Рефераты. Философия правовой поддержки малого бизнеса

Тем не менее в реферате достаточно обосновано представлена историческая реконструкция принципов правовой поддержки и ее оснований, которые - как мы видели, - не сводились только к идее  организациионно-финансовых взаимодействий в различные периоды экономического развития, но и опирались, и учитывали разнообразие высказываемых в научном сообществе идей экономического  права и характера экономических отношений.

 Кроме того, довольно серьезным результатом проделанной в реферате работы является позиционирование правовой поддержки малого и среднего предпринимательства как настоятельного элемента  практической политики, имеющего своим основанием необходимость защиты интеллектуального и трудового потенциала населения государства, а также развитие и расширение сферы денежного обращения на внутреннем рынке страны.

В заключение хотелось бы подчеркнуть, что настоящая тема далеко не исчерпала своих возможностей и потенциала нового знания и новых результатов, использование которого в практике  преобразований социальных и экономических отношений и их правового обеспечения  могло бы прояснить многие моменты современной хозяйственной практики, не удовлетворяющие идеалам свободы и равенства и препятствующие устроению России как  правового государства.

Л И Т Е Р А Т У Р А

1.      Бычков В.В. Организация малого предпринимательства. Учебное пособие. Воронеж, 1997.


2.      Лексин В.Н., Швецов А.Н. Государство и регионы. М. УРСС. 1997.


3.      Майбурд Е.М.  Введение в экономическую историю. М., "Дело", 2000.


4.      Шнипер Р.И., Новоселов А.С. Региональные проблемы рынковедения. Экономический аспект. Новосибирск, "Наука", 1993.


5.      Философская энциклопедия в 5-ти тт. М., "Советская энциклопедия", 1960-1970.



[1]  Античные свидетельства Древней Греции часто гласят прямо противоположное: "Закон - царь всех смертных и бессмертных. Побеждающей рукой он доставляет добродетели превосходство" (Пиндар). Или: "Подобное по природе  сродно подобному, а закон - тиран человеков, он часто насилует природу" (Гиппий). 

[2] Средневековые мыслители излагали точку зрения, что исторические события, социальные и экономические установления зависят от божественного провидения, развивали положения о приоритете духовной власти  над властью светской вследствие универсальности нравственной природы Закона Божьего.

[3] Интересно, что под термином каноника понимаются правила познания и истины.

[4] Более ранние христианские мыслители отрицательно относились к проблеме ссудного процента и ростовщичества. Так, Фома Аквинский взимание процентов за деньги, данные взаймы, называл продажей того, что не существует. Он сравнивал это с тем случаем, когда хотят продать вино и еще продать право пить это вино. Каноническое право вносит значительные новшества, важные для дальнейшего развития экономической  мысли и характера изменений правовой практики. Во-первых, оно разрабатывает юридические процедуры, согласно которым процент по ссуде уподобляется ренте с земли, а также вводит экономическое представление о пользовании деньгами и оправдывает существование ссудного процента отсутствием возможного дохода, который мог бы получить их владелец, если бы сам пустил их в оборот. Ссудный процент тем самым становится компенсацией неполученного дохода получает свое нравственно-правовое оправдание.

[5] Именно в эпоху Возрождения общество стало рассматриваться как сумма кровнохозяйственных союзов-семей, формирующееся независимо от воли человека под влиянием естественной среды (Ж.Боден), а  право основывается и утверждается в обществе разумной природой человека, исходя из его стремлений к мирному общению, организованному согласно требованиям разумного общежития людей (Г.Гроций).

[6] Согласно Т.Гоббсу забота о мире и цивилизованном развитии - основа "естественного права", созданного общественным договором. Государство признается абсолютным сувереном, причем в результате общественного договора права отдельных граждан, добровольно ограничивших свою свободу, были перенесены на государя (или государственные органы). Благо народа, считал Т.Гоббс, - высший закон государства. Всего им было сформулировано 20 естественных законов, управляющих социальной жизнью и государственной жизнедеятельностью.

[7] Протестантская вера была гарантией скрупулезного выполнения контрактов и именно в протестантской среде стали быстро развиваться  такие операции с ценными бумагами как кредит под векселя и банковское дело. При этом прием в протестантскую общину был обусловлен строгим испытанием честности. Более того, на основе новых добродетелей, новых представлений о допустимом и недопустимом в поведении людей формируется новый тип делового человека - активного, предприимчивого, осмотрительного  в выборе партнеров и направлений вложения денег, но смелого и готового на разумный риск. Тип, который доброе имя ставит выше немедленной наживы.

[8]  Естественное право выступает не в качестве нормативного, а в качестве идеального правового кодекса, предписанного самой природой и запечатленного в человеческом разуме. Соответственно, правовые устои, на которых должна основываться общественная и государственная жизнь, следует искать не божественном откровении, не в феодальном  праве, а в разуме и опыте, в природе вещей и природе самого человека. В Англии в XV веке сложилось так называемое общее право, нормы которого, по мнению некоторых юристов того времени, удовлетворяли идеальному порядку права естественного.

[9]   Формой выражения отношения делового мира того времени к  правовым спорам вокруг проблемы ограничения процента за кредит стало убеждение в том, что без процента нет кредита, а без кредита нет бизнеса. Занятые деньги шли в оборот, становились капиталом и должны были принести доход, превышающий сумму ссуды.

[10] Так, У.Стаффорд в своем сочинении "Беглое обсуждение английской политики" предложил рассматривать три вида торговли: торговля, только удаляющая деньги из страны, торговля, тратящая здесь все деньги, которые здесь же и заработаны, а также торговля, ввозящая деньги из-за границы". См. Е.М.Майбурд. Введение в историю экономической мысли. Глава 7 "Наука в открытом море", раздел "Начало меркантилистской литературы", М., "Дело", 2000, с. 79.

[11] "Богатство всякого короля, - писал У.Петти, - троякого рода. Первое - это богатство его подданных, второе - это та доля богатства его подданных, которая отдается ему для дела защиты, поддержания достоинства и укрепления страны, а также для управления предприятиями, имеющими целью общее благо, за что не могут взяться или могут взяться лишь очень немногие частные лица. Третья - это та часть упомянутой доли, которой король может распоряжаться так, как его собственные личные наклонности и желания подскажут ему, не отдавая никому отчета". Как видим, "второе" богатство - это доля, а "третье" - это доля доли. Следовательно наиболее существенно - богатство первое, т.е. богатство населения. Именно в этих рассуждениях и  политически значимом обозначении принципа учета таких долей следует искать экономически обоснованного определения налоговой способности населения как социально-экономической категории, которой можно оперировать при осуществлении реальных экономических расчетов. См. там же, с.82. Трудно говорить об У.Петти только как о выразителе идеологии меркантилизма, трудно потому, что его произведения выходят за рамки произведений, имеющих только практические - политические или идеологические -  цели, и становятся первыми научными произведениями экономической мысли.

[12]  Н.Барбон. Очерк о торговле. Цит по книге Е.М.Майбурд. Введение в историю экономической мысли. Глава 9 "На острове не унимаются", раздел "Отношение к монополиям". М., "Дело", 2000, с. 103. Характерно, что книга Н.Барбона, хотя и написана в конце XVII века (1690), но тем не менее свои аналитические средства экономической науки прилагает почти к тем же проблемам, которые в начале столетия в стиле политической  утопии радикально решал Т.Кампанелла, чей трактат "Город Солнца" вышел во Франкфурте-на-Майне в 1623 году.

[13] "Страны, где существуют законы против роскоши, - пишет Д.Норс, - обычно бедны, потому что люди благодаря этим законам  вынуждены ограничиваться меньшими расходами, чем они  могли и хотели бы нести, но тем самым у них отнимается охота к трудолюбию и изобретательности. Возможно, что отдельные семьи могут существовать и при таких обстоятельствах, но зато росту богатства страны это будет мешать, так как страна никогда не процветает лучше, чем при переходе богатства из рук в руки". Цит. по книге Е.М.Майбурд "Введение в историю экономической мысли. Глава 9 "На острове не унимаются". Раздел "Норс о богатстве", М., "Дело", с.105. 


[14]  См. Р.Шнипер, А.С.Новоселов. Региональные проблемы рынковедения. Экономический аспект. Новосибирск, "Наука", 1993, с.112.

 [15]  С.И.Паринов. Экономика ХХI века на базе Интернет-технологий. Распределенная конференция "Технологии информационного общества 98 - Россия". #"#_ftnref16" name="_ftn16" title="">[16] В.В.Бычков. Организация малого предпринимательства. Учебное пособие. Воронеж, 1997, с.12.

[17]

[18]  См. Р.И.Шнипер, А.С.Новоселов. Региональные проблемы рынковедения. Экономический аспект. Новосибирск, "Наука", 1993, с. 112. 

[19]  В.Н.Лексин, А.Н.Швецов. Государство и регионы. Теория и практика государственного регулирования территориального развития. М., УРСС. 1999, с.52-53.


Страницы: 1, 2, 3, 4, 5



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.