Рефераты. Декоративный текстиль

Свободная роспись

Техника свободной росписи получила распространение и признание художников, так как она выявляет своеобразие почерка каждого мастера и придает произведениям неповторимую индивидуальность, свойственную ручному труду. Основное отличие свободной росписи от классических батиков в том, что в свободной росписи нет резервирующих составов (горячего и холодного). Оформление тканей способом свободной росписи от классических и художественных приемов. Свободную роспись тканей из натурального шелка и синтетических волокон выполняют анилиновыми красителями с различными загустками и без них, широко используя способность жидких анилинов свободно растекаться по ткани.

Особенно интересные результаты получаются от сочетания свободной росписи с контурной наводкой и отделкой резервирующим составом и одноцветной печатью – как контурной, так и с покрытием определенных участков рисунка или фона.

Наносят краску начиная с нижнего края или одного из нижних углов ровными движениями кисти. Перед окрашиванием всю поверхность смачивают водой. Между проводимыми полосами не должно образовываться просветов. Если же они все–таки появились, по ним необходимо пройтись кистью еще раз, разравнивая краску и размазывая ее по всей поверхности.

Может случится, что цвет окажется слишком интенсивным. В этом случае шелк вторично смачивают, а затем промакивают крепом, удаляя таким образом излишки краски.

При росписи несколькими цветами сначала лучше наносить более светлые тона, так как более темные краски лучше ложатся и включаются в общую композицию при их нанесении в конце работы.

После нанесения одного пятна на шелк можно сразу наносить другое пятно или же подождать, когда первое высохнет. В зависимости от этого возникают разные эффекты. Так, при нанесении краски с контактом с другой, еще не высохшей, краской, два цвета плавно переходят друг в друга. Если же первое пятно уже высохло, то вторая краска размоет частички контура, в результате чего также образуется особый эффект – броские зубцы.

Очень красивый эффект дает обыкновенная поваренная соль, которую насыпают на расписанную поверхность, когда она еще не высохла. Он основана на том, что соль впитывает пигменты красок и представляет собой затемнение вокруг того места, где лежала крупинка соли. После обработки соль убирают, сметая ее при помощи маленькой щеточки.

Существует еще один способ использования соли при росписи тканей. То есть с применением солевого раствора. Для этого либо солевым раствором пропитывают ткань, либо его добавляют в краску. При пропитывании ткани солевым раствором ее перед росписью надо высушить.

Делают это для того, чтобы ограничить степень растекания краски по ткани. Вследствие этого свободную роспись можно выполнять широкими мазками, не боясь, что краски будет нанесено слишком много и что она расплывется большим пятном.

В конце работы при помощи тонкой кисти иногда подправляют и подчеркивают самые красивые места. При этом степень такой правки может быть разной: использование тонкой кисти может быть ограничено единичным и незначительными изменениями или, наоборот, вносить в рисунок очень много нового.


4.2. Материалы, инструменты

 

Инструменты

Как и при некоторых других видах росписи, роспись тканей лучше всего производить за специальным рабочим местом. Здесь можно использовать обыкновенный стол. Ткань расписывают, натягивая ее на рамы. Для этих целей используют разборные рамы или фиксированные рамы. Крепят ткань к раме либо кнопками, лучше с тремя зубцами, либо иглами, либо специальными натяжными крючками. Использование игл и крючков предпочтительно, если вы расписываете уже готовое изделие: таким образом можно предотвратить его разрывы. При закреплении простого куска ткани надрывы и небольшие дырки особой роли не играют, так как поврежденную часть можно отрезать. Чтобы кнопки и иголки хорошо держались, рама должна быть изготовлена из мягкой древесины.

Перед тем, как прикрепить к ней ткань, раму обматывают одним слоем скотча. Это делают для того, чтобы древесина не впитывала краску, не пачкала другие изделия и легко очищалась от краски после работы.

Для удаления излишков краски и ее остатков используют палочки с намотанной на них ватой, бумагой и креп.

Сушка расписанных изделий осуществляется при помощи фена. Фен используют только для того, чтобы удалить влагу, ускорить ее высыхание, а потому нужно заметить, что обработки при его помощи оказывается недостаточно. Кроме того, посредством фена можно добиться достаточного интересных эффектов.

Кисти для нанесения красок используют самые разные, в первую очередь в зависимости от того, какие цели ставит перед собой мастер. Для покрытия ткани сплошным слоем одноцветной краски используют широкие плоские кисти, называемые флейцами. Для меньших поверхностей, а также для выполнения мелких деталей используют тонкоконечные кисти № 6-12. Вместо кистей можно использовать ватные тампоны. Они представляют собой куски ваты, намотанные на специальные палочки. С одной стороны, это удобно, так как при использовании нескольких красок не требуется большого количества кисточек (при использовании одной кисточки могут образовываться грязные пятна). С другой стороны, этот способ не всегда позволяет добиться той же детализированности и выразительности рисунка, которых можно достичь при помощи кистей.

Для нанесения контурных красок и контурных составов используются специальные бутылочки для красок. Поступление их на ткань, а последовательно, и толщину линии регулируют при помощи пера.

Если таких бутылочек нет, их заменяют стеклянными трубочками. При этом необходимо, чтобы трубки были изготовлены из тонкого стекла. Дело в том, что толщина линии зависит не только от толщины отверстия в трубке, но и от ее общего диаметра: чем он больше, тем толще получается линия. Кроме того, слишком толстые стенки трубок могут приводить к непредвиденному растеканию краски по ткани, а следовательно, к браку.

Более толстые трубочки применяют при нанесении контура на толстые ткани, более тонкие трубочки – при нанесении на прозрачные ткани, например, на тонкие разновидности шелка.

Желательно, чтобы такие трубочки были снабжены резервом. Такие трубочки не требуют слишком частого наполнения и, соответственно, частых перерывов в работе, что, конечно же, сказывается на качестве нанесения резерва. После работы трубочки обязательно промывают бензином и прочищают при помощи проволоки, на конец которой намотан кусок ваты.

Для работы в технике горячего батика используют не трубочки, а специальные воронки с отверстиями разных диаметров. Такие воронки при желании можно изготовить самостоятельно. Кроме того, для работы в данной технике необходимо иметь кружку для разогревания резерва. Она должна иметь два дна, между которыми находится электролампочка.

Для разведения современных красок, которые не требуют кипячения, можно взять обыкновенный стакан, стеклянный или пластмассовый. Понадобиться также другие емкости для хранения разведенных красок, которые нередко остаются, а потому лучше взять закрывающие стаканчики или коробочки, в которых выпускают некоторые продукты, например, йогурты, масло и т.д.


Красители

Красители для росписи тканей используют разные, которые различаются сферой своего применения. Кроме того, их можно противопоставить друг другу и на основании способов приготовления краски и закрепления ее на поверхности ткани. Однако главным основанием для разделения красителей на группы являются все-таки технические свойства. С этой точки зрения выделяют прямые, кислотные, основные и хромовые красители.

Характер красителя обычно обозначается при помощи специальной маркировки. На красителях отечественного производства проставляются буквенные и цифровые обозначения, на основании которых можно выяснить характеристики красителя. Сначала указывают тип красителя, затем буквой обозначают его цвет (С-синий, З-зеленый, К-красный и т.п.).

Интенсивность цвета и оттенок обозначается посредством буквы и цифры. Так, например, если красный краситель имеет ярко выраженный синеватый оттенок и приближается к фиолетовому цвету, то на упаковке будет стоять «ЗС». Это касается, прежде всего, буквы. Цифровое обозначение призвано показать, какова интенсивность дополнительного оттенка – в нашем случае синего оттенка в красном красителе. Краситель, на котором стоит «2С», будет иметь менее выраженный оттенок, чем краситель, маркированный «3С». Другими словами, чем больше цифра, тем интенсивнее оттенок. Иногда на упаковках обозначают также характеристику красителя с точки зрения прочности.

Для различных тканей используются различные красители, хотя существуют универсальные красители, но они не всегда полностью соответствуют своему названию.

Пользуясь концентрированными импортными красителями, необходимо разобраться, чем их разводят – спиртом или водой. Отечественные красители Дербеневского химзавода требуют специальной подготовки перед росписью. Важно знать и способ закрепления красителя на ткани можно ли ограничится обычной утюжкой или необходимо запаривание. Существуют так же фломастеры, предназначенные специально для тканей. Рисунок, нанесенный с их помощью, закрепляют, проглаживают утюгом.

Красители по своим техническим свойствам делятся на группы. Хромовые – применяются для росписи ткани из натурального шелка и шерсти, растворяются в воде и хорошо смешиваются между собой и прямыми красителями, после запарки меняют цвет. Прямые – применяются для росписи хлопчатобумажных тканей, растворяются в воде, имеют яркие краски и хорошо сливаются между собой. Кислотные – применяются для росписи ткани из шелковых, шерстяных, штапельных и синтетических волокон, растворяются в воде, в которую добавлен уксус, муравьиная или серная кислота, хорошо смешиваются между собой и ровно растекаются по ткани. Анилиновые – продаются в порошках, растворяются в воде, имеют способность хорошо растекаться.

Вся работа по росписи ткани основана на большой или меньшей способности красителя растекаться по ткани. Перед началом работы необходимо подобрать красители по тонам, соответствующим эскизу, путем сливания добиваться нужных оттенков.

5 Творческая часть

 

5.1. Идея


С Древних времен люди стремились улучшить и украсить свое жилище. Расписывая стены люди, изображали охоту, животных, птиц. Изображения птиц служили символами божественной сущности, духа неба, солнца, грома, ветра, облака, свободы, роста, плодородия, изобилия, подъёма, восхождения, вдохновения, пророчества, предсказания, связи между зонами, души, дитяти, духа жизни.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.