Рефераты. Эволюция макроэкономической политики государства в США: от Ф. Рузвельта до Р.Рейгана

В 1960-е гг., несмотря на благоприятную внутриэкономическую конъюнктуру, началось заметное ухудшение внешнеэкономических позиций США. Страны Западной Европы и Япония, закончив послевоенное восстановление, значительно опережали США не только по темпам экономического роста, но и по темпам роста эффективности производства. «Технологический отрыв» США от основных конкурентов начал сокращаться. Этому способствовало, в частности, наиболее тяжелое бремя милитаризации, тормозившее технический прогресс в гражданских отраслях экономики США. Отрицательно влияли на конкурентоспособность американских товаров и более высокие темпы инфляции внутри страны. В результате с середины 1960-х гг. торговый баланс США постоянно ухудшался, а в 1971 г. впервые с 1893 г. был сведен с дефицитом. Доля США в мировом капиталистическом экспорте упала с 33% в 1947 г. до 15,5% в 1970 г. Особенно остро встала проблема дефицита платежного баланса. Главной причиной ее возникновения явились непомерные притязания США на мировое господство, милитаризм. Хронический дефицит платежного баланса привел к рассасыванию золотых запасов США. К концу 1960-х гг. сложились, таким образом, решающие предпосылки «кризиса» доллара как главной резервной валюты.

В то же время именно 1960-е гг. впервые показали, что огромные военные расходы не в силах укрепить внешнеполитические позиции американского империализма. Победоносная революция на Кубе, безуспешная война во Вьетнаме, рост антиамериканских настроений во многих развивающихся странах убедительно продемонстрировали это. В 1960-е гг. 3/4 прямых зарубежных инвестиций США направлялось уже в более «надежные» промышленно развитые страны и лишь 1/4 - в развивающиеся. Тем не менее развивающиеся страны по-прежнему оставались основным источником получения огромных прибылей от зарубежных инвестиций США.

С 1962 по 1966 г. длился промышленный подъем, а с 1967 г. началось постепенное втягивание в очередной циклический кризис. Однако резкое увеличение военных расходов в связи с агрессией США во Вьетнаме и активная государственная политика стимулирования экономического роста позволили оттянуть его наступление вплоть до 1969 г. Таким образом, 60-е гг. представляли собой период сравнительно устойчивого экономического роста.

В 1961—1962 гг. правительству Кеннеди удалось провести через Конгресс ряд важных мер в социальной области, предусмотренных в программе "новых рубежей". Так, минимум почасовой заработной платы, составлявший в 1955 г. 1 дол., увеличивался до 1,25 дол. В арсенале средств государственного регулирования администрация широко использовала рычаги бюджетной, налоговой и кредитно-денежной политики. В 1962 г. был сокращен срок амортизации основного капитала для всех корпораций и введена налоговая скидка на капиталовложения. Эти меры позволили существенно увеличить рост инвестиций.

Начало президентства Кеннеди совпало с фазой циклического подъема в экономике. Однако уже к весне 1962 г. ситуация осложнилась: темпы роста замедлились, уровень безработицы замер на отметке 5,5 %, уменьшился объем капиталовложений. В мае этого же года произошло самое сильное с 1929 г. падение акций на бирже. Отчасти это было вызвано недовольством верхушки крупного капитала политикой "ориентиров" в области цен. В конечном счете президент вынужден был пойти на некоторую переориентацию своей политики в угоду крупному бизнесу.

В 1965 году президент Линдон Джонсон (был президентом в 1963-1969 годах), занявший этот пост после убийства Джона Кеннеди,  приступил к осуществлению социальных реформ, получивших название программы "великого общества". Ее центральным звеном стала "война с бедностью", направленная на улучшение положения беднейших слоев населения США. Согласно статистике в 1964 г. в стране насчитывалось 36,4 млн. бедняков, что составило около 20 % населения. Наступление на проблему бедности было обусловлено объективными причинами. Во-первых, массовая бедность стала серьезным тормозом для производства рабочей силы и обеспечения необходимого уровня потребления в условиях НТР. Во-вторых, она создавала почву для расовых конфликтов, обострения социальных проблем, роста преступности, безработицы и т.д.

Вводилось медицинское страхование для престарелых граждан, а семьи с доходами ниже "границы бедности" получили право на льготные условия медицинской помощи за счет специальных федеральных субсидий штатам. В 1968 г. минимум заработной платы был поднят до 1,6 дол. в час. Всего же на "борьбу с бедностью" за период 1964—1968 гг. было израсходовано 10 млрд дол., общая сумма социальных расходов составила к концу 60-х гг. около 40 % расходной части федерального бюджета. Выделение этих средств стало возможным благодаря экономическому росту: в 1961—1966 гг. ВНП возрос на 4— 6 % в год. Среди основных факторов, способствовавших сравнительно быстрому экономическому развитию США в этот период, были: а) высокий уровень капиталовложений, необходимый для обновления основного капитала в условиях НТР; 6) рост потребительских расходов населения; в) возрастание роли и масштабов государственного регулирования.

С осени 1969 г. началось резкое падение промышленного производства, составившее за год 8 %. Оно затронуло как традиционные, так и новые, порожденные НТР отрасли промышленности. Уровень безработицы превысил отметку в 6 % рабочей силы, что составило около 5 млн. человек. Покатились вниз стоимость акций на Нью-Йоркской фондовой бирже, их курс упал на 300 млрд дол. Сократились прибыли корпораций, начались банкротства крупных фирм. Особенностями спада стали рост цен и нарастающая инфляция.

В этот момент бюджетный дефицит США был рекордно низким. Снижение налогов сопровождалось принятием огромного пакета законов, направленных на улучшение ситуации в области социальной сферы. Экономические советники Джонсона исходили из следующей логики: меры социальной защиты населения (фактически государство брало на себя оплату некоторых расходов малоимущих жителей страны - например, медицинских) позволят американцам сэкономить, что оживит потребительский спрос. Результат: рост ВВП составил 3.74%, однако уже через несколько лет экономика США стала пробуксовывать. Не стоит забывать, что именно в это время США вели войну во Вьетнаме.

Ситуация в экономике США резко обострилась в связи с мировым энергетическим кризисом, развившемся в конце 1973 г. В США кризис проявился в более острой форме, чем в других развитых капиталистических странах, но по своим показателям он уступал "великой депрессии" 1929—1933 гг. Особенностями проявления кризиса были следующие: во-первых, свертывание производства сопровождалось ростом цен и неконтролируемой инфляцией; во-вторых, рост безработицы и увеличение резервной армии труда не привели к падению уровня заработной платы; в-третьих, циклический кризис производства переплелся со структурным, сырьевым и валютно-финансовым.

Пришедшая к власти в 1976 г. демократическая администрация во главе с Дж. Картером столкнулась с грузом проблем, будораживших экономику Соединенных Штатов с начала 70-х гг. Рост производства шел вяло, по 1,5 % в год, уровень инфляции составлял 6 %, а безработицы — 8 %. Одной из важнейших перспективных целей экономической политики Картер объявил достижение сбалансированного федерального бюджета к 1981 г., в качестве первоочередных задач — борьбу с безработицей и инфляцией. В правительственной программе, предложенной Конгрессу, предусматривались налоговые льготы для бизнеса в целях стимулирования инвестиций. К январю 1980 г. уровень инфляции достиг сверхвысокой отметки —18%, среднегодовой индекс потребительских цен возрос до 13,5 %. Оказалась недостижимой и главная цель экономической политики демократов — сбалансировать бюджет. В 1981 г. бюджетный дефицит составил 59,6 млрд дол.

К концу 70-х гг. обнажились и другие проблемы американской экономики. Углубился структурный кризис ряда отраслей. Доля США в совокупном промышленном производстве капиталистического мира сократилась с 42 % в 1960 г. до 36,7 % в 1980 г. Уменьшился удельный вес США в общем объеме экспорта капиталистических стран с 18 % в 1960 г. до 13 % в 1980 г.

Начало 1970-х гг. ознаменовалось и коренной ломкой ценовых пропорций на мировом капиталистическом рынке - изменением соотношения цен на готовые изделия и сырье в пользу последних. В основе такой ломки лежал кризис неоколониальной системы эксплуатации природных богатств развивающихся стран, в сочетании с монополистической ценовой стратегией крупнейших (прежде всего американских) сырьевых ТНК. При этом всего за 2 года (1973-1974 гг.) мировые цены на нефть и сырье выросли в 4,5-5 раз, на зерно - в 2,5, на металлы и руды - более чем в 1,5 раза. В результате США вынуждены были существенно увеличить затраты на импорт сырьевых товаров. Дополнительный стимул получило развитие инфляционного процесса. В долгосрочном плане перед страной встала задача структурной перестройки экономики в соответствии с новой структурой мировых цен, прежде всего в соответствии с ростом реального уровня мировых цен на нефть (в 6,5 раза за 1970-1982 гг.).

Структурные сырьевой и энергетический кризисы ускорили наступление и усугубили тяжесть циклического экономического кризиса. 1974-1975 гг., оказавшегося самым разрушительным за весь послевоенный период. Падение промышленного производства достигло 10,3%, а длительность - 16 месяцев. Этому способствовало также не наблюдавшееся никогда ранее ускорение роста цен, несмотря на сокращение производства. В 1974 г. темп инфляции впервые в мирное время достиг 10%. Рекордными для послевоенных кризисов стали падение капиталовложений (на 27,6% за 1974-1977 гг.), рост безработицы (до 8,2% рабочей силы), число банкротств в сфере промышленности и кредита. Резкое сокращение реальной заработной платы американских рабочих (на 5% за 1974-1975 гг.) способствовало установлению еще одного рекорда - по показателю падения потребительского спроса. Практически одновременное падение производства в США, Японии, ФРГ, Франции, Англии, Италии вызвало кризис во всей мировой капиталистической торговле. Американский экспорт сократился в 1975 г. на 2,6% (в постоянных ценах), что еще более усугубило внутренний кризис экономики.

Начавшийся с 1980 г. новый циклический кризис побил почти все рекорды своего предшественника - по глубине и общей продолжительности падения промышленного производства (12,4% и 20 месяцев), по масштабам безработицы (9,7% рабочей силы), сокращению личного потребления и размаху банкротств. Нарастание разрушительной силы кризисов перепроизводства в США убедительно свидетельствует о бессилии капитализма преодолеть объективный процесс углубления его общего кризиса. Кризису 1980-1982 гг. в США были присущи многие черты, ставшие характерными для циклических кризисов капиталистической экономики начиная с 1970-х гг. Это прежде всего стагфляционный характер в сочетании с долговременными структурными кризисами. Так же, как в середине 70-х гг., воспроизводство в период кризиса было дополнительно нарушено резким скачком цен на топливо и энергию, «нефтяным шоком» 1979 г. Наибольшие трудности выпали на долю энергоемких отраслей - черной и цветной металлургии, химической промышленности, а также автомобилестроения, Как ив предшествовавшем кризисе, падение промышленного производства было усилено в результате резкого сокращения экспорта- на 11% за 1981-1982 гг. Начиная с 1983 г. экономика США, преодолев депрессию, вступила в очередную фазу подъема.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.