Рефераты. Финансовый анализ в аудите

Рациональным (оптимальным) вариантом фор­мирования финансов предприятия считается тот, когда основные средства приобретаются за счет свободных средств предприятия, оборотные - на 1/4 за счет долгосрочных займов, на 3/4 - за счет краткосрочных займов. Предприниматель будет работать лучше, если меньше собственный и больше заемный капитал. По этому принципу формируются взаимоотношения рынка. Имея не­большой собственный капитал, можно получить больше прибыли при рациональном хозяйствова­нии.

Аудитор определяет ликвидность предприятия ис­ходя из общей суммы текущих активов. Однако на ликвидность предприятия могут влиять также чрезвычайные обстоятельства. В таких случаях аудитор должен произвести расчет показателя ликвидности по срокам платежа, позволит установить. сможет ли предприятие возвратить краткосрочные долги. При этом используется соотношение быс­трореализуемых активов денежных средств, деби­торской задолженности и краткосрочных обяза­тельств.

Оценка структуры источников средств, которую приходится давать аудитору банкам, кредиторам, касается изменения доли собственных средств в общей сумме источников средств с точки зрения финансового риска при заключении соглашений, договоров. Риск увеличивается в тех случаях, ког­да уменьшается доля собственных средств (капи­тала).

Внутрипроизводственная оценка изменения до­ли собственных средств (капитала) ориентирует­ся на необходимость сокращения или увеличения долго- или краткосрочных займов. Доля внешних займов, кредитов и кредиторской задолженности в общих источниках средств зависит от соотно­шения процентных ставок за кредит и ставок на дивиденды. Если процентные ставки за кредит ниже ставок на дивиденды, то рационально уве­личивать привлечение заемных средств (кратко- и долгосрочные займы). При обратной ситуации целесообразно использовать собственные сред­ства (собственный капитал). Естественно, что структура источников средств будет зависеть от этих обстоятельств. Соотношение собственного капитала к привлеченному (чужому), как правило, должно быть 1:2.

Аудитор после изучения структуры источников средств предприятия представляет информацию банкам, кредиторам о расширении или сворачива­ний деятельности предприятия. Уменьшение крат­косрочных кредитов и увеличение собственного ка­питала может быть доказательством сворачивания деятельности предприятия. Однако одновременно к такому выводу прийти невозможно, так как часть этих средств может находиться под действием дру­гих факторов - процентных ставок за кредит и на дивиденды. Ориентиром вывода аудитора о расши­рении или сворачиваний деятельности предприятия может быть нераспределенная прибыль (в балансе разница между суммой балансовой прибыли и ис­пользованием прибыли - раздел 1 актива и пассива баланса).

В расчетах показателей платежеспособности, ли­квидности оборотного капитала (средств) исполь­зуется дебиторская задолженность и запасы. В зависимости от того, насколько быстро они превра­щаются в наличные деньги, определяются финансо­вое состояние предприятия, его платежеспособ­ность. С этой целью определяют оборотность сче­тов дебиторов, которую рассчитывают как отноше­ние выручки от реализации к сумме задолженности.

Аудитор должен особенно тщательно исследовать организацию расчетов с покупателями, так как от этого зависят объем реализации продукции, состо­яние дебиторской задолженности, наличные день­ги.

Существуют определенные принципы взаимоот­ношений с клиентами (покупателями и поставщи­ками), которые можно изложить следующим об­разом: продай за наличные деньги, купи в кредит; кредитуй покупателя на меньший срок, чем полу­чаешь кредит у поставщика, при соглашении оп­ределяй и проверяй платежеспособность заклю­ченного договора.

Пополнение наличных денег у предприятия за­висит от оборота запасов товарно-материальных ценностей, который рассчитывается как отноше­ние себестоимости реализованной продукции к среднегодовым запасам. Чем выше показатель оборота, тем быстрее запасы превращаются в на­личные деньги. Аудитор такой расчет должен про­изводить в динамике за несколько отчетных пери­одов.

С целью нормального осуществления производства и сбыта продукции запасы должны быть оптимальны­ми. Наличие меньших по размеру, но более мобиль­ных запасов значит, что меньшая сумма наличных средств предприятия находится в запасах. Наличие больших запасов свидетельствует о снижении актив­ности предприятия относительно производства и ре­ализации продукции.

Таким образом, аудитор при проверке финансо­вого состояния предприятия исследует не только фактическую стабильность, платежеспособность и ликвидность предприятия, но и перспективу повы­шения деловой активности и эффективности хозяйствования.



1.3. Этапы аудиторской проверки


Аудиторская проверка ограничена во времени. Поэтому для обеспечения высокого качества работы к ней следует тщательно подготовиться. Необходимым средством такой подготовки является всесторонне продуманное планиро­вание, которое создавало бы уверенность у исполнителей в том, что используются наиболее эффективные и дей­ственные процедуры аудита. Четкое планирование необ­ходимо также для выбора предполагаемых подходов к до­стижению целей аудита;  выполнения и контроля работы; убежденности в том. что внимание привлечено к глав­ным аспектам, что работа выполнена полностью.

Названным проблемам посвящено российское правило (стандарт) «Планирование аудита»[2]. В нем подчеркнуто, что требования данного стандарта являются обязательными для всех аудиторских организаций при осуществлении аудита, предусматривающего подготовку официального аудиторского заключения, за исключением тех его поло­жений, где прямо указано, что они носят рекоменда­тельный характер. Для других случаев эти требования но­сят рекомендательный характер (при проведении аудита, не предусматривающего подготовку по его результатам официального заключения, а также при оказании сопут­ствующих аудиту услуг). В случае отклонения при выпол­нении конкретного задания от обязательных требований данного правила (стандарта) аудиторская организация в обязательном порядке должна отметить это в своей рабо­чей документации и в письменном отчете руководству экономического субъекта, заказавшего аудит и (или) со­путствующие ему услуги.

Планирование, являясь начальным этапом проведения аудита, состоит в разработке аудиторской фирмой обще­го плана с указанием ожидаемого объема, графиков и сроков проведения аудита, а также в разработке програм­мы, определяющей объем, виды и последовательность осуществления аудиторских процедур, необходимых для формирования аудиторской организацией объективного и обоснованного мнения о бухгалтерской отчетности орга­низации.

Планирование должно проводиться в соответствии с общими принципами проведения аудита, а также с уче­том следующих частных принципов:[3]

— комплексности;

— непрерывности планирования;

— оптимальности.

Первый принцип предполагает обеспечение взаимосвя­занности и согласованности всех этапов планирования — от предварительного планирования до составления обще­го плана и программы аудита.

Принцип непрерывности выражается в установлении сопряженных заданий группе аудиторов и увязке этапов планирования по срокам и по смежным хозяйствующим субъектам (структурным подразделениям, выделенным на отдельный баланс, филиалам, представительствам, дочер­ним организациям). При планировании на длительный период в случае аудиторского сопровождения экономи­ческого субъекта, в течение года аудиторской фирме сле­дует своевременно корректировать планы и программы проведения аудита с учетом изменений в финансово-хо­зяйственной деятельности клиента и результатов проме­жуточных аудиторских проверок.

Принцип оптимальности планирования аудита заклю­чается в том, что в процессе планирования следует обес­печить вариантность планирования для возможности вы­бора оптимального варианта общего плана и программы на основании критериев, определенных самой аудиторс­кой фирмой.

При планировании следует выделить такие этапы:

— предварительное планирование;

— подготовка общего плана аудита;

— составление программы аудита.

Для эффективного планирования аудита до написания письма-обязательства и до заключения договора о проведении аудита аудиторская фирма должна согласовать с руководством экономического субъекта основные органи­зационные вопросы, связанные с проведением аудита.

На начальном этапе аудитор должен ознакомиться с финансово-хозяйственной деятельностью экономическо­го субъекта и иметь информацию о внешних и внутрен­них факторах, влияющих на хозяйственную деятельность экономического субъекта.

Аудитору следует ознакомиться с:

— организационно-управленческой структурой клиента;

— видами хозяйственной деятельности;

— структурой капитала;

— технологическими особенностями производства;

— уровнем рентабельности;

— основными покупателями и поставщиками;

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.