Рефераты. Финансово-кредитная система РФ, принципы ее формирования и функционирования отдельных звеньев

3) отношения между государством в лице федерального антимо­нопольного органа (Министерства РФ по антимонопольной поли­тике и поддержке предпринимательства) и организациями-стра­ховщиками по поводу предупреждения, ограничения и пресече­ния монополистической деятельности и недобросовестной конку­ренции на страховом рынке (ст. 31 Закона РФ «Об организации страхового дела в Российской Федерации»);

4) отношения по обязательному государственному страхова­нию, где государство как обязательный субъект всех финансовых правоотношений выступает в качестве страховщика имуществен­ных и личных интересов отдельных категорий граждан и выраба­тывает меры по обеспечению имущественных интересов страхова­телей. Так, еще Росстрахнадзором 14 марта 1995 г. были утверж­дены Правила размещения страховых резервов[18]. Страховые резе­рвы, образуемые из полученных от страхователей страховых взно­сов для предстоящих страховых выплат, в соответствии с п. 1.2 этих Правил инвестируются страховыми организациями в целях обеспечения их финансовой устойчивости и гарантий страховых выплат на принципах диверсификации, возвратности, прибыль­ности и ликвидности.

В целях обеспечения финансовой устойчивости всех страхов­щиков принято решение о повышении до 1 января 1999 г. мини­мального размера уставного капитала до 25 тыс. минимальных размеров оплаты труда (МРОТ) при проведении видов страхования иных, чем страхование жизни; не менее 35 тыс. МРОТ – при про­ведении страхования жизни и иных видов страхования и не менее 50 тыс. МРОТ – при проведении исключительно перестрахования (ч. 2 ст. 25 Закона РФ «Об организации страхового дела в Россий­ской Федерации»).

5) отношения между Федеральной комиссией по рынку ценных бумаг. Министерством РФ по налогам и сборам со страховщиками по осуществлению контрольных функций за страховой деятель­ностью.

Поскольку в условиях рыночных отношений государство и предприятия становятся равноправными хозяйствующими субъ­ектами, каждый из которых отвечает только по своим долгам, осо­бенно остро ощущается необходимость использования страхова­ния. Таким образом, сами рыночные условия хозяйствования объ­ективно предопределяют необходимость защиты имущественных и личных интересов юридических и физических лиц путем созда­ния страховых фондов.

3. ФИНАНСЫ ПРЕДПРИЯТИЙ РАЗЛИЧНЫХ ФОРМ СОБСТВЕННОСТИ


Финансы организаций и предприятий как часть финансовой системы охватывают процессы создания, распределения и использования ВВП в стоимостном выраже­нии. Они функционируют в сфере материального производства, где в основном создаются совокупный общественный продукт и национальный доход.

В ходе финансово-хозяйственной деятельности коммерчес­ких организаций и предприятий возникают определенные фи­нансовые отношения, связанные с организацией производства, реализацией продукции, формированием финансовых ресурсов, распределением и использованием доходов.

Финансы организаций и предприятий представ­ляют собой экономические отношения, возникающие в про­цессе формирования производственных фондов, производства и реализации продукции, образования собственных финансо­вых ресурсов, привлечения внешних источников финансирова­ния, их распределения и использования[19].

Такие экономические отношения часто называют денеж­ными, или финансовыми, хотя финансовые отношения явля­ются частью денежных отношений, возникают лишь при дви­жении денежных средств и сопровождаются формированием и использованием централизованных и децентрализованных фондов денежных средств.

• По своему экономическому содержанию всю совокупность финансовых отношений предприятий можно систематизиро­вать по следующим направлениям:

ü      связанные с формированием уставного капитала хозяйст­вующего субъекта. Конкретные способы образования уставного капитала зависят от организационно-правовой формы хозяйст­вования. Уставный капитал является основным источником формирования производственных фондов, приобретения нема­териальных активов любой коммерческой организации и пред­приятия;

ü      связанные с производством и реализацией продукции, воз­никновением вновь созданной стоимости. К ним относятся де­нежные отношения между поставщиком и покупателем, транс­портом и клиентурой, заказчиком и подрядчиком и т. д.;

ü      между коммерческими организациями и предприятиями, связанные с эмиссией и размещением ценных бумаг, с взаим­ным кредитованием, долевым участием в создании совместных предприятий;

ü      между хозяйствующим субъектом и его подразделениями, вышестоящей организацией, союзами и ассоциациями, члена­ми которых они являются при выполнении взаимных финансо­вых обязательств;

ü      между коммерческими организациями и предприятиями и от­дельными работниками, возникающие при распределении и ис­пользовании доходов, выпуске и размещении акций, облигаций, выплате дивидендов по акциям и процентов по облигациям;

ü      между хозяйствующими субъектами и финансовой системой государства при уплате налогов и других платежей в бюджет, формировании внебюджетных фондов, получении ассигнова­ний из бюджета, предоставлении налоговых льгот, применении штрафных санкций;

ü      между хозяйствующими субъектами и банковской системой в процессе хранения денег в банках, получения и погашения ссуд, уплаты процентов за кредит, оказания банковских услуг;

ü      между хозяйствующими субъектами и страховыми компаниями, возникающие при страховании имущества, отдельных категорий ра­ботников, предпринимательского и коммерческого рисков.

Очевидно, что финансовые отношения, являясь частью де­нежных отношении, возникают лишь при реальном движении денежных средств и сопровождаются созданием или изменени­ем величины денежных фондов.

• Финансам коммерческих организаций и предприятий при­сущи те же функции, что и общегосударственным финансам, – распределительная и контрольная. Обе функции тесно связаны между собой.

Посредством распределительной функции происходят форми­рование первоначального капитала, образующегося за счет вкладов учредителей, создание основных пропорций в распре­делении доходов и финансовых ресурсов, обеспечивается опти­мальное сочетание интересов отдельных товаропроизводителей, хозяйствующих субъектов и государства в целом.

Объективная основа контрольной функции – стоимостный учет затрат на производство и реализацию продукции (выпол­нение работ и оказание услуг) и формирование доходов и де­нежных фондов. Финансы как распределительные отношения обеспечивают источниками финансирования воспроизводствен­ный процесс (распределительная функция) и тем самым связы­вают воедино все фазы воспроизводственного процесса: произ­водство, обмен и потребление. Однако распределить и исполь­зовать доходов больше, чем создано в процессе производства и получено после реализации продукции, (выполнения работ и оказания услуг), невозможно. Размер получаемых хозяйствую­щим субъектом доходов определяет возможности его дальней­шего развития. От эффективности производства, снижения за­трат, рационального использования финансовых ресурсов зави­сят конкурентоспособность предприятия, его финансовая ус­тойчивость.

При нарушении нормального кругооборота средств, увели­чении затрат на производство продукции (выполнение работ, оказание услуг) снижаются доходы хозяйствующего субъекта и общества в целом, что свидетельствует о нарушении в произ­водственном процессе, недостаточном воздействии распредели­тельных отношений на эффективность производства.

Распределительные отношения затрагивают интересы как общества в целом, так и отдельных хозяйствующих субъектов, их работников, акционеров, кредитных и страховых институтов. Поскольку к распределению вновь созданной стоимости имеет­ся всесторонний интерес, финансовый контроль за деятельнос­тью хозяйствующего субъекта осуществляют:

ü      непосредственно хозяйствующий субъект путем всестороннего анализа финансовых показателей, оперативного контроля за ходом выполнения финансовых планов, обязательств перед поставщика­ми товарно-материальных ценностей, потребителями продукции, государством, банками и другими контрагентами,

ü      налоговые органы, которые следят за своевременностью и полнотой уплаты налогов и других обязательных платежей;

ü      контрольно-ревизионная служба Министерства финансов РФ, которая осуществляет контроль за финансово-хозяйственной дея­тельностью предприятий и организаций, использующих бюджет­ные средства;

ü      коммерческие банки при выдаче и возврате ссуд, оказании других банковских услуг;

ü      независимые аудиторские фирмы при проведении аудитор­ских проверок.

Положительный финансовый результат хозяйственной дея­тельности коммерческих организаций и предприятий свиде­тельствует об эффективности применяемых форм и методов управления финансовыми ресурсами. И, наоборот, отрицатель­ный результат или отсутствие его говорят о недостатках в уп­равлении финансовыми ресурсами, организации производства и может привести к банкротству хозяйствующего субъекта.

Финансовые отношения коммерческих организаций и пред­приятий строятся на определенных принципах, связанных с ос­новами хозяйственной деятельности: хозяйственная самостоя­тельность, самофинансирование, материальная заинтересован­ность, материальная ответственность, обеспечение финансовы­ми резервами.

Принцип хозяйственной самостоятельности не может быть реализован без самостоятельности в области финансов. Его реализация обеспечивается тем, что хозяйствующие субъекты не­зависимо от формы собственности самостоятельно определяют свои расходы, источники финансирования, направления вложений денежных средств с целью получения прибыли. Развитие рыноч­ных отношений существенно расширило самостоятельность хо­зяйствующих субъектов, появились новые возможности в инвести­ровании денежных средств. Коммерческие организации и пред­приятия с целью получения дополнительной прибыли могут осу­ществлять финансовые инвестиции краткосрочного и долгосрочного характера в форме приобретения ценных бумаг других ком­мерческих организаций, государства, участия в формировании ус­тавного капитала другого хозяйствующего субъекта, хранения де­нежных средств на депозитных счетах коммерческих банков. Од­нако сказать о полной финансовой самостоятельности хозяйст­вующих субъектов в процессе формирования финансовых ресур­сов и использования принадлежащих им денежных средств нельзя. Государство регламентирует отдельные стороны их деятельности. Так, коммерческие организации и предприятия всех форм собст­венности в соответствии с законодательством уплачивают необхо­димые налоги в соответствии с установленными ставками, участ­вуют в формировании внебюджетных фондов. Начисление амор­тизации также происходит по нормам, установленным законода­тельно.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.