Рефераты. Германская модель социальной рыночной экономики

1. Обеспечение экономического роста.

Достижение этой цели предусматривает, во-первых, оптимальную реализацию факторов производства в соответствующем месте их применения. И, во-вторых, использование фактора производства в том месте, где ему гарантирован максимальный эффект. Эти цели могут быть достигнуты только с помощью системы распределения доходов, которая вознаграждает факторы производства в зависимости от их эффективности.

Экономически рост  обеспечивается в следующих случаях:

·        если предприниматели будут свободны в выборе места размещения своих предприятий;

·        если при выборе метода производства предприниматели будут свободны;

·         если будет обеспечена свобода профессии и места работы, т.к. в этом случае работающие получают возможность выбора места работы с наиболее благоприятными условиями труда;

·        если сводится до минимума ограничение на свободу на размещение своей собственности, т.к. при этом создаются предпосылки для наиболее выгодного размещения средств производства.

Однако ничем не ограниченная свобода формирования дохода может нанести значительный социальный ущерб, по этому существуют некоторые ограничения во имя более высоких целей, таких как социальная справедливость, охрана окружающей среды, стабильность занятости, защита интересов нетрудоспособных и т.д. Таким образом, получается, что обеспечение самостоятельного хозяйствования с опорой на конкуренцию не должно противоречить социальным целям.

2. Содействие техническому прогрессу.

Принцип конкуренции не может исходить из факта наличия потребностей, средств удовлетворения спроса и производственной техники. При этом необходимо учесть, что ставится задача выявления потребностей, приобретения и расширения знаний о средствах удовлетворения спроса, т.е. отыскание новых средств удовлетворения спроса и производственной техники, т.е. выявление, расширение и осуществление научных и технических возможностей прогресса.

При конкуренции каждое предприятие, свободное в выборе производственной техники, места размещения производства, в отношении выпуска изделий, установки цен и определения рынков сбыта постоянно пробует новые решения в поисках успеха. Чем больше таких проб, тем выше шансы выхода на эффективное решение соответствующей проблемы. Поскольку предприятия, получающие максимальную прибыль, лучше всего приспосабливаются к предъявляемым им требованиям и поскольку и поскольку другие участвующие в конкурентной борьбе, чтобы остаться на плаву, вынуждены имитировать эту приспособляемость, порождаемый ведущими предприятиями прогресс получает распространение и служит всему обществу. В этом отношении конкуренция призвана:

·        Обогащать общество знаниями о потребностях и средствах удовлетворения спроса, которыми располагают миллионы хозяйственных объектов в качестве потребителей и рабочей силы, знаниями, накопленными тысячами коммерсантов, инженеров и предприятий;

·        Стимулировать применение этих знаний;

·        Способствовать распространению в обществе оптимальных решений соответствующих проблем.

При концентрации экономики и наличии конкуренции гарантируется использование и широкое распространение прогрессивных знаний т.к. если новейшей информацией не воспользуется один, то этот ни за что шанс не упустит другой. Конечно, основной вклад в научно-технический прогресс вносят крупные предприятия с богатой материально-технической базой. Тем не менее, основополагающими принципами конкуренции должны быть деконцентрация экономических решений на основе состязательности и предотвращения сговора об использовании или неиспользовании определенных знаний. Конкуренция обеспечивает более многообразный и масштабный научный, технологический, экономический прогресс, нежели высокая степень концентрации, которая, как правило, равнозначна ограничению конкуренции.

3. Управление производством с помощью хозяйственных субъектов.

Свобода потребления и производства как существенный элемент конкуренции позволяет поставщикам товаров и услуг предлагать то, с чем они могут рассчитывать на максимальный успех у покупателя. Поскольку поставщики предлагают потребителям альтернативные товары и услуги разного качества по разным ценам и им предоставляется право выбора на альтернативной основе, направленность производства определяется именно пожеланиями потребителей. Свобода производства, свобода выбора рынков сбыта и свобода потребления создают предпосылки для того, многочисленные экономические единицы выясняли спрос и предлагали такие товары и услуги, которые способны значительно улучшить их экономическое благополучие. Основанный на свободе экономический порядок образуется тем, что не только в политическом, но и в экономическом отношении граждане самостоятельны и сами могут принимать решения как распорядиться своим доходом, какие товары и в каком количестве потреблять или приобретать, на какие предложения производителей обращать внимание, в какой профессии и на какой работе обеспечить свой доход и где жить. Последовательная политика по регулированию конкуренции является высокоэффективным инструментом, который должен предотвратить уклонение предприятий от социального и экономического контроля со стороны рынка, а также ослабление позиций потребителей.

4. Обеспечение экономической и социальной стабильности.

Порядок, регулирующий конкуренцию, не должен ставить под удар еще одну цель – достижение определенной степени экономической и социальной стабильности. Следовательно, конкуренция не должна быть настолько интенсивной, чтобы, например, вызвать колебания занятости или постоянно приводить к перепадам в работе сельского хозяйства. Процесс конкуренции должен осуществляться умерено и под контролем, прежде всего в социальной сфере, чтобы в результате такой конкуренции минимальное число людей было лишено средств к существованию или остались безработными. Поэтому, в частности, возможности увольнения работающих весьма ограничены и поэтому же, наряду с другими причинами, стабилизируются цены в сельском хозяйстве.

5. Достижение и обеспечение социальной справедливости.

Эта цель достигается с помощью конкуренции несколькими способами:

·        Поскольку конкуренция обеспечивает большее возрастание социального продукта, чем любой другой принцип организации, создаются большие возможности для социального перераспределения, т.е. для углубленной реализации принципа социальной справедливости.

·        Если общество отдает предпочтение справедливости по труду, дополняемой справедливостью по потребности, конкуренция способствует углублению справедливости в той мере, в какой конкуренция распределяет доходы по продуктивному вкладу отдельных факторов в создание социального продукта.

·        Социальная справедливость – это не только справедливость в сфере распределения. Она включает в себя также требования к государству о равномерном распределении услуг, прав и обязанностей, которые государство предоставляет или возлагает на своих граждан. Равные права для всех в экономической сфере означают, что все должны обладать правом добиваться социального и профессионального положения в соответствии со своей пригодностью, а при соответствующем подтверждении своих реальных возможностей и занимать это положение.

В условиях такой общественной системы вероятность реализации справедливого порядка больше, чем там, где цели общества, человеческой деятельности, производство, зарплаты и цены фиксируются централизовано и где определение наилучшего благосостояния не реализуется через механизм конкуренции.

 

4.4.2. Законы, регулирующие конкуренцию.

 

Там, где есть конкуренция, т.е. где имеется нехватка и не все способны достичь одной  и той же цели, излишек для одного всегда означает недостаток для другого. Такая ситуация может легко породить неприязнь и вражду. Вполне объяснимой представляется попытка недобросовестными способами, противоречащими коммерческим традициям и хорошему тону, помешать конкурентам в достижении цели, чтобы тем самым обеспечить преимущество для самого себя. Для защиты интересов разных сторон призваны законы, регулирующие отношения между людьми в процессе конкуренции.

1. Закон о недобросовестной конкуренции.

Данный закон ставит своей целью обеспечение и защиту добросовестной конкуренции, а так же борьбу с ее негативными проявлениями. Он защищает от недобросовестных действий конкурента, за которые на последнего может быть возложено обязательство по возмещению нанесенного ущерба. Недобросовестными считаются такие действия как:

·        Воздействие на клиента путем обмана и вводящей в заблуждение информации;

·        Подделка чужих товарных знаков;

·        Доставка незаконных товаров, ставящая получателя в неприятное и затруднительное положение;

·        Сравнительная реклама с элементами критики в адрес конкурента;

·        Утверждение и распространение сомнительных сведений о конкуренте;

·        Бойкот, т.е. происходящее по инициативе третьих лиц изолирование хозяйственного субъекта от привычных деловых отношений.

·        Сбивание цен при разрешенных законом единых картельных ценах.

И другие подобные действия.

2. Закон о правовом регулировании Общих условий заключения сделок.

Данный закон представляет собой значительный аспект политики защиты прав потребителя. В своей главной части закон объявляет недействующими положения, «если они, бросая вызов заповедям добросовестного поведения, неподобающим образом наносят ущерб партнеру по договору» и не допускает включения в текст соглашения положений, которые, судя по обстоятельствам настолько необычны, что «предусмотренный договором партнер потребителя не обязан с ними считаться».

3. Закон о скидках.

Этот закон регулирует размеры допустимой скидки для конечного потребителя. Как правило, они составляют не более 3%. Цель закона состоит в том, чтобы дать потребителю четкие сопоставления цен, которые оказываются искаженными, если скидки при продаже конечному потребителю будут существенно отличаться друг от друга. Допущение безграничной конкуренции в установлении скидки привело бы к конкуренции в установлении скидки вместо конкуренции в области цен.

4. Положение о премиях, прилагаемых к покупкам.

«Премия» в данном случае – это товар или услуга, которую потребитель получает как приложение к покупаемому товару с целью содействия сбыту. Подобно тому, как закон о скидках нацелен на то, чтобы цена и качество оставались преобладающими средствами конкуренции и не маскировались другими дополнительными услугами, положение о премиях служит предотвращению завуалированной подачи основного результата труда путем предоставления дополнительных услуг в виде премий к покупкам. Поэтому премии должны пропорционально соотноситься с основным результатом труда и допустимы лишь в определенном случае.

5. Закон о товарных знаках.

Данный закон играет очень важную в конкуренции роль, а именно, обеспечивает обладателю товарного знака или марки защиту от его подделки или злоупотребления им другими лицами. Тем самым покупатель одновременно получает гарантию происхождения товара.

6. Закон о патентах.

В соответствии с этим законом патенты выдаются на новые изобретения, могущие получить промышленное использование. Согласно положению о патентах только обладатель патента в праве определять техническую сферу использования предмета изображения, запускать его в производство, тиражировать на коммерческой основе или использовать практически. Экономическое значение этого закона состоит в предоставлении изобретателю или собственнику изобретения сроком не менее 20 лет защищенной законом монополии на использование своего изобретения или технологии.

В Германии определены следующие принципу, которым должна отвечать конкуренция:

·        Добросовестность;

·        Акцент на конкуренцию в области цен и качества;

·        Четко выраженные достоинства предлагаемого товара, а именно в отношении цены и в отношении отличий конкретного предложения от предложений других фирм;

·        Дифференциация продукта с помощью юридически защищенных товарных знаков и марок;

·        Сдерживание конкуренции путем создания ограниченных товарными знаками и патентами юридически признанных монополий.

Большинство политических установок и доминирующие в Германии механизмы по охране конкуренции нашли отражение в законе от 1957 г. о запрете ограничений конкуренции. Этот закон в Германии не имел «предшественников» и означал разрыв с существовавшей десятилетиями правовой традицией картелей.

 

4.5. Труд и социальные отношения.

 

Одной из самых важных задач порядка в сфере труда и социальных отношений в условиях социальной рыночной экономики является недопущение того, чтобы человек, как фактор производства в экономике превращался в инструмент. Необходимо чтобы в процессе осуществления экономической деятельности соблюдались и совершенствовались личные неимущественные права. Поэтому в порядок в сфере труда и социальных отношений предполагает защиту и заботу о здоровье, человеческом достоинстве и праве на раскрытие человеческой личности. Номы социальной защиты разделены на направления:

1.      Нормирование защиты работающих по найму:

·        Защита от опасностей или охрана труда;

·        Гарантии в отношении длительности рабочего времени;

·        Гарантированность рабочего места.

2.      Нормирование в отношении устава предприятия или фирмы:

· Закон об уставе предприятия. Распространяется на все частные предприятии я с числом работающих неруководящего состава 5 и более. Устав предприятия расписывает взаимные обязательства работодателей и работников

· Закон об участие работающих по найму в деятельности наблюдательных советов;

· Закон об участии работающих по найму в управлении предприятием.

3.      Нормирование в области рынка труда:

·        Посредничество в подыскании работы, консультация по выбору профессии и система обеспечения занятости;

·        Тарифные договоры, решение трудовых споров и согласительная деятельность;

·        Страхование и выплаты по безработице;

·        Политика полной занятости.

4.      Система социального страхования:

·        Страхование от несчастного случая;

·        Страхование на случай болезни;

·        Пенсионное страхование рабочих и служащих;

·        Пенсионное страхование лиц, неработающих по найму;

5.      Социальная помощь.

6.      Социальная политика жилищного строительства и жилищный рынок.

7.      Помощь семьям.

8.      Помощь в получении образования.

9.      Трудовые и социальны суды.

Все эти положения закреплены соответствующими законодательными актами и служат принципам социальной справедливости в условиях рыночной экономики, улучшая социальную защищенность населения.

 

 

 

5. Заключение.

 

Таким образом, можно проследить путь Германии от разрухи и действительно нулевой точки к современному высокоразвитому государству с развитой социальной рыночной экономикой. Прилежные, квалифицированные рабочие, вооруженные техническими и трудовыми навыками, иностранная помощь, прочее содействие экономическому развитию Германии дали мощный толчок развитию экономики. Дальнейшему ее развитию способствовал целый ряд политических, экономически и социальных факторов, среди которых важную роль играют экономические свободы, которые социальное рыночное хозяйство предоставляет предпринима-телям, работающим по найму и потребителям. Не последнюю роль сыграли усилия парламента и правительства в области экономического и политического порядка, а также политико-экономического законодательного процесса.

Прогрессивная система конкуренции, развитая социальная структура сделали свое дело. Было создано хозяйство, основанное на свободах как личных, так и экономических, в котором человек выступает не  в качестве «инструмента» производства, а воспринимается как личность, имеет права, социальные гарантии. Социальная рыночная экономика на примере Германии продемонстрировала свою эффективность и можно с уверенностью сказать, что социальная рыночная экономика обеспечивает больший технический, цивилизованный, экономический и социальный прогресс, чем любые другие менее свободные и социально ориентированные экономические структуры.

 

 

 

 

 

6.   Список литературы.

 

1.    А.С.Булатов, Экономика М.,1999г;

2.    Хайнц Ламперт, Социальная рыночная экономика. Германский путь. М.: Дело, 1994г;

3.    Вечканов Г.С., Пуляев В.Т., Краткая экономическая энциклопедия, С-Пб.: Петрополис, 1998г;

4.    А.И.Добрынин, Тарасевич Л.С., Экономическая теория, С-Пб.: Питер, 1999г.

 


Страницы: 1, 2, 3, 4



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.