Рефераты. Гигиена физической культуры-предмет, задачи и методы

Гигиена физической культуры-предмет, задачи и методы

ТМЦ ДО

Кафедра Физкультуры

 

 

 

 

 

 

 

 

РЕФЕРАТ

по дисциплине

Физическая культура и здоровый образ жизни

Тема

Гигиена физической культуры – предмет, задачи и методы

Содержание:


Введение…………………………………………………………………………..3

1. Гигиена физической культуры – предмет, задачи и методы…………....5

2. Основы гигиены физической культуры…………………………………...7

  2.1. Личная гигиена…………………………………………………………….7

  2.2. Рациональное питание……………………………………………………9

  2.3. Закаливание……………………………………………………………….12

Заключение……………………………………………………………………...14

Список литературы…………………………………………………………….16


Введение


Физическая культура и спорт являются важным средством укрепления здоровья и продления жизни человека. Здоровый образ жизни должен прочно войти в повседневный быт современного человека. Для этого необходимо обеспечить воспитание, начиная с самого раннего возраста, физически крепкого молодого поколения с гармоническим развитием физических и духовных сил. Это требует всемерной поддержки всех видов массового спорта и физической культуры, в том числе в вузах, вовлечения в физкультурное движение все более широких слоев населения, особенно молодежи.

В определении стратегии и тактики реализации задач оздоровительной направленности необходимо со всей отчетливостью понимать, что успешное решение проблемы здоровья подрастающего поколения возможно только в том случае, когда человек наряду с правильной и достаточной по объему и интенсивности двигательной активностью будет систематически выполнять и остальные шесть заповедей сохранения здоровья (по М. Кенлехнеру): правильно дышать, правильно пить, правильно есть, правильно расслабляться, правильно беречься, правильно думать.

Соблюдение этих или подобных принципов и правил имел в виду и Н.А. Семашко, когда утверждал, что для укрепления здоровья человек должен заниматься физической культурой 24 часа в сутки. А для этого он должен хотеть это делать, знать, как правильно это делать, умело реализовывать свои потребности и знания в практической деятельности в процессе самосовершенствования. Решение этих важнейших задач и должно быть главным содержанием уроков физической культуры и гигиены.

Основными задачами современной гигиены являются научная разработка основ предупредительного и текущего санитарного надзора, санитарного законодательства, обоснование гигиениче­ских мероприятий по охране и оздоровлению окружающей сре­ды, условий труда и отдыха, охрана здоровья детей и подростков, участие в разработке гигиенических основ рационального пита­ния, а также санитарная экспертиза качества пищевых продук­тов и предметов бытового обихода.

Знание гигиены необходимо для правильного решения вопросов по предупреждению заболеваний, повышения трудоспособности и сопротивляемости организма к неблагоприятным влияниям окружающей среды.

Научной основой гигиены служит разработка гигиенических нормативов - предельно допу­стимых концентраций и уровней, ориентировочных безопасных уровней воздействия (ПДК, ПДУ, ОБУВ и др.) для воздуха на­селенных мест и промышленных предприятий, воды, продуктов питания, одежды и обуви с целью создания наиболее благопри­ятных условий для сохранения здоровья и предупреждения забо­леваний, обеспечения высокой работоспособности и увеличения продолжительности жизни.

Физическая культура широко используется не только как средство укрепления здоровья, повышения работоспособности человека, профилактики заболеваний, но и как важное лечебное средство. Естественно, физическая культура и спорт, если их рассматривать только как комплексы физических упражнений, не смогут решить всех своих задач. Поэтому физическая культура не должна исчерпываться одними лишь физическими упражнениями в виде спорта, гимнастики, подвижных игр и пр., но должна охватывать и общественную, и личную гигиену труда и быта, использование естественных сил природы, правильный режим труда и отдыха и т.д. Отсюда очевидна актуальность гигиены физической культуры как самостоятельной отрасли гигиенической науки.

Гигиена физической культуры – предмет, задачи и методы.


Гигиена (hygieinos) – область медицинской науки о сохранении и улучшении здоровья путём проведения предупредительных мероприятий. Она изучает влияние условий жизни и труда на здоровье человека и разрабатывает мероприятия по профилактике заболеваний.

На организм человека могут воздействовать различные факторы внешней среды:

·                    Химические – химические элементы и соединения, находящиеся в воздухе, воде, почве, пище.

·                    Физические – температура, влажность и давление воздуха, радиация, вибрация, шум и т.п.

·                    Биологические – микроорганизмы, гельминты, грибы.

·                    Социальные факторы – характер трудовой деятельности, питание, жилищно-бытовые условия и др.

В настоящее время гигиена физической культуры – вполне оформившаяся отрасль гигиенической науки. Основными задачами этой науки являются:

1.  Изучение влияния различных факторов внешней среды и социальных условий на состояние здоровья и работоспособность физкультурников и спортсменов.

2.  Научное обоснование и разработка гигиенических нормативов, правил и мероприятий по созданию оптимальных условий для физического воспитания и спортивной тренировки.

3.  Научное обоснование и разработка нормативов, правил и мероприятий по использованию гигиенических средств и природных факторов для укрепления здоровья, повышения работоспособности и роста спортивных достижений.

Этими задачами и определяется значение гигиены физической культуры. При решении указанных задач гигиена физической культуры опирается на данные общей гигиены и профильных гигиенических дисциплин, широко использует теорию физического воспитания, спортивную медицину, физиологию спорта и другие науки.

В зависимости от решаемых задач гигиеническая наука использует разнообразные методы. Они используются для гигиенической оценки факторов окружающей среды. К ним относятся санитарное обследование и описание, физические, химические и биологические методы санитарной экспертизы.

Методы санитарного описания и обследования позволяют выявить общее состояние отдельных групп или населённых пунктов. При этом привлекаются статистические и демографические показатели в исследуемом районе и делаются общие выводы о состоянии здоровья населения и факторах, влияющих на него.

Для определения количественных характеристик среды, и её свойств используются физические, химические, биологические методы исследования.

Для изучения влияния окружающей среды на организм человека используются физиолого-биологические, клинические, антропометрические, экспериментальные методы. При необходимости установить влияние среды на здоровье коллектива пользуются санитарно-статистическим методом.

Практическое претворение в жизнь гигиенических нормативов, правил и мероприятий называется санитарией. Достижения гигиены внедряются путём общественно-гигиенических мероприятий. С этой целью разрабатываются различные санитарные правила и нормы. Для эффективного использования достижений гигиены необходимо, что бы каждый человек понимал их значение. В связи с этим огромная роль принадлежит санитарному просвещению.

В зависимости от предмета изучения гигиеническая наука подразделяется на:

·                                Гигиену окружающей среды

·                                Гигиену питания и здоровья

·                                Гигиену труда

·                                Социальную гигиену.


2. Основы гигиены физической культуры.


Гигиена – наука о сохранении и укреплении здоровья человека. Ее главная задача – изучение влияния условий жизни и труда на здоровье людей, предупреждение заболеваний, обеспечение оптимальных условий существования человека, сохранение здоровья и долголетия.

Молодые специалисты, окончившие Вузы, должны хорошо знать основные положения личной и общественной гигиены и умело применять их в быту, учебе, на производстве, при организации различных мероприятий по массовой физической культуре и спорту в условиях профессиональной деятельности.

Одной из профильных гигиенических дисциплин является гигиена физической культуры и спорта. Она изучает взаимодействие организма занимающихся физической культурой и спортом с внешней средой. Цель такого изучения – разработка гигиенических нормативов, требований и мероприятий, направленных на укрепление здоровья, повышения работоспособности и достижения высоких спортивных результатов.


2.1. Личная гигиена.


Личная гигиена включает в себя: рациональный суточный режим, уход за телом и полостью рта, гигиену одежды и обуви. Особенно оно важно для студентов, т.к. строгое их соблюдение способствует укреплению здоровья, повышению умственной и физической работоспособности и служит залогом спортивных достижений.

Рациональный суточный режим создает оптимальные условия для деятельности и восстановления организма. В основе его лежит ритмическое и правильное чередование труда и отдыха и других видов деятельности.

Суточный режим должен основываться на законах о биологических ритмах. При правильном и строго соблюдаемом суточном режиме дня вырабатывается определенный ритм функционирования организма, в результате чего студенты могут в определенное время наиболее эффективно выполнять конкретные виды работ.

Страницы: 1, 2



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.