Министерство образования и науки Украины
Реферат
Финансы, денежный учет и контроль
Финансовая система государства и управление ею
Одесса 2005
Содержание
Введение. 3
1. Сущность и структурное строение финансов. 5
2. Понятие финансовой системы.. 7
3. Структура финансовой системы.. 9
4. Звенья финансовой системы государства. 11
5. Существущие типы финансовых систем. 14
6. Управление финансовой системой государства. 17
Выводы.. 20
Литература. 21
Финансы представляют собой совокупность денежных отношений, возникающих в процессе создания фондов денежных средств у субъектов хозяйствования и государства и использования их на цели воспроизводства, стимулирования и удовлетворения социальных нужд общества. Можно выделить четыре основные стадии процесса общественного воспроизводства: производство, обмен, распределение и потребление.
Областью возникновения и функционирования финансов является вторая стадия воспроизводственного процесса, когда происходит обмен произведенными общественными продуктами, эквивалентность которого для участников процесса обмена устанавливается с помощью стоимостных оценок. Именно на этой стадии появляются финансовые отношения, связанные с формированием денежных доходов и накоплений, принимающих специфическую форму финансовых ресурсов. Потенциально финансовые ресурсы образуются на стадии производства, когда создается новая стоимость и осуществляется перенос старой. Однако реальное формирование финансовых ресурсов начинается только на стадии обмена, когда стоимость реализована.
В общей совокупности финансовых отношений выделяют три крупные взаимосвязанные сферы: финансы хозяйствующих субъектов (предприятия, организации, учреждения), страхование, государственные финансы. В зависимости от характера деятельности субъектов внутри каждой из этих сфер можно выделить различные звенья. Каждое звено выполняет свои задачи, имеет собственную организационную структуру финансового аппарата, однако в совокупности они образуют финансовую систему государства. Взаимодействие между выделенными звеньями финансовой системы осуществляется, как правило, при посредничестве учреждений банковской системы, играющих особо важную роль в отношении функционирования финансов предприятий.
Известно определение: «финансовая система — это система форм и методов образования, распределения и использования фонов денежных средств государства и предприятий». В другом труде выделяют в общей совокупности финансовых отношений (структурируют) три взаимосвязанные сферы: финансы хозяйствующих субъектов (предприятий, организаций, учреждений), страхование, государственные финансы. Каждое из этих звеньев (подсистем) имеет свои задачи (подфункции финансовой системы), собственную организационную структуру финансового аппарата, а в совокупности они образуют финансовую систему государства.
Рассмотрим в этой работе более подробно понятие, структуру, цели механизм управления финансовой системы государства
Исследование финансов, их роли в обществе основывается на двух факторах: на определении сути финансов как общественного явления; на определении их сути как структуризации финансовых отношений путем выделения отдельных составляющих финансов.
Вопрос сущности и структурного строения финансов продолжительное время является предметом научных дискуссий. Но в настоящее время гораздо более актуальный аспект – это создание новых концептуальных основ финансовой теории и практики.
На основе сравнительного анализа мы можем выделить два ключевых вопроса — определение сущности финансов и структуры финансовой системы. Что касается определения сущности финансов, то существуют, на первый взгляд, абсолютно разные подходы. Отечественная финансовая наука определяла финансы как совокупность экономических отношений относительно распределения и перераспределения ВВП. У каждого автора были свои уточнения относительно характера, форм и методов этих отношений, однако основа основ состояла в том, что финансы определялись и определяются именно как распределительные отношения.
Следует отметить, что существовало и так называемое расширенное толкование финансов как отношений, связанных с формированием и использованием финансовых ресурсов. Это фактически вело к тому, что в финансы включались и отношения обмена, ведь часть ресурсов поступает выручкой от реализации.
Западная финансовая наука тоже дает разные определения финансов. Однако всегда в центре ее внимания денежные потоки — движение средств от одного субъекта к другому. В сущности, этому определению очень близко расширенная трактовка сущности финансов советской финансовой наукой. Такой подход снимает вопрос, который так и не был решен в прежние времена: принадлежат или нет к финансам отношения купли-продажи? В одних учебниках, статьях они включаются в состав финансов, в других нет. Тем не менее, независимо от того, как это было в теории, на практике финансовая работа всегда начиналась обеспечением поступления выручки от реализации. Формирование доходов является и всегда будет основой основ финансовой деятельности каждого субъекта.
Рациональное зерно относительно определения сути финансов существует в любом из указанных подходов. В свое время на Западе довольно популярной была теория конвергенции обществ (в конце концов, так оно и произошло). Эту теорию целиком можно применить и к дальнейшему развитию финансовой науки, которая всегда шла не путем отбрасывания предшествующих положений и теорий, а производила в своей основе селективный отбор всего рационального и положительного.
Такой подход в современных условиях будет самым рациональным и окажет содействие дальнейшему углублению теории финансов. Без смысла отстаивать только распределительный характер финансов и игнорировать подходы западной финансовой науки. Но безосновательно отвергать и весь накопленный опыт только потому, что он сформировался в условиях другой экономической системы.
Исходя из вышеупомянутого, можно сформулировать такое определение финансов — совокупности отношений по поводу обмена, распределения и перераспределения стоимости созданного в обществе ВВП, опосредствующихся движением денежных потоков между их субъектами — юридическими и физическими лицами и государством.
Это довольно обобщенное определение, которое, естественно, можно дополнить различными уточнениями. Однако любое определение может быть максимально кратким, лишь указывая на главные признаки того или иного явления. Едва ли целесообразно в определении указывать абсолютно все детали. С одной стороны, это практически невозможно, со второй — только усложняет восприятие данного явления.
Финансы представляют собой довольно сложное общественное явление. Они охватывают широкую гамму разнообразных отношений, отображающихся в не менее разнообразных денежных потоках. При единой сути этих отношений в них выделяются отдельные элементы, которые имеют свои характерные признаки и особенности. Характеристика финансов применяется как для понимания их необходимости, сущности и роли в обществе, так и для детализации конкретных форм финансовых отношений.
Выделение форм финансовых отношений характеризует относительное обособление определенных составных финансов. Совокупность этих составных определяется термином «финансовая система». Как и любая другая система, она является не простым набором, а совокупностью взаимосвязанных элементов, имеющих однородные признаки.
Финансовая система вообще трактуется как совокупность отношений, существующих в границах данной общественно-экономической формации. В более узком понимании она рассматривается как система финансовых учреждений государства. В процессе эволюции социально-экономических отношений или результате революционных изменений и реформ общественно-экономическая формация сталкивается с изменениями финансовой системы, с их сужением или расширением, обусловленным необходимостью выполнения новых функций и задач государственным аппаратом, включая повышение финансовой маневренности.
Финансовую систему можно представить в виде следующей схемы (схема 1).
Схема 1
Основу финансовой системы составляют денежные фонды. Под денежными фондами (или денежными, финансовыми активами) следует понимать определенные суммы денег или других ценных бумаг, которые имеют, во-первых, соответствующие и четко определенные направления формирования, во-вторых, такие же соответствующие и четко очерченные направления использования. Финансовая система пронизывает всю национальную экономическую систему, начиная от домохозяйств, индивидуальных и партнерских предприятий, корпоративных предприятий и заканчивая государством.
В странах рыночной экономики финансовая система включает такие составляющие: государственный бюджет, местные финансы, специальные фонды, финансы государственных корпораций (предприятий). Если исходить из позиций системного анализа, далее идет выявление качественных отличий отдельных составляющих, установление функциональной сложности их действия, в конце концов, изучение конфигурации.
Остановимся на конфигурации такой финансовой системы. Сразу же отметим наличие в ней, по меньшей мере, двух неоднородных элементов: сферы существования финансов (госбюджет, спецфонды) и сферы существования финансовых отношений (местные финансы — региональная сфера, финансы государственных предприятий — часть производственной сферы). Углубленный системный анализ предусматривает в дальнейшему, кроме исследования внутренней структурной сложности элементов (функциональной и организационной) установление связи между ними, а также определение ее внешних контуров (масштабов) [4, 34].
Финансовую систему можно рассматривать по внутреннему строению и по организационной структуре.
По внутреннему строению финансовая система представляет собой совокупность относительно обособленных взаимосвязанных сфер и звенья финансовых отношений, отображающих специфические формы и методы обмена, распределения и перераспределения ВВП. В соответствии с организационной структурой финансовая система является совокупностью финансовых органов и институтов, руководящими денежным потоками.
Страницы: 1, 2, 3