Рефераты. Дирижерско-хоровое отделение ГОУ СПО МО 2-го Московского областного музыкального училища имени С.С. ...

Во главе коллектива дирижерско-хорового отдела стояла опытный педагог, горячо любящий свою профессию Зинаида Сергеевна Числова (ныне Заслуженный работник культуры РФ). Она была бессменной заведующей отделом и руководителем хорового класса в течение тридцати пяти лет (1964-1999). Хор под её управлением регулярно выступал на различных концертных площадках. За активную плодотворную работу в деле пропаганды хорового искусства ей заслуженно были вручены многочисленные почетные грамоты, дипломы, объявлены благодарности. За свою многолетнюю деятельность З.С. Числова воспитала целую плеяду замечательных музыкантов, многие их которых окончили столичные ВУЗы и работают в различных высших, средних учебных заведениях и музыкальных школах страны.[2]

Смешанный хор просуществовал в училище три года (1964-1967). После набора полного контингента дирижёрско-хорового отдела, когда начали функционировать все четыре курса, возник женский однородный хор. К работе с ним впервые в 1967 году приступили студенты-дипломники. Благодаря трудолюбию всего коллектива и систематической работе хорового класса, уже первый выпуск показал высокий уровень подготовки учащихся. Из десяти выпускников хорового отдела – шесть получили «отлично».

Благодаря слаженной работе великолепных педагогов два студента из первого выпуска: Бакке В.В. (ныне Заслуженный деятель культуры России) и Ткачева Т.Е. (ныне доцент в Московском Государственном университете культуры) в год окончания училища поступили в Московский Государственный педагогический институт имени Гнесиных.

Хочется привести выдержку из протокола Государственного экзамена

 по дирижированию хором за 1969 год (Председатель комиссии, ректор МГПИ имени Гнесиных - В.Н.Минин):

«…Общее впечатление от хора – хорошее…Мне понравилась воспитанная активность хора. Он не пел равнодушно, а исполнял произведения выразительно, в соответствии с их характером. Это особенно хочется отметить, как самое приятное. Интонация в хоре могла бы быть лучше – это касается тех мест, где сложно с точки зрения вокала. Там же, где преобладает эмоциональное начало – интонируется хорошо. Это связано с воспитанием дыхания. Надо обратить внимание на развитие у дипломников вертикального слушания на уроках сольфеджио. Приятно отметить хорошую работу дипломников с камертоном. В этом заслуга руководителя хорового класса и всех педагогов отдела…»

Возникший в 1964 году хоровой отдел второго Московского областного музыкального училища, начавший «с нуля», спустя всего четыре года достиг, по словам В.Н. Минина – «…Уровня любого столичного училища и по репертуару, и по трудностям, и по качеству исполнения». Этот вывод был подтвержден и другими документами. Из протокола государственного экзамена по дирижированию хором за 1973 год. Председатель комиссии – доцент ГМПИ имени Гнесиных Н.В.Шварц: «Я знаю хор уже три года. Хороший строй, ансамбль, дикция, а главное – большая слаженность звучания, увлеченность поющих – все говорит о большой работе педагогов дирижерско-хорового отдела и руководителя хорового класса, которые сумели привить им большой интерес и любовь к хоровому искусству. Если три года назад еще были погрешности в отношении строя и резковатость звучания сопрановой партии, то в этом году хор очень вырос, появилась возможность ввести в его репертуар более сложные произведения. Хочется пожелать отделу продолжать работать в этом же направлении…»

В течение последующих многих лет приглашались председателями комиссии декан дирижерско-хорового отделения профессор Попова Л.А., профессор Селиванов Б.А., И.О. профессора Апексимова М.М., И.О. доцента Малый А.В. и многие другие квалифицированные преподаватели РАМ им. Гнесиных, которые были также хорошего мнения о результатах государственных экзаменов. Попова Л.А. и Апексимова М.М. ежегодно оказывают методическую помощь отделу.

Чтобы улучшить учебный процесс и дисциплину, в начале года, на первом же занятии избирался староста хора и старосты каждого курса, которые вырабатывали устав хора (опоздания, пропуски хоровых занятий, сдача партий – все это влияло на оценку по хоровому классу, которая выставлялась в конце каждого месяца). Студенты пели по партитурам, что позволяло видеть и слышать общее звучание хора. Несколько раз в год руководитель хора и дипломники принимали партии наизусть и всегда на, Государственных экзаменах, хор всю программу пел наизусть. В сентябре каждого учебного года Числова Зинаида Сергеевна начинала работать над своей новой программой. После того, как хор знакомился с концертной программой руководителя хора, к работе приступали дипломники. Первые репетиции были раздельными, то есть с партией сопрано в отдельном классе работал один дипломник, в другом классе с альтами – другой, на втором часу занятий они менялись. На последующих репетициях они объединялись, и дипломник работал уже с полным составом хора. В конце первого полугодия дипломная программа вчерне была готова, и в стенах училища проводился концерт. После каникул Зинаида Сергеевна Числова снова приступала к своей концертной программе. С марта месяца к работе снова подключались дипломники. Государственные экзамены проводились в начале июня.

Женский хор под управлением Зинаиды Сергеевны Числовой продолжал совершенствовать свое мастерство. Особенно запоминающимися были концерты:

·                   1967 год - в Концертном зале имени П.И. Чайковского, посвященный пятидесятилетию образования СССР, где студенты выступали в национальных костюмах, сшитых своими руками. Хор пел в сопровождении оркестра, дирижировала З.С. Числова.

·                   1970 год - отчетный концерт училища в Малом зале московской государственной консерватории имени П.И. Чайковского, посвященный 100-летию со дня рождения В.И. Ленина. В концерте исполнялась сюита Ю. Чичкова «Посвящение».

·                   1985 год - концерт сводного хора 1-го и 2-го Московских областных музыкальных училищ в зале ГМПИ имени Гнесиных, посвященный 40-летию Победы.

Хор под управлением Зинаиды Сергеевны Числовой неоднократно выступал на концертных площадках городов Московской области: Дворец Культуры имени Гагарина (г. Сергиев-Посад), Клуб поселка Челюскинский, Клуб милиции города Пушкино, Дом Культуры города Мытищи, Дом Культуры города Ивантеевка, Детская музыкальная школа города Щёлково, клуб поселка Клязьма и т.д.

О репертуаре хорового класса 2-го МОМУ имени С.С. Прокофьева можно говорить бесконечно, так как училище существует с 1964 года, а в 1968 году был первый выпуск. Конечно, в начале репертуар хора был более легким и усложнялся постепенно. За долгие годы хор спел множество классических, современных произведений и народных песен. Весь репертуар перечислить невозможно, но хотелось бы привести пример из нескольких произведений:

1.      Русская народная песня «Ты, рябина ли» в обработке В.Г. Соколова.

2.      Русская народная песня «Повянь, повянь, бурь погодушка» в обработке В.Г. Соколова.

3.      Р. Шуман «Цыгане».

4.      П.И Чайковский «Без поры, да без времени».

5.      Женские хоры П.Г. Чеснокова («Яблоня», «Ночь пролетала над миром», «Русалка» и др.).

6.      Шесть женских хоров С.В. Рахманинова.

7.      Русская народная песня в обработке Рубцова «Веники», переложение для женского хора В.С. Попова.

8.      К. Проснак «Баркарола».

9.      Б. Дворжак «Славянские напевы».

10. В.Н. Салманов «Лев в железной клетке».

11. К.Орф «Люблю и ненавижу».

12. Дж. Гершвин «К Родине».

13. Д. Каччини «Ave Maria».

Зинаида Сергеевна Числова – автор многочисленных переложений, как известно, концертный репертуар для женского хора достаточно ограничен.

В 1996 году 2-му Московскому областному музыкальному училищу было присвоено имя Сергея Сергеевича Прокофьева, в связи с юбилеем композитора. В честь торжества были приглашены сын С.С. Прокофьева – О.С. Прокофьев и племянник А.Н. Скрябина.

В Доме Культуры города Мытищи состоялся концерт училища из произведений С.С. Прокофьева. Хор исполнял:

·                   Хоры из оратории «Иван Грозный»: «Лебедь», «Величальная», «Лебедь». Эти фрагменты были объединены в своеобразный триптих по принципу А, В, А.

·                   Таким же образом были спеты три части из кантаты «Александр Невский» («Вставайте, люди русские» - «Мертвое поле» - «Вставайте, люди русские»), где сольный номер исполнила солистка Московской филармонии Т. Виноградова.

Исполненные хором произведения произвели огромное впечатление на О.С.Прокофьева и, в знак благодарности, он подарил клавир оратории «Иван Грозный» с автографом «На память дирижерско-хоровому отделу 2-го МОМУ» (Подпись).

В 2000 году исполнилось 50 лет творческой деятельности Зинаиды Сергеевны Числовой. В 2001 году она отметила свой юбилей в Доме композиторов. Зинаида Сергеевна вышла на сцену под звуки Полонеза Ф.Шопена и весь зал встал, приветствуя её аплодисментами. Овации долго не прекращались. Перед началом концерта у З.С. Числовой взяли интервью сотрудники телевидения и уже вечером это событие осветили в «Новостях».

Праздник начался со вступительного слова Заслуженного работника культуры России, заведующей теоретическим отделом училища Л.В.Симоновой. Программу юбилея вел бывший воспитанник Зинаиды Сергеевны, профессор, лауреат премии Сан-Марино (Италия) В.В. Бакке. После вступительного слова З.С. Числова выступила как дирижер с большой концертной программой куда вошли: русская, западная классика и народные песни. Сколько прекрасных слов было сказано после концерта бывшими воспитанниками Зинаиды Сергеевны, ныне профессорами, Заслуженными деятелями искусств, композиторами и просто друзьями удивительного музыканта.

С 1998 года в училище под руководством Михаила Федоровича Ковшаря появился смешанный хор. Сначала он состоял всего из двадцати человек, в нем пели дирижеры четвертого курса (женская группа), теоретики и вокалисты (мужская группа). В следующем году хор увеличился до сорока человек, он состоял из студентов третьего и четвертого курсов дирижеров, теоретиков и вокалистов. Увеличение количественного состава коллектива позволило значительно расширить репертуар, сделать его более разноплановым. В этом же году студенты третьего курса (дирижеры) стали проходить на хоре практику. Это было большим достижением, так как до этого студент впервые приступал к работе с хором только на последнем курсе во время диплома.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.