Рефераты. Эффективность производства, анализ эффективности производства

В системе показателей эффективности производства не все из них имеют одинаковую значимость. Есть главные и дополнительные (дифференцированные) показатели. Если первые принято называть обобщающими, то вторые являются функциональными, характеризующими какую-либо определённую сторону деятельности.

Обобщающие показатели в основном выражают конечные результаты производства и выполнение стратегических заданий. Функциональные показатели используются для анализа и выявления резервов эффективности, устранения узких мест в производстве.

Действенная, мобилизующая роль показателей эффективности производства во многом определяется методологией их расчета.

Следует заметить, что, ориентируясь только на темпы роста как на показатель, характеризующий эффективность производства, можно упустить главный фактор эффективности – интенсификацию производства, т.к. высокие темпы роста могут быть достигнуты и за счет экстенсивных факторов, т.е. в результате дополнительных капитальных вложений на расширение производства (новое строительство, обновление оборудования, реконструкция предприятий), хотя использование средств и внутренних резервов производства при этом может оставаться на низком уровне.

Однако было бы ошибочно из сказанного делать вывод о непригодности показателя темпов роста для оценки эффективности производства и отдельных технико-экономических показателей.

Говоря об эффективности производства предприятий вторичного виноделия, мы имеем в виду не сам процесс вторичного виноделия, представляющий собой часть процесса виноделия – хранение и выдержка виноматериалов. В данном случае речь идет об обособленных винодельческих предприятиях городского типа, занимающихся в основном разливом получаемых готовых обработанных виноградных вин, выработкой небольшого количества виноградных вин собственного купажа и плодово-ягодных вин. К заводам вторичного виноделия относят также заводы шампанских вин, вырабатывающие шампанское по специальной технологии из шампанских виноматериалов, получаемых на предприятиях первичного виноделия.

Во вторичном виноделии можно выделить ряд особенностей, которые необходимо учитывать при выборе показателей экономической эффективности производства.

Заводы вторичного виноделия отличает известная специализация: они разливают в основном тихие вина, главным образом в стеклянные бутылки на автоматических линиях разлива. Другие технологические процессы, осуществляемые на заводах вторичного виноделия, являются необходимыми подготовительными этапами к разливу вина в бутылки (выдержка, хранение) или же производятся с целью исправления некачественных (неразливостойких) вин, полученных с заводов первичного виноделия. Вся выпускаемая заводами продукция исчисляется в одном измерении декалитр (дал).

Эти особенности производства во вторичном виноделии дают возможность ряду предприятий отдельные показатели эффективности измерять не только в стоимостных показателях, но и в натуральных. Для такого расчета некоторое различие в трудоёмкости отдельных видов вин не будет иметь существенного значения, так как в целом преобладают вина, однородные по трудоёмкости, это крепленные ординарные виноградные вина. Объём их производства в системе винпрома Украины составляет более 80% всего выпуска виноградных вин. Удельный вес производства ординарных крепленных и сухих вин в общем объёме производства виноградных вин в бутылках составляет 96,7%. Удельный вес марочных вин, значительно превышающих по трудоёмкости ординарные вина, мал – 3,3%. Трудоёмкость бочкового вина намного ниже трудоёмкости вина, разлитого в бутылки, но удельный вес производства такого вина невелик – 6,1%.

Большое влияние на экономические показатели заводов вторичного виноделия оказывают потери вина в производстве. Поэтому важно в показателях эффективности производства отразить экономию материальных затрат, в которой доминирует экономия виноматериалов (сырья).

Как уже говорилось, длительное время в среде экономистов велась дискуссия о том, с помощью какого показателя можно наиболее объективно определять эффективность производства. Предлагались различные формулы, но каждая из них имела свои положительные и отрицательные стороны, достоинства и недостатки. И поскольку ни один из предлагаемых показателей не может выступать в качестве универсального, для оценки эффективности производства была введена система показателей, в которой показатели оценки и планирования повышения экономической деятельности были объединены в четыре группы (и, таким образом, экономическая эффективность рассматривается как многомерное явление):

1.   Обобщающие показатели экономической эффективности производства.

2.   Показатели эффективности использования труда.

3.   Показатели эффективности использования основных фондов, оборотных средств и капитальных вложений.

4.   Показатели эффективности использования материальных ресурсов.

Наглядно систему показателей эффективности общественного производства можно представить в виде схемы (см. Приложение 2).

2.2 Обобщающие показатели экономической эффективности производства

2.2.1 Темпы роста производства чистой продукции

Выше было сказано, что показатели экономической эффективности должны представлять собой систему оценок, охватывающую всю производственно-хозяйственную деятельность предприятия и состоящую из обобщающих и функциональных показателей. Учитывая особенности производств предприятий вторичного виноделия, к группе обобщающих показателей можно отнести следующие:

-      темпы роста выпуска продукции;

-      общая рентабельность и её рост;

-      затраты на 1 грн. товарной продукции, производство чистой продукции на 1 грн. затрат.

Показатель темпов роста производства чистой (товарной) продукции используется в целях анализа динамики производства. Валовая продукция – это стоимость всей произведенной продукции и выполненных работ, включая незавершенное производство. Выражается обычно в сопоставимых ценах. Товарная продукция – отличается от валовой тем, что в неё не включают остатки незавершенного производства и внутрихозяйственный оборот. Выражается она в оптовых ценах, действующих в отчетном году. По своему составу на многих предприятиях валовая продукция совпадает с товарной, если нет внутрихозяйственного оборота и незавершенного производства.

Темпы роста объема чистой (товарной) продукции рассчитываются по формуле:                           Jв = Тi/Тб,

где Тi – объём чистой продукции в i-м периоде, грн.; Тб – объём чистой продукции в базовом периоде, грн.

Таким образом, темпы роста объёма чистой продукции составляют:

Jв = 17987/17204 = 1,046 = 104,6%.

В нашем случае, за 1999 г. по сравнению с 1998 г. объём производства товарной продукции увеличился на 4,6%. Это значит, что объём товарной продукции в 1999 г. по сравнению с 1998 г. увеличился на 783 тыс. грн.

2.2.2 Показатель затраты на 1 грн. товарной продукции, показатель производства чистой продукции на 1 грн. затрат

Затраты предприятия на производство продукции состоят из следующих элементов затрат:

-      материальные затраты (сырьё и материалы, покупные комплектующие изделия и полуфабрикаты, топливо, электроэнергия, теплоэнергия и др.);

-      затраты на оплату труда;

-      отчисления на социальные нужды;

-      амортизация основных средств;

-      прочие затраты (износ нематериальных активов, арендная плата, обязательные страховые платежи, проценты по кредитам банка, налоги, включаемые в себестоимость продукции, отчисления во внебюджетные фонды и др.)

Показатель затрат на 1 грн. товарной продукции – важный обобщающий показатель себестоимости продукции, который выгоден тем, что, во-первых, очень универсальный, во-вторых, наглядно показывает прямую связь между себестоимостью и прибылью. Исчисляется он отношением общей суммы затрат на производство и реализацию продукции к стоимости произведенной товарной продукции в действующих ценах:

УЗ = Ст/Т

Следовательно, затраты на 1 грн. товарной продукции в 1998 г. составили:

УЗ = 13525/17204 = 0,786 грн., т.е. 79 коп.,

а в 1999 г.: УЗ = 14105/17987 = 0,784 грн., т.е. 78 коп.

Таким образом, предприятие ОАО “Ударный” в 1999 г. затратило на 1 грн. товарной продукции 78 коп., что говорит об уменьшении затрат, т.к. в 1998 г. данный показатель составлял 79 коп.

В показателе затрат на 1 грн. товарной продукции концентрируются все текущие издержки производства, вызванные выработкой и реализацией всей товарной продукции – основной и неосновной, сравнимой и несравнимой. Разница между 1 грн. товарной продукции и затратами на неё показывает величину прибыли, полученную предприятием с каждой гривни товарной продукции. Уровень этих затрат отражает также уровень организации производства.

Обратный показатель затратам на 1 грн. товарной продукции, показатель производства чистой продукции на 1 грн. затрат:

Пч = Т/Ст,

где, Т – объём чистой продукции в i-м периоде, грн.; Ст – себестоимость продукции.

Следовательно, показатель производства чистой продукции на 1 грн. затрат составляет:

Пч = 17204\13525 = 1,272 грн., - 1998 г.

Пч = 17987\14105 = 1,275 грн., - 1999 г.

Таким образом, мы видим, что незначительно этот показатель улучшился по сравнению с 1998 г., что свидетельствует о хорошем уровне организации производства.


2.2.3 Общая рентабельность и её рост, факторный анализ рентабельности производства винзавода

В данном разделе мы уделим особое внимание исследованию показателя общей рентабельности предприятия, а также рассмотрим факторы и изучим меры влияния каждого из них на итоговый показатель рентабельности предприятия (см. Приложение 3).

Общая рентабельность производства – один из важнейших качественных показателей экономической эффективности производства. В нем обобщается деятельность предприятия, выражающаяся в соотношении используемых ресурсов производства (средств производства) и полученного эффекта. В этом смысле рентабельность представляет модификацию коэффициента экономической эффективности.

Определяя рентабельность производства на любом уровне хозяйствования, необходимо получаемый эффект сопоставить с производственными затратами, которые могут быть текущими и единовременными (в том числе капитальными).

Текущие затраты представляют собой средства, расходуемые предприятием на производство и реализацию продукции, выступают в виде полной себестоимости и покрываются выручкой от реализации продукции. Единовременные (в том числе капитальные) затраты овеществляются в основных и оборотных производственных фондах, которые покрываются за счет прибавочного продукта, создаваемого в течение многих производственных циклов.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.