим использованием временно сво­дных средств ПФРФ.

























3. Анализ финансовой системы Пенсионного фонда РФ

Финансы пенсионной системы России переживают очередной виток реформ. Неэффективный финансовый механизм пенсионной системы нуждается в совершен­ствовании, но принесут ли пользу изменения, которые запланированы к внедрению?

Вектор реформирования государственных финансов в нашей стране в последние годы направлен на сниже­ние налогового бремени на хозяйствующих субъектов. Начиная с 2001 г. налоговый пресс на предприятия был снижен по всем основным видам налогов: по прямым, по косвенным, по налогам на персонал. Действитель­но, система обязательного социального страхования до­статочно сильно обременяет российскую экономику — бюджет одного только Пенсионного фонда РФ в теку­щем году превысил 1 трлн. руб., составив в ВВП страны около 6,5%. Поэтому 2005 г. вполне логично был объяв­лен очередным годом существенного снижения нало­гового бремени на бизнес за счет единого социального налога, максимальная ставка которого сокращается на 9,6 процентных пунктов. И если вымывание доходной базы Фонда социального страхования и Фонда обязательного медицинского страхования можно назвать очень серьезным, то положение Пенсионного фонда России вообще выглядит катастрофически - снижение ставки на 8 процентных пункта, или 29% доходов, учи­тывая неэластичность его расходов в отличие от других социальных внебюджетных фондов.

Страницы: 1, 2, 3



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.