Рефераты. Древнерусские слова с корнем "бел"

Между тем лексический состав языка непосредственно отра­жает внеязыковую действительность; в словаре проявляются не только собственно языковые факторы, обусловленные отношени­ем лексем друг к другу, но и внеязыковые условия, которые оп­ределяют содержание и функционирование слов. Как справед­ливо отмечает Д. Н. Шмелев, «внеязыковые» моменты во мно­гом оказываются тесно переплетенными с «собственно языковы­ми» и изолированное рассмотрение последних по существу не­возможно»[6,90].

Необходимо также учитывать, что языковые единицы неод­нородны в плане соотношения их лексического значения с объ­ективной действительностью. По характеру семантики резко противопоставляются два класса слов — конкретные существи­тельные и глаголы. В значении конкретных существительных превалирует денотативное содержание, соотносимое с предме­тами материального мира. Поэтому основанием для классифи­кации и описания конкретных существительных является отне­сенность слов к определенной предметной области, тематической сфере, т.е. экстралингвистические факторы. Значения конкрет­ных существительных, выступающих в качестве «экземплирующих членов» того или иного объединения слов, относительно ав­тономны, независимы от других членов класса лексем. Катего­риальное же значение глаголов имеет релятивный и более аб­страктный характер, так как глаголы обозначают отношения между предметами. Поэтому при описании системы глаголь­ных лексем возрастает роль внутриязыковых факторов. «Слож­ность природы лексического значения предопределяет возмож­ность объединения слов как по экстралингвистическим призна­кам, отражающим связь значений с внешним миром, так и по чисто языковым, в основе которых лежат внутриязыковые свя­зи»[7,69].

Полное представление о предметной лексике может дать описание разнообразных тематических групп.

По каким же основаниям определенные лексические элемен­ты объединяются в тематические группы слов?

Тематические группы — это объединения лексем, обозначающих определенную предметную сферу. Выделение этих групп основано на внеязыковых критериях, поэтому, как правило, у членов рассматриваемых рядов нет общих семанти­ческих признаков. Ф. П. Филин справедливо указывает на «ней­тральные» или «нулевые» связи между словами, входящими в тематические группы[9,84].

Чаще всего в составе тематических групп реализуются ро­до-видовые связи денотатов (например, растение—дере­во, кустарник, цветок и т.д.; мебель —шкаф, стол, стул и т.д.). Между родовым и видовым понятиями существуют инклюзив­ные отношения, т. е. отношения включения: «происходит вклю­чение более низкого класса в более высокий класс классов, т. е. категорию». Поэтому в значении членов тематической группы имплицитно содержатся два семантических признака: обобщаю­щий. интегрирующий (например, «мебель») и дифференцирую­щий, который отграничивает один экземплирующий член ряда от другого.

Нередко в качестве интегрирующего компонента значения выступает общая функция членов тематической группы. На­пример, существительные изба, хата, дом, юрта объединяются по общей функции — они обозначают жилище человека. В по­добных случаях можно говорить о функциональных группах как особой разновидности тематических групп .

Элементы тематических групп могут быть связаны как це­лое и его ч а с т и (например, платье—рукав, воротник, пу­говицы и т. д.).

В силу того, что выделение тематических групп происходит по экстралингвистическим критериям, сами эти группы могут быть более широкими и более узкими. К тематическим группам можно отнести и «классы слов, которые объединяются одной и той же типовой ситуацией»[12,75], т. е. ситуативные ряды слов (например, все слова, связанные с темой «магазин», «спорт» и т. д.).

К ситуативным рядам слов близки ассоциативные группы, в которых слово-стимул объединяет группу определенных ассоциатов (например, корова, коза — молоко, трава, ферма, мясо).

Общий элемент (лексему), вокруг которого объединяются все члены тематической группы, называют «архилексемой», «классемой» (Э. Косериу), тематической доминантой (В. Мор­ковкин), семантической темой (Д. Н. Шмелев), опорным, клю­чевым словом.

Таким образом, тематические группы—объединения слов логического порядка. «Изучение подобных группировок слов по­могает вскрыть, как, в каких лексических единицах идет опредмечивание материального мира, как членится при помощи лек­сики опыт данного народа»[12,90].

Как правило, тематическая классификация лексики допол­няется рассмотрением внутриязыковых связей и отношений между единицами тематических групп. В составе тематических разрядов слов выделяются лексико-семантические группы — классы слов, объединенных хотя бы одним общим се­мантическим признаком.

Две классификации лексического материала (тематическая, экстралингвистическая и лексико-семантическая, лингвистиче­ская) не противоречат друг другу. Они дают возможность пол­нее описать определенные пласты лексики (прежде всего кон­кретной) и проследить их развитие.

Представляя словарный  состав русского языка ХI-ХШв. как сложившуюся систему , авторы  «Словаря русского языка XI-ХШ» собрали из разных памятников письменности слова с данным корнем., их насчитывается около 109 слов, чтобы объединить их в тематическую группу, необходимо выяснить значение корня «бел».

В общеиндоевропейском языке существовал корень «вhе», который имел значение «сиять», «блестеть».

С этим корнем появились слова и создали тематическую группу, зафиксированную в «Словаре русского языка XI – XVII вв.». Эти слова имеют несколько лексических значений и, следовательно, распадаются на несколько  групп. Первая группа имеет общее для всех слов значение с элементом цвета: «белый, светлый, осветленный, белесый, неокрашенный».

Так белена – растение, названо так за свои беловатые листья

БЂлка – это животное получило имя по цвету меха белой очень редкой дорогой породы.

БЂлило – белая краска;

БЂлодушка – животное с белом мехом на передней части шеи;

БЂлок – яичный белок;

БЂлуга – рыба с белым мясом;

БЂль – белизна, белый цвет;

БЂлье – отбеленный холст полотно;

БЂльце – сорт яблок.

Являясь неотъемлемым  компонентом  природного  окружения века, цвет постоянно оказывает на него влияние. Цвет уко­рен в культуре, он выступает эстетическим эталоном, являет­ся  важным  критерием  качества  при оценке окружающего мира. Таким образом,  выступает как самостоятельное  явление культуры, как элемент стиля, образа жизни.

Исследователи с давних пор обращали внимание на то,  что в разных странах, в разных языковых сообществах прослеживается  предпочтительность одних цветов другим.

В современной  науке  теория  символа  рассматривается с точки зрения различных наук.

В рамках логики символ - это "условный, чувственно восп­ринимаемый  объект,  вещественный,  письменный  или  звуковой знак,  которым человек обозначает какое-либо  понятие  (идею. мысль),  предмет,  действие или событие.  Сама форма символа, как правило, не имеет сходства (подобия) с тем предметом, ко­торый символ представляет,  на который символ указывает" [3. с.533].

Более точное определение символа мы находим в  литерату­роведении:  "Символ - это предметный или словесный знак,  ус­ловно выражающий сущность какого-либо явления с  определенной точки  зрения,  который  и определяет самый характер качества символа. Символом могут служить предметы,  животные, признаки предметов,  действия. Так. хлеб-соль - символ гостеприимства, змея - символ мудрости, голубой цвет - символ надеж­да В основе своей символ всегда имеет переносное значение.

Данные определения символа выявляют в нем  такие  важные стороны  нашего исследования свойства,  как отсутствие в нем формального сходства с обозначаемым предметом или явлением,  и в же время указывают на присутствие в символе скрытого сравнения, которое связано с культурой и историей народа.

В лингвистическом  аспекте  наиболее   глубоко   природу слов-символов  исследовал  А.А.Потебня.  Известно его мнение, « язык вообще по своей сути явление  символическое.  В ре­зультате  исследования славянской народной поэзии А.А.Потебня установил,  что за определенными словами кроме  их  основного назначения  закрепилось значение определенного символа.  Он пишет:"Слово выражает не все  содержание  понятия,  а  один  из признаков, именно тот. который представляется народному возз­рению важнейшим" [12, с.285].

Отмечая тот факт, что "вместе с лексическим ростом языка затемнялось его  первоначальное  впечатление"  [152,  с.285]. А.А.Потебня видит одну из причин образования в языке символов в "потребности восстановлять забываемое собственное  значение слов" [12. с.2].

В.Виноградов также  отмечал  существование слов-симво­лов. Так, характеризуя слово "капля", он писал, что "это сло­во означает не только воду или жидкость вообще,  но меру, ко­личество всего текучего,  того. что лишено твердых очертаний. Слово "капля" становится символом минимального количества че­го-нибудь" [3, с.119].

В нашей  работе  мы остановимся на следующем определении этого понятия:  "Символ - это нечто, обозначающее не само се­бя,  а что-то другое. В символике десигнат и денотат разделе­ны.  хотя связь между ними не устранена окончательно.  Символ может иметь место только в обществе, спаянном единством куль­туры - ведь он должен быть общепонятен" [12, с.177].

Символика цвета  наиболее  распространена.  Она   широко представлена в литературе, изобразительном искусстве, гераль­дике.

Очевидно, что способность отдельных цветов являться сим­волом чего-либо связана с особенностями взаимодействия  цвета с ощущениями и сознанием человека. На этом основании мы можем утверждать,  что цвет - это продукт органа зрения и психики в целом.

Так белый цвет – символ чистоты, привилегированности, непорочности, свободы.

К этой группе относят слова:

БЂлЂгъ – знак, символ власти.

БЂлецъ – мирянин, не монах.

БЂлица – женщина, живущая в монастыре, но не подстриженная в монахине.

БЂлоземецъ – владелец земли, свободный от феодально-земельного обложения.

БЂлопашец – владелец земли, свободный от феодального обложения.

БЂлоризецъ – принадлежащий к высшему духовенству.

БЂль – освобожденный от феодальных повинностей.

БЂльщикъ – сборщик дани.

Таким образом отраженная классификация дает в языке тематические группы, которые пополняются производными и фиксируются в «Словаре русского языка XI – XVII вв.».

Дифференциация лексики на центр и периферию является наиболее важным положением при определении системности лексики, т.к. это дает возможность выявить в лексической системе древнерусского языка его активность и пассивность. Кроме того, «семантические и структурно-семантические отражают отношения между предметами и явлениями действительности, ее реальными и идеальными объектами и передают особенности национального мировосприятия» [11, 74].

Страницы: 1, 2, 3



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.