При внимательном рассмотрении обнаруживается сходство имени Яхве с именами некоторых (как правило, верховных) богов индоевропейских народов, а также со словами, обозначающими понятия «бог», «небо», «день» и, возможно, «жизнь», «душа» и даже «творить»:
· хеттский: Sivat, Shiwatt - верховный бог и бог дня, а также «день»; shiu(ni) - «бог»;
· лувийский: Tivaz (tatis), tatish Tiwaz, Tivat - бог-отец и бог Солнца;
· палайский: Tiiaz (papaz), Tiyat - бог-отец и бог дня;
· др.-индийский: Dyaus pitara - отец бога-громовержца Индры, также dyaus - «небо»; devah - «бог»; diva: - «днем»; Devi: - «Богиня», жена бога Шивы; Diva, Divya, Divi - солнечная, небесная прекрасная женщина-богиня; divo - «чудесно рожденный, сошедший с неба»; diva - «диво, небо, сиянье», divya - «дивный»; ji:va - «живой», ji:v - «жить» [5];
· авестийский: dae:va, daev - «демон» («перевернутое» значение после религиозной реформы Заратуштры);
· иранский: patat Dywos - бог-отец Дивос;
· армянский: tiw - «день»;
· др.-греческий: Zeus (им.п.), Dios (род.п.), Zeupater - верховный бог и бог-громовержец Зевс; theos - «бог»; endios - «среди дня»; Zoo - «животное»; мик. di-we - «небо»;
· латинский: Juppiter, Ju:piter - верховный бог и бог-громовержец Юпитер (в [9] связывается якобы со словом iuvare - «помогать»), а также другие названия и эпитеты Юпитера: Deus pater - очевидно, «Бог-отец», Diespiter, Dispater - видимо, «День-отец», хотя переводят «Отец дня», Diouis - трактуется как «блестящий», имеется также форма род.п. Iouis - например, в сочетании Jovis Pater - также, вероятно, «Отец неба» (обилие форм связано, очевидно, с заимствованием из родственных и.-е. диалнетов); deus - «бог», di:vus - «божества»; die:s - «день», dius - «днем»;
· умбрийский: Jeu-pater, Ju:pater - верховный бог Юпитер;
· оскский: Diuvei - Юпитер (зв.п.);
· иллирийский: Deipatros - бог Юпитер;
· кельтский: Tewtat - верховный бог;
· др.-ирландский: dia - «бог»; die - «день»;
· др.-исландский: tivar - «боги»;
· прусский: Deiws - «бог» и главный из богов;
· литовский: Dievas - «бог» и главный из богов; deive - «богиня»; debess - «небо»;
· латышский: Dievs - «бог» и главный из богов; Debess te:vs - «Отец неба», «Небо-отец» (верховный бог);
· др.-русский: Жива - богиня-подаятельница, мать жизни и здоровья («животворящая»), Дый - бог ночного неба, Див(ъ/о) - лесной бог; Диви, Дивья - «богиня»;
· русский: дивный (т.е. «божественный»), дева (первоначально, вероятно, эмоционально окрашенное «богиня»); день; живой, животное (первоначально, видимо, «одушевленное», либо «тварь», «творение»); дело, деятель («создатель», «творец»);
Общепризнано [1, 10], что др.-инд. devah, Devi:, авест. daeva, др.-гр. Dios, лат. deus, др.-исл. tivar, прус. deiws, лит. deive, рус. дивный происходят от и.-е. *deiuo [deywo] - «дневное сияющее небо» (с последующим, по-видимому, развитием: «небесный» > «небожитель» > «бог», либо: «сияющий» > «дивный» > «творящий чудеса» > «Творец») - от *dei - «светить», «блестеть». Из вышеприведенных примеров также восстанавливается имя верховного бога (и отца бога-громовержца) индоевропейцев как *Dieuo [Dyewo], что, как отмечается, является одной из форм слова deiuo [10]. Так же ряд слов произошел от и.-е. *diu - «день»: арм. tiw, лат. dies и т.д. [10]. Спорным вопросом является происхождение хет. Shivat, лув. Tivas. В разных работах их выводят из одной из названных трех форм.
Из приведенного материала следует вывод, что и.-е. форма *deiuo обозначала именно «дневное сияющее небо» и понятие «небесный», являющегося аналогом понятия «бог» (см. обозначение богов как «небожителей» в др.-гр. мифах или обращение к богу «О, небо!») - отсюда др.-инд. devah, ав. daeva, лат. deus, прус. deiws, рус. дева. Другая же форма *dieuo несла иную смысловую нагрузку - близкую к понятию «Владыка Дня» (или просто «День») - отсюда др.-гр. Zeus, оск. Diuvei, лтш. Diewas и, видимо, хет. Sivat, лув. Tiwat, пал. Tiyat. Для «Владыки Дня» иногда употреблялся эпитет *Deiuo-pHte:r, обозначающий одно из следующих понятий: «Бог-Отец», «Небо-Отец» «Небесный отец» (см. в христианстве эпитет «Отец небесный») или «Отец богов» - отсюда лат. Deus pater, илл. Deipatros. В дальнейшем, когда форма *Dieuo стала нарицательной и воспринималась как имя бога, у индоевропейцев (возможно, не у всех племен) стал употребляться также эпитет *Dieuo-pHte:r, т.е. «Зевс-отец», «День-отец» - отсюда лат. Juppiter, Diespiter, умбр. Jeu-pater, др.-гр. Zeupater, др.-инд. Dyaus Pitara, ир. Patat Dywos. На определенном этапе, когда «Владыка Дня» считался верховным богом («Всевышним»), и религия индоевропейцев могла быть близка к монотеистической, а также из-за табуирования имени *Dieuo, этого бога называли просто «Богом» (Deiuo) - отсюда прус. Deiws, слав. Дивъ.
Что касается происхождения других приведенных слов, то часть из них была заимствована при контактах с соседними индоевропейскими диалектами (и поэтому имеет нерегулярные фонетические соответствия), часть имеет близкую семантику, но, возможно, генетически не связана с формами *deiuo и *dieuo. Это - предмет дальнейших исследований. Что касается приведения в ряде работ лтш. и лит. debess к одной из этих форм, то это противоречит фонетическим закономерностям при переходе от и.-е. форм к балтским. Наиболее вероятное происхождение этого слова дано М. М. Маковским, который возводит его к и.-е. *deb, teb, teib «святой» [13], но можно предположить и заимствование от более раннего др.-гр. Zeues.
Предположение о семантической разнице форм *dieuo и *deiuo находит подтверждение при рассмотрении праформ «бореального» праязыка (т.е. языковой общности Евразии эпохи конца палеолита, из которой впоследствии выделились праиндоевропейская, прауральская и праалтайская языковые общности [7, 14]). Н.Д.Андреев приводит бореальную основу *DY - «День, дневной стороны, при дневном свете, всматриваться» и образованные от него путем основосложения праформы:
· DY-NY - «ясный день» (приводится как пример ст.-сл. дьнь), где *NY - «Водить, охранять, защищать…»;
· DY-XyW - «небо», «обитель дня» (приводится др.-гр. Zeus), где *XyW - «Возвращаться, домой, обитель, жилье (постоянное), жить, уютный, привычный, учить, овладевать…»;
· DY-WXw - «Громовержец» (приводятся хет. shiwanni, ав. dae:va-), где *WXw «Рана, разъяриться, израненный…»;
· DY-W - «божество» (приводится прус. deiws) (здесь вторая основа приведена не полностью - возможно, это WXy «Везти, возить, перекочевье…»).
Хотелось бы немного уточнить и прокомментировать эти модели. Форма DY-NY должна, по-видимому, означать «ясный обзор». Форма DY-XyW - все-таки, видимо, не «обитель дня», а искомый «Владыка дня» или «Хозяин света» (в дальнейшем- Зевс, Яхве и т.д.). Форма DY-WXw - все-таки, видимо, не «Громовержец» (это, как правило, другой бог), а «гроза», «акт между небом и землей», в дальнейшем - «жизнь» (см. прасл. живъ - «живой», др.-гр. zo:on - «животное»). Форма DY-WXy имела также, по-видимому, более первичное понятие «дорога дня», т.е. «небо», «небесный свод», а затем уже «божество».
По всей видимости, к этим праформам восходят также следующие имена богов и семантически близкие слова «ностратических» и других народов (здесь, как и выше, часть примеров была сгруппирована в [3, 9, 10], часть - выбрана автором самостоятельно):
· эстонский Таэва таат - «Небесный дед» (по всей видемости, заимствовано из иранского);
· дравидский бог-созидатель и разрушитель Шива (от бор. DY-XyW, т.е. все тот же Зевс, Яхве);
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7