Рефераты. Дидактические возможности телекоммуникационной среды на уроках информатики в повышении качества знан...

·                   возможность передачи и приема (обмена) этой информацией между пользователями, объединенными телекоммуникациями по различным каналам связи при различных схемах связи (“каждый с каждым”, “один со всеми” и др.);

·                   возможность использования программных продуктов учебного назначения


Веб – технология   педагогического взаимодействия


Педагогическое взаимодействие средствами телекоммуникационных технологий определяется как процесс совместной деятельности студента и преподавателя, в котором использование участниками образовательного процесса электронных сетевых образовательных ресурсов и технологий взаимодействия в телекоммуникационной среде становится нормой общения, имеющего определенную педагогическую цель, опирающегося на установленные ценности, следствием которого является изменение понимания и отношения к электронной сетевой телекоммуникационной среде как части информационного образовательного пространства.

Применение телекоммуникационных технологий в образовании требуют использования педагогических методов на основе моделей коммуникации, таких как «многие – многим», для которых характерно активное взаимодействие между всеми участниками образовательного процесса. Значение таких подходов и интенсивность их использования существенно возрастает с развитием обучающих телекоммуникационных технологий. Педагогическое взаимодействие между обучающимися, а не только между преподавателем и обучающимися, становится важным источником получения знаний.

Интернет - технологии позволяют активно развивать такие методы в инновационном образовании как компьютерные конференции, благодаря которым все участники обмениваются письменными сообщениями, создаются образовательные ресурсы, как в синхронном, так и в асинхронном режиме, что имеет большую дидактическую ценность.

Современная концепция развития технологий использования компьютеров и сетей не только для обработки, хранения, интеграции или перемещения информационных ресурсов, но и в качестве среды взаимодействия берет начало от первой компьютерной сети. В компьютерной сети к опосредованному взаимодействию, представленному как обмен сообщениями с помощью интернет - технологий, относят следующие модели взаимодействия:

·      обмен почтовыми сообщениями по электронной почте (один к одному);

·      обмен почтовыми сообщениями в списке рассылки (многие ко многим);

·      обмен сообщениями между пользователями и авторами веб - сайтов (многие к одному и один ко многим). Сюда можно добавить технологию портала для обмена научными и учебно-методическими ресурсами. Портал может служить интеграцией ресурсов, начиная с корпоративных и заканчивая региональным на всех уровнях образовательного процесса (И.Н. Розина, 2005).

В отечественных исследованиях педагогическое взаимодействие (коммуникативный, интерактивный и перцептивный компоненты), педагогические технологии рассматриваются с позиций традиционной образовательной среды, в рамках таких подходов, как знаниевый, информационный, деятельностный. Продуктивны интегрированные подходы к исследованию интерактивной коммуникативной деятельности в телекоммуникационной среде (на основе педагогики В.В. Анненков, Е.С. Полат, психологии С.К. Бондырева, А.Е. Войскунский).

 Открытое образование формируется как гибкая, доступная система без строгой регламентации периодичности и длительности изучения отдельного курса, программы, развивающаяся на основе формализации, структуризации, алгоритмизации учебной информации, автоматизированной ее передачи и контроля знаний. Это – непрерывное, модульное, распределенное обучение с полным или частично опосредованным взаимодействием преподавателя и студента с доминантой управляемой самостоятельной работы обучаемого, преподаватель в этом процессе является консультантом.

Системообразующими элементами информационно-образовательной среды служат электронные библиотеки учебных материалов, представляющие собой программные комплексы, обеспечивающие возможность накопления, актуализации и предоставления пользователям через телекоммуникационную сеть, полнотекстовых информационных ресурсов учебно-методического, справочного и иного назначения со своей системой документирования и безопасности.

Все виды педагогического взаимодействия происходят в образовательной среде, которая не является педагогически «нейтральной», ввиду необходимости поддержки дидактических компонент, дружественного интерфейса, эффективного педагогического взаимодействия, оптимизации процесса управления обучением. Она формируется из информационного наполнения и коммуникативных возможностей локальных, корпоративных и глобальных сетей, а также физического пространства учебных заведений. Интегративная целостность технологий, многокультурность и многоплановость взаимодействий, информационная избыточность, открытость учебной архитектуры и технологическая направленность, взаимодействие и взаимопроникновение  информационной и образовательной среды, дают основание применять к ней объектно-ориентированный подход к построению модели такой среды, объектами которой являются  пользователи, технологии и методологии, информационно-образовательные ресурсы. Обучение в этой среде опирается на функциональную эффективность технологий, позволяющих взаимодействовать в интерактивном режиме на основе нового вида педагогического взаимодействия (рис.1).

Информационное пространство включает в себя образовательную среду, в которой происходит педагогическое взаимодействие объектов и субъектов. Проблемы образования и подготовки специалиста имеют тенденцию рассматриваться во взаимосвязи с другими педагогическими системами и социальными явлениями в обществе. Термин «система» как «множество элементов, находящихся в отношениях и связях друг с другом, образующих определенную целостность, единство», не учитывает процессов, происходящих за ее пределами и оказывающих на нее существенное влияние. В последнее десятилетие все чаще в научных исследованиях появляются термины «пространство», «образовательное пространство», «информационное пространство»,  «e-learning» (Мещерякова, 2002). Но поскольку сфера образования существует не изолированно, а в определенной социальной среде, которая в значительной степени определяет ее функционирование и развитие, то и образовательные системы, находясь в определенных условиях, оказываются зависимыми от них. Поэтому среда, вся человеческая цивилизация являются специфическим условием существования систем образования, определяющим сущность их развития. В качестве теоретической формы отражения среды существования образовательных систем все чаще называют образовательное пространство. «Образовательное пространство организовано как скопление, совокупность, множество образовательных систем, причем каждой отводится определенное место, обусловленное не только составом и функциями самой образовательной системы, а также другими причинами».












Рис.1. Схема педагогического взаимодействия в информационно-образовательном пространстве с помощью телекоммуникационных технологий

Интенсивное развитие информационных ресурсов  Интернета определяет интерес к ним образовательных организаций и частных лиц и является стимулом к созданию аналогичных региональных информационных систем с использованием интернет - технологий. Прогресс в развитии научно-образовательных сетевых информационных ресурсов и наличие квалифицированных специалистов, способных создавать и поддерживать такого рода информационные системы, вызвал интерес к ним образовательных структур. Одной из определяющих причин этого интереса является понимание перспективности и необходимости использования сетевых ресурсов и технологий  в силу их быстрого распространения и адаптации для информационного обеспечения деятельности образовательного сообщества. Наиболее перспективное направление интеграции образовательных ресурсов федерального и регионального направления это развитие технологии образовательного портала не только для интеграции научно-образовательных ресурсов, но и для взаимодействия на базе этих ресурсов. В этом случае «убиваются не два зайца», а три-четыре: решаются вопросы с размещением авторских ресурсов; проблемы авторского права; личностно-ориентированного взаимодействия, а также проблемы времени, расстояния и других удобств, которое предоставляет интернет-пространство.

В течение ряда лет осуществляется разработка и внедрение информационных технологий в образование по следующим направлениям: научное обеспечение учебного процесса на базе новых информационных технологий, организационно-методическое обеспечение процесса обучения, методология использования компьютерных средств обучения, компьютерные средства обеспечения учебного процесса, компьютерные средства информационного обеспечения, инструментальные средства создания компьютерных обучающих систем.

Потенциал телекоммуникационных технологий как средств педагогического взаимодействия определяется технологическими характеристиками телекоммуникационной среды на их основе. Применительно к образованию обычно технологии рассматривают с точки зрения выполняемой ими роли в образовательном процессе: компьютер как наставник, инструмент, источник ресурса, методы взаимодействия с позиции организации образовательного процесса.

Одной из важнейших задач является формирование информационных ресурсов портала и интеграция их с другими интернет - ресурсами. В соответствии с этим образовательная информация для портала учебного заведения должна учитывать специфику интересов и познавательной деятельности участников образовательного процесса всех  уровней профессионального образования.

Накопленный опыт освоения телекоммуникационных технологий в образовании показывает, что невозможно автоматически и полностью перенести имеющиеся коммуникативные навыки из традиционной, в электронную среду, ввиду влияния новых факторов, которые обычно не встречаются в образовательном процессе или имеют другую направленность.

Традиционная парадигма образования «преподаватель – учебник – студент» дополняется новой схемой «студент – телекоммуникационные технологии – преподаватель», отражающей гуманистические тенденции в педагогике и предлагающей дополнительное условие традиционного образования – не наличие готовых, систематизированных знаний, подлежащих усвоению, а творческий подход к поиску и анализу предлагаемой информации для решения педагогических задач.

Сведения могут представлять собой не только знания, но и информацию, полученную из сети. Знания – проверенный практикой результат познания действительности, основная особенность которого – систематичность, непротиворечивость, объективность. Информация – сведения любого характера, иногда сомнительной достоверности. В их систематизации мы видим задачу самого обучающегося. Основным элементом процесса взаимодействия становится не только знание, но и информация, а в качестве нового средства обучения выступает компьютер, сеть. В этих условиях с учетом информатизации образования возникает вопрос о взаимодействии традиционных и новых средств обучения.

Страницы: 1, 2, 3



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.