Более высокие показатели были получены нами при обследовании участников матча университетов страны по художественной гимнастике, проходившем в г. Алма-Ата в 1975 г.
Все участники имели высокую спортивную квалификацию, которая требовала систематических многочасовых тренировок и многократного участия в соревнованиях, а это, в свою очередь, связано рыло с переездами и отрывом от учебного процесса.
Несмотря на этот, довольно высокий, процент успеваемости, многие спортсменки были активистами и в комсомольско-профсоюзной работе.
Проведенные массовые исследования в 1977/78 учебном году показали, что успеваемость студентов-спортсменов значительно выше, потому что они отличаются хорошим состоянием здоровья, физической подготовленностью, функциональной готовностью основных систем организма, устойчивости умственной работоспособности и другими психофизическими качествами, умением ценить и распределить время, настойчивостью, целеустремленностью.
Успеваемость студентов КазГУ (%)
№
п/п
Занимаются
Студенты - спортсмены
(578)
Студенты, не
занимающиеся спортом
1
Отлично
8.1
6.00
2
Отлично и хорошо
26,62
22,71
3
Хорошо
28,37
30,38
4
Хорошо и удовлетворительно
29,07
27,59
5
Удовлетворительно
7.58
6.31
6
Неудовлетворительно
0.34
5,01
Нормально сформировать и усовершенствовать названные компоненты психофизического состояния организма человека невозможно без должного применения средств физической культуры и спорта.
Вот почему студенты спортсмены добиваются хорошей успеваемости в вузе и высоких показателей в дальнейшей производственной деятельности.
Одной из задач любого учебного заведения является формирований у студентки общественной активности. Организация и проведение физкультурно-массовых и спортивных мероприятий в школе, в любом учебном заведении, на производстве и трудовых коллективах невозможно без участия в них общественных физкультурных активистов и судьей по спорту.
Привлекать учащихся, студентов к организации и проведению физкультурных мероприятий (спортивные вечера, праздники, спартакиады, комсомольско-профсоюзные кроссы, шахматные турниры и др.), преподаватели физического воспитания и тренеры способствуют формированию организаторских навыков и общественной активности у своих подопечных. В таблице 4 даны результаты опроса 1256 студентов КазГУ.
Таблица 4
Общественная активность студентов КазГУ (в %)
Содержание работы
Студенты-спортсмены
( 578)
Не занимающиеся
спортом (678)
1.
Выполняют общественную работу
в комсомольско-профсоюзных
организациях
11.62
5.38
2.
Являются судьями по спорту
6.13
1.25
3.
Инструкторы-общественники
3.87
0,38
4.
Капитаны команд
7.87
1,38
5.
Тренеры-общественники
3.00
0.00
Из таблицы явствует, что 40% студентов охвачено различными формами общественно-профсоюзной, и физкультурной деятельности, и подавляющее большинство из них - спортсмены (профгруппорги, судьи и инструктора по спорту, капитаны команд).
Таким образом, физическая культура и спорт в учебных заведениях являются самыми массовыми и действенными средствами формирования социально активней личности будущих специалистов.
Черты характера, наиболее ярко проявляемые при занятиях физической культурой и спортом, количество (п)=216
(на основании ответов учителей школ, научных сотрудников, инженерно-технических работников г. Алма-Аты)
Черты характера
Ответы (%)
Настойчивость
Целеустремленность
Дисциплинированность
Трудолюбие
Патриотизм
68.00
65.63
68.50
47.63
44.13
Представители разных профессий указывают на важность уровня развития физических качеств в успешной трудовой деятельности. Первостепенная роль ими отводится основным физическим качествам (выносливости, силе, быстроте, ловкости).
Таблица 6
Физические качества, наиболее необходимые в производственной деятельности (п =216)
Специальности
Физические качества (%)
Выносливость
Сила
Быстрота
Ловкость
Учителя школы
10.25
2.75
4,13
Научные сотрудники Инженерно-
технические работники
24.50 21.00
2.25
7.38
7.88
9.35
5.63
7.00
Профессорско-преподавательский
состав вузов
21.50
5.13
Из таблицы видно, что для всех профессий наиболее важным из физических качеств является выносливость, развивать которую целесообразно с дошкольного и школьного возраста и совершенствовать в студенческие годы.
Результаты анкетирования первокурсников КазГУ (п=100)
Содержание вопроса
Количество
%
Регулярно посещали уроки физкультуры в школе
73.4
Участвовали в соревнованиях за год
А) не менее 3 раз
150
15
Б) не менее 5 раз
122
12.2
Не участвовали в соревнованиях
285
28.5
Занимались спортом
155
15.5
Имеют значок ГТО
128
12.8
6.
Имеют спортивные разряды
МС
0.3
КМС
10
1.0
1 разряд
13
1.3
2и3 разряды
102
10.3
Проведенные[1] социологические исследования показали, что только 44% выпускников школ различных районов Казахстана оценили постановку физического воспитания в школах, учились, на хорошо; 11,5% первокурсников дали отрицательные оценки; 28,4% учителей-предметников и классных руководителей положительно относятся к физической культуре и спорту.
Ответы выявили невысокую посещаемость учащимися уроков физкультуры, низкий охват занятиями спортом и участием в соревнованиях. Это, в свою очередь, влияет на постановку физического воспитания в вузе.
Исследуя отношение студентов к физической культуре и спорту исследователи выявили, что 40,75% опрошенных занимаются в целях укрепления здоровья. Созидательный подход к физически культуре следует считать положительным моментом, хотя лучше, если состояние здоровья не является основной причиной для занятий физическими упражнениями. В практике физкультурного движения Казахстана известно, что в учебные заведения, особенно в вузы, поступают юноши и девушки, имеющие недостаточный уровень физической подготовленности, что значительно осложняет их подготовку к выполнению нормативных требовании комплекса ГТО, освоению учебной программы по физическому воспитанию и будущей специальности.
Страницы: 1, 2, 3, 4