Рефераты. Cовременное состояние и перспективы развития ТЭК России

Прогноз добычи УВ. Согласно проекту "Энергетической стратегии…" добыча УВ-сырья будет развиваться во всех существующих нефтегазодобывающих районах России, а также в новых районах Восточной Сибири, Дальнего Востока и на шельфе. Преобладающая часть добывающих мощностей будет размещаться в Западной Сибири, где сосредоточены наибольшие запасы и ресурсы. Вместе с тем, сколь оптимистично ни оценивался бы потенциал этого региона, снижение его возможностей в отношении добычи неизбежно уже в обозримом будущем. Прежде всего прогнозируется снижение добычи в добывающих районах европейской части России и на о-ве Сахалин.

В соответствии с проектом "Энергетической стратегии..." и предложениями по ее уточнению добыча нефти (с газовым конденсатом) достигнет 340-405 млн т в 2020 г. (средний сценарий – 360 млн т). Добыча по стране в целом обеспечена запасами распределенного фонда открытых месторождений вплоть до 2010 г., после чего предлагается возрастающий дефицит добычи: около 30 млн т в 2015 г. и 60 млн т в 2020 г. (рис. 10).

Рис. 5. Динамика добычи нефти (с конденсатом)

 

Таким образом, для поддержания требуемого уровня добычи нефти на период после 2010 г. необходимы открытие новых месторождений и ввод их в разработку, потребность в которых во времени неизбежно будет возрастать.

Геолого-экономический анализ сырьевой базы нефтедобычи Западной Сибири указывает на возможность ее выхода к 2010-2011 гг. на максимальный уровень добычи в 211-217 млн т при условии вовлечения в разработку подготовленных и разведываемых нефтяных месторождений. При этом прогнозируется его снижение до 175 млн т в 2020 г. и 145 млн т в 2030 г.

ГРР на нефть и газ. Для обеспечения разведанными запасами стабильной добычи УВ-сырья в объемах, предусмотренных проектом "Энергетической стратегии России…", планируется проведение комплекса ГРР, направленного на:

разведку и доразведку открытых месторождений и перевод предварительно оцененных запасов категории С2 в более высокие категории;

поиски, разведку и подготовку к разработке новых месторождений в обустроенных нефтегазодобывающих районах для поддержания уровней добычи;

региональное изучение и поиски месторождений в новых менее изученных районах для формирования сырьевой базы на перспективу, в том числе с целью создания новых объектов нефтегазодобычи.

Конкретные направления, виды и объемы планируемых ГРР определялись ежегодными программами геологического изучения недр, которые в последующем корректировались в зависимости от полученных результатов выполненных работ. В настоящее время принято решение перейти к разработке и реализации государственных программ геологического изучения недр нефтегазоносных и перспективных провинций России на период до 2010 г., что позволит более обоснованно прогнозировать направления и объемы работ в каждой провинции и в целом по территории России с целью наращивания разведанных запасов УВ-сырья.

Проведенные расчеты требуемых объемов глубокого бурения как основного наиболее дорогостоящего вида работ на нефть и газ по основным нефтегазоносным регионам России показывают, что для адекватного восполнения планируемых уровней добычи приростами разведанных запасов до 2020 г. необходимо пробурить не менее 50 млн м поисковых, разведочных и параметрических скважин, или в среднем 2,5 млн м в год.

 Для сравнения следует указать, что в 1991-2000 гг. среднегодовой объем глубокого бурения составил 2 млн м при диапазоне изменения по годам от 4,2 до 1,27 млн м.

По прогнозным расчетам суммарные затраты на все виды ГРР до 2020 г. должны составить около 1 трлн р., или в среднем 50 млрд р. в год.

В связи с отменой с 2002 г. отчислений на воспроизводство минерально-сырьевой базы (ВМСБ) основные затраты по финансированию ГРР на нефть и газ должны обеспечиваться за счет средств недропользователей (до 80 % прогнозируемых годовых затрат). Из средств федерального бюджета в основном предусматривается финансировать региональные, научно-исследовательские, опытно-конструкторские и тематические работы, а также информационно-методическое обеспечение.

Вместе с тем в связи с вводом в действие Налогового кодекса большая часть недропользователей весьма настороженно относится к формированию планов работ по геологическому изучению участков недр за счет собственных средств.

Уже сейчас очевидно, что необходимо выработать такие экономические механизмы, которые позволят заинтересовать недропользователей финансировать ГРР за счет собственных средств, а также обеспечить более эффективное освоение участков недр, предоставленных в пользование.

1.3 Особенности развития современного топливно-энергетического комплекса России

В России значение ТЭК особенно велико. Во-первых, из-за огромного ресурсного потенциала, который был детально проанализирован выше. Во-вторых, она обладает уникальным производственным, научно-техническим и кадровым потенциалом. В третьих, важное место ТЭК определяется климатическими условиями, при которых обеспечение энергоресурсами экономики и населения страны является жизненно важным фактором существования целых регионов.

В то же время в конце XX века место России в мировой экономике изменилось. Стагнация последних лет существования Советского Союза сменилась глубоким структурным кризисом, небывалым в мирное время спадом производства и ухудшением практически всех показателей жизни населения. ВВП России за период 1990–2000 гг. сократился на 34%. Если бывший СССР (где Россия играла главную роль) относился к числу экономических сверхдержав, то в 2001 г. наша страна по объему ВВП на душу населения заняла лишь 30-е место в мире (18% от уровня США). За годы реформ Россия утратила многие свои прежние позиции. ВВП в 1990–2000 гг. сократился на 34%. В США он вырос за это время на 36%, в Норвегии – на 38%, Великобритании – на 22%, Турции и Мексике – на 41%, Польше – на 43%, в Китае – более чем в 2,5 раза[9].

Структура экономики России в 90-е гг. менялась в противоположном мировым тенденциям направлении. Удельный вес сырьевой продукции, в том числе энергоресурсов, в структуре мирового ВВП постоянно снижается. В развитых странах прирост ВВП приходится главным образом на обрабатывающую промышленность (особенно на современные наукоемкие производства) и сферу услуг.

Сейчас на долю ТЭК в России приходится около 30% объема промышленного производства, 32% доходов консолидированного и 54% федерального бюджета, 54% экспорта, около 45% валютных поступлений. За последние 10 лет в структуре промышленного производства доля отраслей с высокой добавленной стоимостью снизилась.

Сейчас Россия занимает ведущее место лишь по ресурсному потенциалу и производству первичных энергоресурсов: 1-е место по добыче газа, 2-е – по нефти, 4-е – по электроэнергии, 6-е – по добыче угля.

По потреблению же первичных энергоресурсов на душу населения, несмотря на высокую энергоемкость экономики, Россия все сильнее отстает от развитых стран. Если еще в 1995 г. по общему объему энергопотребления США и Китай превосходили Россию, соответственно, в 3,5 и 1,4 раза, то уже в 2000 г., соответственно, в 3,8 и 2 раза.

После кризиса 1999–2000 гг. в развитии ТЭК появились положительные тенденции – рост производства во всех его отраслях. Но запас прочности ТЭК, созданный на протяжении десятилетий, практически исчерпан.

Учитывая определяющую роль ТЭК в экономике страны, восстановление комплекса, в том числе его позиций на мировом рынке, становится первоочередной государственной задачей.

На заседании правительства РФ 22 мая 2003 г. была одобрена Энергетическая стратегия России на период до 2020 г. (далее – Стратегия). Этот документ подтверждает приоритетную важность развития ТЭК России.

Стратегия предусматривает существенное наращивание производства всех видов энергоресурсов для удовлетворения в первую очередь внутреннего спроса. Остальная продукция будет поступать на внешний рынок.

В предстоящем двадцатилетии внутреннее потребление первичных энергоресурсов увеличится до 1145–1270 млн т у.т. Внешний спрос на российские энергоресурсы также вырастет и составит к 2020 г. до 855 млн т у.т., в том числе на нефть – до 309 млн т, на газ – до 245 млрд м3.

Внутренний спрос и прогнозируемые объемы экспорта должны обеспечиваться ростом производства. Стратегией предусмотрено увеличение производства первичных энергоресурсов к 2020 г. до 2040 млн т у.т. (рост к 2001 г. до 40%).

В ближайшие годы экспорт энергоресурсов останется ключевым фактором развития национальной экономики. Закрепление за Россией достойного места на мировых энергетических рынках является важнейшей задачей Стратегии. Причем не столько как экспортера дешевого сырья, но и как крупного поставщика продукции более высоких стадий обработки. Но это – задача на отдаленную перспективу.

Одновременно, нефтеперерабатывающая отрасль переживает глубокий спад. В 1993–2003 гг. переработка нефти на НПЗ упала с 218 до 180 млн т/г.[10] Занимая в начале 90-х гг. 2-е место в мире по производству нефтепродуктов на душу населения (после США), Россия переместилась на 4-е – после Японии и Китая.

За 10 лет глубина переработки не выросла. Она составляет 69–70% (в развитых странах – 85–90%). В 2003 г. загрузка мощностей НПЗ составила 68%, износ производственных фондов – около 80%.[11]

Реконструкция НПЗ и создание мощностей по углублению переработки, повышению качества нефтепродуктов и производству катализаторов практически не осуществляется. Инвестиции в нефтепереработку ниже, чем в нефтедобычу, объемы переработки растут значительно медленнее добычи. Внутренние цены сопоставимы с ценами в Европе и США, но наши компании не заинтересованы в развитии нефтепереработки. Это связано с высокими инвестиционными рисками, низким качеством отечественных нефтепродуктов (автобензин и дизтопливо) и высокими транспортными расходами. Экспортные ресурсы других видов нефтепродуктов (прямогонный бензин) сокращаются из-за опережающего роста внутреннего спроса. Поэтому экспорт нефтепродуктов будет снижаться. К 2020 г. он составит лишь 30–50 млн т (в 2002 г. 75 млн т).

Эффективная система государственного регулирования отрасли пока не сформирована. Поэтому она вошла в кризисное состояние и при снижении мировых цен на нефть перестает быть источником устойчивых поступлений в бюджет. Единственная возможность изменить ситуацию – создание конкурентного рынка. Для этого необходимы меры структурной политики, и в первую очередь, поддержка малого предпринимательства. При реализации этих целей к 2020 г. объем переработки возрастет до 215 млн т/г с увеличением ее глубины до 85%.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.