Рефераты. Государственное управление СССР в период с 80-х по 90-е годы XX века

Социал-демократическое направление   было  представлено   двумя основными организациями: "Социал-демократической ассоциацией"  и "Социал-демократической партией России".  В июне   1990 года была основана "Социалистическая партия". Анархистское направление нашло отражение в деятельности "Конференции   анархо-синдикалистов" и "Анархо-коммунистического  революционного союза"[2, С. 490].

Многие из этих партий были малочисленными,  не имевшими   прочной  организационной структуры и социальной базы и впоследствии распались.

Политический плюрализм затронул и крупнейшую политическую силу- КПСС.  В 1990 - начало  1991 г.  в ней  обозначились   пять направлений:  социал-демократическое,  "Демократическое   движение коммунистов", центристское, "Марксистская платформа    в КПСС",  традиционалистское.  Каждое из них предлагало свой   вариант реформ. На базе КПСС были созданы партии социалистическое направленности (Народная партия свободной России, Социалистическая партия трудящихся),  прокоммунистической ориентации  (Всесоюзная  коммунистическая  партия  большевиков,   Российская коммунистическая рабочая партия).

С осени  1990  года  началось формирование политических   партий, выступающих с позиций праворадикального переустройства общества:  Русская национал-демократическая партия и др.   Особняком держались организации российского государственного   традиционализма (монархисты) и революционно-социалистического традиционализма, группа "Единство" и др.

Осенью 1991 года возникли религиозно-политические организации:  Российское  христианско-демократическое  движение,   Исламское возрождение.  При всем многообразии партий и движений в центре политической борьбы оказалось два направления коммунистическое и либеральное.  Либералы (демократы) выступали сторонниками коренных реформ, а коммунисты - сохранения   старого строя. Популярность политических лидеров в то время представлена в таблице 3.

Таблица 3 - Популярность политических лидеров у населения, %.

Политический деятель

Октябрь 1991г.

Апрель 1991г.

За

Затруднились ответить

Против

За

Затруднились ответить

Против

М.С. Горбачев

61

25

24

34

21

45

В.С. Павлов

22

30

48

-

-

-

Б.Н. Ельцин

73

18

9

70

15

15

И.С. Силаев

55

34

11

-

-

-

Новые политические партии и движения, возникшие в стране, явились реакцией на углубляющийся экономический кризис и   поиск выхода из создавшегося положения. Их возникновение показывало,  что  прежняя  однопартийная  политическая система   рухнула,  перестали действовать рычаги  власти,  сложившиеся   десятилетиями,  общество  вступило  в  глубокий политический   кризис. Явственно обозначились три тенденции общественно-политического развития:

 а) реформаторско-демократическая.  Представленная  партиями   демократической направленности эта тенденция отражала стремление к обществу западно-европейского образца с его демократическими  институтами и свободами и рыночно-капиталистической экономикой. 

б) национально-патриотическая.  Эта тенденция проявлялась в   многонациональной стране и выражалась в образовании националистических  партий и движений, в том  числе  русских. Этому    способствовали  религиозные, региональные и культурно-национальные различия между народами СССР, ставшие противоречиями   в условиях экономического и политического кризиса.

в)  традиционно-коммунистическая.  Сформированный десятилетиями социалистический образ жизни со многими  элементами коммунистического  распределения, сохранения остатков  почти 20   миллионной Коммунистической партии и 1,5 миллионного партийного аппарата способствовали проявлению данной тенденции [3, С. 365].

Таким образом, пятилетка "перестройки" привела к глубоким  изменениям  политической надстройки на основе многопартийности,  плюрализма и вызвала с неизбежностью острую политическую борьбу.



3.3  Внешняя политика СССР


   С началом перестройки во внешней политике СССР произошли серьезные изменения. В ее основу легла философско-политическая  концепция,  получившая название  нового политического мышления. Эта концепция провозглашала отказ от классово-идеологической  конфронтации,  исходила из тезиса о многообразном, но взаимозависимом и целостном мире. В системе взаимосвязанных государств все глобальные проблемы:  ядерного разоружения,  экологии, медицины и т.д. можно было решить только   совместно, исходя из признания:

а) приоритета общечеловеческих ценностей перед классовыми;

б) перехода от конфронтации к диалогу,  как основной  форме   международных отношений;

в) деидеологизации международных отношений;

г) строгого  уважения права каждого народа на свободный выбор своей судьбы;

д) понимания  невозможности  военного  решения межгосударственных споров и поиска баланса интересов.

В заявлении М.С. Горбачева от 15  января  1986  года,  в   подписанной  им  Делийской декларации (ноябрь 1986 года),  в   выступлении на XXVII съезде  КПСС  подчеркивалось  признание   советским руководством приоритета общечеловеческих ценностей   над классовыми,  приверженность новому политическому  мышлению, мирному разрешению конфликтов, разоружению.  

   Важнейшими событиями стали  вывод  советских  войск  из   Восточной Европы,  прекращение войны и вывод советских войск   из Афганистана. Центральным стержнем советской внешней политики  продолжали оставаться советско-американские отношения.   За эти годы состоялось несколько встреч президента  М.С. Горбачева с президентами США Р. Рейганом и Дж. Бушем. В 1987 году   был подписан договор о ликвидации ракет  средней  и  меньшей   дальности.  Летом 1991 года было подписано соглашение о значительном сокращении стратегических наступательных  вооружений.  Через несколько месяцев стороны обменялись новыми инициативами в области разоружения.

В марте  1989  года во время визита М.С. Горбачева в Китайскую Народную Республику были нормализованы  советско-китайские отношения.  В начале 1991 года во время войны в Персидском заливе СССР вместе со странами  мирового  сообщества   осудил действия Ирака.  За многие десятилетия это был первый   случай,  когда СССР выступил на стороне ведущих  стран  мира   против  своих  бывших союзников,  хотя и не принял участия в   военных действиях. Летом 1991 года впервые на ежегодную традиционную встречу лидеров семи ведущих стран был приглашен и   советский Президент. На встрече обсуждались меры по оказанию   помощи СССР по преодолению экономического кризиса и переходу   к рыночной экономике. Ухудшение внутриэкономического положения  заставило советское руководство идти на большие,  часто   односторонние, уступки Западу в надежде добиться экономической помощи и политической поддержки.

С ликвидацией Совета Экономической Взаимопомощи  значительно сократился объем внешней торговли.  Прекратились поступления товаров легкой и пищевой промышленности от европейских социалистических стран, составлявшие значительную часть   внутреннего товарооборота СССР. Отрицательное сальдо внешней   торговли  увеличилось в 1990 году  в 2,9 раза по сравнению с   1989 годом. Гуманитарная помощь  продуктами и медикаментами,   составившая 26 тыс.т. к январю 1991 года,  не смогла спасти положение. Наряду с позитивными процессами, "перестройка"   во внешнеполитической сфере  привела к разрыву связей с бывшими союзниками из социалистических и освободившихся  стран,   к свертыванию экономических и торговых отношений с ними, что   еще более увеличило внутренние трудности, способствовало углублению экономического и политического кризиса [9, С. 125].

Прекращение "холодной  войны" вместе с разрушением Берлинской стены и ликвидацией Организации Варшавского Договора   не привели к желаемому всеобъемлющему миру на основе "нового   политического мышления". Военно-политический блок НАТО, созданный для войны с СССР,  не только не был распущен,  но еще   более укрепился. Внутри страны начались вооруженные конфликты. Военно-политическая обстановка осложнилась.





3.4  Итоги перестройки


К концу 1991 года мы имели гибрид бюрократи­ческого и экономического рынка (преобладал пер­вый), имели почти законченный (именно за счет принципиальной юридической неопределенности в отношении формальных прав собственности) номенклатурный капитализма. Господство­вала идеальная для бюрократического капитализ­ма форма - лжегосударственная форма деятель­ности частного капитала. В политической сфере - гибрид советской и президентской форм прав­ления, республика посткоммунистическая и преддемократическая.

Теперь коснемся вопроса, непосредственно связанного с экономическими итогами перестройками и той экономической обстановки, которая была непосредственно после нее.

Перед новой независимой Россией стояли очень труд­ные и масштабные задачи. Первоочередной и самой на­сущной была экономическая реформа, призванная вы­вести страну из кризиса и обеспечить россиянам достой­ный уровень жизни. В экономике для этого виделся единственный путь — переход к рыночным методам хо­зяйствования, пробуждение предпринимательской ини­циативы частных собственников.

За годы «перестройки» было сделано удивительно ма­ло для реального реформирования хозяйственного меха­низма. Принятые союзным руководством законы расши­ряли права предприятий, разрешали мелкое частное и кооперативное предпринимательство, но не затрагива­ли принципиальных основ командно-распределительной экономики. Паралич центральной власти и, как следст­вие, ослабление государственного контроля за народным хозяйством, прогрессировавший распад производствен­ных связей между предприятиями разных союзных рес­публик, возросшее самовластье директоров, недально­видная политика искусственного, за счет дополнитель­ной денежной эмиссий, роста доходов населения, как и другие популистские меры в экономике — все это при­вело к нарастанию в течение 1990—1991 гг. экономи­ческого, кризиса в стране. Разрушение старой экономи­ческой системы не сопровождалось появлением на ее месте новой. Эту задачу предстояло решать уже новой России [3, С. 372].  

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.