Рефераты. Экономическое содержание бюджета и повышение его роли в современных условиях

Экономическое содержание бюджета и повышение его роли в современных условиях

БЕЛОРУССКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ЭКОНОМИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

Кафедра финансов и статистики









РЕФЕРАТ

на тему:


«Экономическое содержание бюджета и повышение его роли в современных условиях»





















МИНСК, 2008


Существование бюджетных отношений вне государства невозможно, поскольку их функционирование предопреде­лено объективной необходимостью удовлетворения общест­венных потребностей посредством государства.

Однако этот факт не может быть использован как аргу­мент для причисления бюджетных отношений к надстроечным. Бюджет лишь обусловлен наличием государства, но бюджетные отношения объективны, являются частью общей системы экономических отношений и должны рассматри­ваться в составе базиса, а не надстройки.

Выступая формой существования объективных финансо­вых отношений и выполняя особую роль по удовлетворению общегосударственных потребностей, бюджет может рассмат­риваться как самостоятельная категория. Ее экономическая сущность состоит в том, что бюджет — это объективно функ­ционирующие, специфические денежные отношения, скла­дывающиеся у государства с предприятиями, организация­ми и населением, — бюджетные отношения.

Для раскрытия природы бюджета необходимо опреде­лить специфику бюджетных отношений в системе финансо­вых отношений.

К сущностным особенностям бюджетных отношений как части финансовых принято относить их денежный характер, поскольку бюджетные отношения опосредуют движение час­ти финансовых ресурсов, связанных с формированием и ис­пользованием централизованного фонда денежных средств, а также их вторичный, перераспределительный характер. Они участвуют в перераспределении главным образом чисто­го дохода путем изъятия его части в виде налогов и неналого­вых платежей для формирования государственных доходов и финансирования общегосударственных мероприятий.

Однако для понимания специфики бюджетных отноше­ний требуется более глубокая характеристика их сущност­ных особенностей.

Кроме названных, к ним правомерно отнести следующие:

·                   бюджетные отношения опосредуют безвозмездное дви­жение стоимости в виде взимаемых налогов, сборов, ненало­говых доходов, а также бюджетного финансирования, не сопровождающихся обязательным, немедленным возвратом средств, их возмещением;

·                   объектом бюджетного перераспределения может высту­пать (кроме чистого дохода) и часть стоимости необходимого продукта;

·                   сфера действия бюджетных отношений ограничивается рамками бюджетного процесса, так как отношения возника­ют лишь при формировании, распределении и использова­нии бюджетных средств;

·                   участниками бюджетных отношений выступают: госу­дарство (в лице органов власти различных уровней) и пред­приятия, организации, учреждения, население, т.е. почти все участники общественного производства — при уплате платежей или использовании бюджетных ресурсов;

·                   бюджетные отношения формируют центральное звено финансовой системы благодаря широкому спектру действия: государство стремится учитывать потребности расширенно­го воспроизводства и через бюджетные расходы формирует пропорции перераспределения финансовых ресурсов между подразделениями общественного производства, отраслями, территориями и т.д.;

·                   бюджетные отношения строго регламентируются бюд­жетным и налоговым законодательством .

Учет специфики бюджетных отношений необходим при разработке оптимальной модели их построения и определе­ния направлений движения бюджетных потоков при реализации бюджетной политики в условиях перехода экономики в Республике Беларусь.

Несмотря на значительное количество опознавательных характеристик, единой терминологии в отношении бюджета до настоящего времени не выработано. Термин "бюджет" в монографиях, учебных пособиях, научных статьях, а также законодательных актах используется для обозначения раз­личных по своей природе объектов.

В ряде определений бюджета его сущность заменяется формой проявления бюджетных отношений (план, фонд, фор­ма и др.) или их ролью (фактор, регулятор и др.).

А.Ю. Казак рассматривает бюджет как "совокупность де­нежных отношений, ... как основной финансовый план, ... как важнейший финансовый регулятор...".

В учебном пособии "Государственный бюджет" под редакцией М.И. Ткачук бюджетом называется "... основной финансовый план государства, отражающий экономические отношения по поводу формирования, распределения и ис­пользования централизованного фонда денежных средств" .

В учебнике "Общая теория финансов" под редакцией Л.А. Дробозиной бюджет рассматривается как "основной централизованный фонд денежных средств".

Между тем экономическая сущность объективных бюд­жетных отношений остается неизменной в различных общественно-экономических формациях. Меняются лишь их формы, роль в общественном воспроизводстве и т.д.

В. К. Сенчагов возражает против однозначного определе­ния бюджета и пишет: "Нам представляется, что экономи­ческое содержание бюджета не может быть определено од­нозначно; его сущность неразрывно связана с той конкрет­ной ролью, которую он играет как план формирования и ис­пользования централизованного общегосударственного фон­да финансовых ресурсов" .

Сущность бюджета должна опреде­ляться однозначно и раскрывать его природу как экономи­ческой категории. Именно поэтому некоррект­но определять бюджет как фонд, план, фактор, форму и т.п.

В учебнике "Бюджетная система Российской Федера­ции" под редакцией М.В. Романовского бюджет определя­ется как "система императивных денежных отношений, в процессе которых образуется и используется бюджетный фонд".

Представляется наиболее точным определение бюджета, приведенное В.М. Родионовой: "Совокупность бюджетных отношений по формированию и использованию бюджетного фонда страны составляет понятие государственного бюдже­та" .

Что касается законодательных актов, то в них еще более игнорируется природа бюджетных отношений.

Закон Республики Беларусь "О бюджетной системе Рес­публики Беларусь и государственных внебюджетных фон­дах" в разделе "Основные термины и определения" представ­ляет бюджет как "основной финансовый план формирования и использования денежных средств для обеспечения функций государственных органов, экономического и социально­го развития Республики Беларусь или соответствующих ад­министративно-территориальных единиц...".

Таким образом, в различных источниках под бюджетом понимается финансовый план государства, форма образова­ния и расходования денежных средств, фонд денежных средств либо система или совокупность денежных отноше­ний, фактор реализации экономических законов и др.

В данном случае мы имеем дело со смешением терминоло­гических понятий "бюджет", "бюджетный фонд, или фонд денежных средств", "финансовый план государств, или бюджетный план". Вместе с тем, следуя правилам формаль­ной логики, каждый определяемый объект должен иметь только ему присущие определение и термин.

В процессе своего функционирования бюджетные отно­шения материализуются в бюджетном фонде. Правомерно сказать, что бюджетный фонд выступает лишь как матери­альная форма, а не сущностное выражение бюджета.

Соблюдение единого методологического подхода к терми­нологии не позволяет называть бюджет документом в виде "Росписи государственных доходов и расходов" или "Сметы доходов и расходов государства", или "Баланса доходов и расходов". Правильней было бы назвать такой Документ "бюджетным планом", в котором бюджет как система денеж­ных отношений выражен количественно. Иначе говоря, со­ставляется, рассматривается, утверждается и исполняется бюджетный план — основной финансовый документ страны, в котором отражается движение централизуемой части ВВП.

Бюджетный план является организационной формой во­площения бюджетных отношений и принимает силу закона. В нем отражаются доходы государства, направления и про­порции распределения решающей части централизованных финансовых ресурсов на конкретный финансовый период (год), размер дефицита бюджета, основные направления фи­нансовой политики страны.

Составление, рассмотрение, утверждение и исполнение бюджетного плана соответствуют этапам бюджетного про­цесса и регламентируются законодательством. Утвержден­ный бюджетный план принимает силу закона. В ходе его ис­полнения формируется бюджетный фонд.

Бюджетный план доминирует в общей системе финансо­вых планов, так как отражает часть финансовых ресурсов всех субъектов и звеньев хозяйства, регламентирует их фи­нансовые взаимоотношения с государством. Это обусловливает необходимость прогнозирования платежей в бюджет­ный фонд и ассигнований из него в финансовых планах эко­номических агентов.

Устанавливаемые в бюджетном плане взаимоотношения по платежам и ассигнованиям обладают всеобщностью и охватывают, по сути, всю национальную экономику и основную массу финансовых ресурсов государства, оказывая активное воздействие на процесс их образования и использова­ния. Несмотря на то, что бюджет перераспределяет не весь чистый доход, создаваемый экономическими субъектами, он воздействует на общие размеры накоплений, оказывая тем самым влияние на принятие субъектами хозяйствования ре­шений, касающихся их текущей хозяйственной деятель­ности. В этом проявляется распределительная функция бюджета.

Вместе с тем, отражая реальное движение бюджетных ресурсов и происходящие экономические процессы через систему показателей по доходам и расходам государства, бюджет объективно выполняет контрольную функцию, "пре­дупреждая" о нежелательных тенденциях с целью своевре­менного корректирования бюджетной политики.

Бюджетные взаимоотношения после утверждения бюд­жетного плана как закона страны принимают форму госу­дарственных обязательств. Поэтому предусмотренные в нем принципы формирования доходов, цели и объекты финанси­рования становятся выражением финансовой политики го­сударства и являются обязательными для всех субъектов, вовлеченных в бюджетный процесс.

Страницы: 1, 2



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.