Диалекты караимского языка: западные (тракайский и галицкий диалекты), восточный (крымский) диалект - грамматически крымско-татарский язык с большим количеством заимствований из древнееврейского языка.
После присоединения Крыма к России (с ее официальным антисемитизмом) караимы постоянно стремились подчеркнуть свое отличие от евреев, прося и получая от властей различные льготы и привилегии. В 19 веке известным караимским собирателем древностей А. С. Фирковичем была выдвинута гипотеза о появлении в 6 веке до н.э. в Крыму вместе с войсками персидского царя Камбуза израильтян вавилонского пленения, которые, перенимая от местного тюркского населения обычаи и язык, смешались с хазарами, образовав этнос караимов. При этом подчеркивалось, что эти израильтяне попали в Крым до Рождества Христова и не причастны к распятию Христа. В годы второй мировой войны караимы в Крыму в отличие от евреев и крымчаков не подвергались уничтожению фашистами. Не были они, за исключением нескольких десятков, высланы из Крыма в сороковые. Современные караимы, включая выходцев из Крыма, проживают также в Израиле (около 20 тыс. человек), Стамбуле, Париже, небольшие общины имеются в США, Канаде, Австралии. Всего их около 50 тыс. чел. В большинстве своем они считают себя частью еврейского народа, отличаясь исключительно особенностями религии и антропологии. В расовом отношении караимы неоднородны: присутствуют монголоидные, альпийские и арменоидные элементы. Большинством исследователей относятся к тюркской группе алтайской языковой семьи и ставятся в один ряд с крымскими татарами, от которых отличаются религией.
Караимские фамилии представляют собой тюркские профессиональные термины, имена - часто церковно-иудейские.
O Крымчаки.
"Крымчаки" - самоназвание народа (по данным переписи 1989 г. - 1448 человек), который сформировался в средневековый период на территории Крымского п-ова как этноконфессиональная общность из разноэтничных почитателей реформированного иудейского ритуала. Впервые этноним "крымчак" появился в официальных документах Российской Империи в 1859 г. Это слово было введено российской администрацией Крыма, для отличия этой иудейской группы от евреев, начавших переселяться на территорию Крыма из России и Польши с конца 19 века и от караимов.
В начале XIX в. в письме Императору Александру I сами крымчаки называют себя "джемаатындан бени исраэльын къырым адасындан шээринден Карасубазарнын" - "общество сынов Израиля города Карасубазара" и "яхудилер Карасу" - “иудеи Карасубазара” (по-крымскотатарски). Другие названия: "кърымчах", "евреи-крымчаки", "константинопольские евреи", "турецкие евреи", "татарские евреи", и в противовессоседним караимам - "крымские раббаниты", "крымские раввинисты".
Долгое время считалось, что предками крымчаков были еврейские поселенцы античных городов Крыма с первых веков н.э., хазары и хазарские евреи; крымские караимы; военнопленные евреи, пригнанные в Крым в 13 в. татарами; турецкие евреи, прибывшие в Крым после завоевания территории полуострова Турецкой империей в конце 15 в. и т.п. В начале 1920-х гг. известный тюрколог академик А.Н. Самойлович на основе изучения лексики крымчаков высказал точку зрения относительно принадлежности последних к хазарской культуре. Исследования групп крови, проведенные В. Заболотным, позволили ему сделать вывод о том, что крымчаки не относятся к семитским народам. Результат исследований антропометрии крымчаков, проведенный Н. Теребинской-Шенгер, также подтвердил этот вывод. Позднее, в 60-х гг., антропометрические измерения крымчаков В. Д. Дьяченко дали те же результаты.
Формирование этноконфессиональной общности крымчаков было связано с рядом факторов, из которых главными были: появление еврейской диаспоры на территории Крымского полуострова в перве вв. н.э. и распространение иудаизма среди других, проживающих в Крыму этносов, в результате прозелитизма в поздней античности и средневековый период истории.
Имеется несколько свидетельств прозелитизма в иудейских общинах Босфорского царства (располагалось на территории Керченского полуострова) в первых вв. н.э. Группа надписей сообщает об отпуске рабов на волю при условии посещения ими в свободном состоянии иудейского молитвенного дома. Если это условие не соблюдалось последними, они вновь возвращались в рабское состояние. То есть речь идет о принудительном прозелитизме. Язык этих надписей - древнегреческий, как и имена иудеев, "дарующих" свободу рабам.
Приход тюркского языка на территорию Крыма связывается с набегами гуннов и др. тюркских народов в конце 4 в. н.э. в 5 в. здесь закрепилисб хазары. Есть сведения о том, что первые хазары были обращены в иудаизм в 610 году. В 650 году образовался Хазарский кагант, а 730 году хан Булан сделал иудаизм государственной идеологией. Иудейские общины существовали и в Киевской Руси, но там большинство также составляли прозелиты. При византийском императоре Романе I в Крым и Хазарию бежали тысячи евреев сефардского происхождения. В 965 году столица Хазарии город Итиль, доставшийся им от гуннов был разрушен мусульманскими племенами из Средней Азии. Этнические хазары перешли в ислам, а этнические евреи и хазары отказавшиеся сменить религию бежали на Северный Кавказ. Князь Олег, “мстя неразумным хазарам”, мстил уже не иудеям, а мусульманам.
На протяжении 10-13 вв., в результате проникновения на территорию Крыма печенегов и половцев тюркские языки, языческие культы и обряды, воздействовали на сознание местных народов.
Фашистская Германия оккупировав среди прочих земель СССР и Крымский полуостров, осуществила геноцид крымчаков, как приверженцев ортодоксального иудаизма. По оценочным данным, до Великой Отечественной войны насчитывалось около 9 000 представителей этой национальности, перепись 1959 г. отметила около 2 000 человек.
Язык крымчаков относится к кыпчакско-половецкой подгруппе тюркских языков (вместе с татарами, северокавказскими тюрками и казахами) и сближается с крымско-татарским, от которого отличается несильно, как и караимский язык.
Антропологически крымчаки сближаются с другими крымскими народами и представляют историческое смешение монголоидной расы с северо-понтийским и арменоидным типами европеоидной расы. Иногда выделяют специфический смешанный или переходный крымский тип.
Т.о. в Крыму различаются 3 группы народов, исповедующих иудаизм: этнические крымские евреи (традиционный иудаизм раббанитской ветви; арменоидный антропотип), крымчаки - потомки тюркских народов (традиционный иудаизм раббанитской ветви; крымский смешанный антропотип), караимы - потомки тюркских народов (иудаизм караимской ветви; крымский смешанный антропотип).
O Эбраэли (грузинские евреи).
Численность в Грузии - 14,31 тыс. человек, в России - 1 172 человек. До 1970-х гг. проживали в основном в Грузии, часть - в Армении. Говорят на жаргоне киврули (т.е. еврейский), включающем многие корни из языка иврит. У большинства окончания фамилий «-швили».
Арменоидный антроптип. 135 Информация Эвлии Челеби ошибочна. Джучи умер в 1227 г. и во вторжении в Крым (1223) сам не участвовал. Генуэзцы появились в Крыму в 1261 г. и владели лишь юго-восточным побережьем полуострова. Дата возникновения перекопского рва неизвестна Перекопский перешеек имеет 8-23 км ширины. Располагается он, начиная от залива Азовского моря, называющегося Сивашом, и до Перекопского залива, части Каркинитского залива. Употребляемое здесь последнее название — Мертвое море — автор объясняет на с. 59 Крымское название Перекопа (рва) звучит «Ор». Это непонятное для османцев выражение Эвлия Челеби объясняет неоднократно, переводя его понятным для турок арабским выражением «хендек». Оба эти выражения означают «ров», «перекоп». Крымское название Ор, а также русское название Перекоп как нельзя более друг другу соответствуют. Оба они относятся и к самому рву, и к крепости над ним. Крепость эта также иногда называется в турецких источниках Ор-калеси, т.е. «орская, перекопская крепость». На стр. 22 можно прочесть другое популярное название — Ор агзы — дословно, «орские уста», или же «вход в Ор (Перекоп)». Смысл этого названия мы поймем еще лучше, принимая во внимание третье турецкое название: Ор капусу, т.е. «орские, (перекопские) ворота». В противоположность вышеперечисленным, название перекопской крепости Ферахкерман (араб.-крым.-тат. — «Град Радости», «Веселая Крепость») — это официальное, но несколько искусственное название; мы знаем его из крымских документов и, естественно, из трудов крымских историков. Объяснение его мы найдем несколько далее на с, 59.
136 Эвлия Челеби здесь ошибается. Сахиб Герей I правил в Крыму в 1532-1551 гг., а название Ферахкерман (или перс.-араб. Шехр-и-Ферах — «Град Радости (Радостное, Веселое)» мы знаем из посланий Менгли Герея I уже в 1509 г. Сахиб Герей I тогда мог разве что обновить тамошние укрепления, которые «радовали» его предшественников.
Еврейский элемент оставил свой след в жизни Тавриды, еще с античных времен. У нас нет никаих данных о контактах этого района с древними финикийскими мореплавателями или и период основания первых греческих колоний в VI-V вв., однако в эллинистическую эпоху (т.е. где-то во II-I вв. до н.э) и отдельные иудеи и целые общины уже существовали на черноморских берегах. Еврейские поселенцы основали здесь свои религиозные общины и братства из язычников (прозелитов), признавших единого Бога-Иегову. О существовании еврейской диаспоры в Тавриде говорят многочисленные надписи из Анапы, Керчи, Феодосии, Херсонеса, Ольвии и др. Они говорят об освобождении рабов и рабынь по данному Богу обету с одобрения иудейской общины и под условием посещения ими синагоги.
Число евреев увеличилось в Римскую эпоху, особенно после разгрома Палестины и разрушения Иерусалима во времена Веспасиана и Тита (70 г. по Р.Х.). В Византийское время евреи претерпевают в империи ряд гонений и массами бегут «в сторону наименьшего сопротивления», в том числе, на Кавказ, в Тавриду и в водораздел Дона и Волги. В Тавриде евреи чувствуют себя особенно хорошо в ту эпоху, когда иудейство было принято хазарами (VIII в.) в качестве религии кагана (Булан) и высшего класса. Похоже, что его центрами были районы Тамани а в самом Крыму – южнобережье (Партенит возле Ялты) и Херсонес. Отсюда оно ведет обширную пропаганду по югу России. Посольство святого Константина (Кирилла), брата св. Мефодия, в Тавриду и Хазарию имело целью противодействовать иудейской проповеди, которая, как видим, приняла громадные размеры, и поддержать православие. Из русской летописи мы знаем, что евреи добирались и на Русь - в Киев, подтверждая это недавно было найдено рекомендательное письмо на иврите от раввинистической еврейской общины Киева ее члену, в X в. собиравшему деньги на выкуп из долговой кабалы и дошедшем аж до Каира.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6