Рефераты. Бюджетный кодекс Российской Федерации и его значение

— самостоятельное распоряжение дополнительно выявленными или сэкономленными средствами (свободными остатками средств);

— правовое регулирование отношений, касающихся собственного бюджета (издание законов, положений и др. нормативных актов);

— судебную защиту бюджетных прав.

Как видим, эти права отражают взаимодействие выше- и нижестоящих субъектов в области бюджетных отношений, что обусловлено их экономическими и политическими взаимосвязями.

Естественно, что на каждом уровне бюджетные права имеют свои особенности и различия по содержанию, порождают отношения, свойственные субъектам именно данного уровня. Некоторые из названных прав отсутствуют, например, у муниципальных образований, в составе которых не имеется муниципальных образований нижестоящего уровня. Поэтому необходима не только общая характеристика бюджетных прав, но рассмотрение и выявление их особенностей применительно к конкретным видам субъектов.

Анализ бюджетных прав государства и его территориальных подразделений как в общем аспекте, так и в направлении конкретных субъектов имеет важное значение для решения задач совершенствования межбюджетных отношений, нацеленного на обеспечение сбалансированности интересов всех участников этих отношений, на объективно обусловленное и прозрачное перераспределение средств между бюджетами, способствующее выравниванию уровня бюджетной обеспеченности субъектов РФ и муниципальных образований.

Посредством бюджетных прав РФ проводится единая бюджетно-финансовая политика на территории всей страны и в конечном итоге единая социально-экономическая политика.

Кроме того, эти права создают финансовые возможности для координации и объединенных действий России в рамках СНГ, а также для выполнения международных обязательств иного масштаба.

Бюджетные права РФ закреплены в ряде статей Конституции РФ, а также в текущем законодательстве, в частности Бюджетном кодексе РФ 1998г.

БЮДЖЕТНЫЕ ПРАВА РФ - совокупность прав и обязанностей (полномочий) РФ в области бюджетной деятельности, осуществляемых Федеральным Собранием, Президентом и Правительством РФ. Бюджетные права РФ, исходя из особенностей ее бюджетно-правового статуса, можно подразделить на две группы[9]: 1) Бюджетные права РФ как суверенного единого и неделимого федеративного государства; 2) Бюджетные права РФ в отношении собственного и нижестоящих бюджетов. Первая группа Бюджетные права основана на конституционных нормах, устанавливающих, что суверенитет РФ распространяется на всю ее территорию и что в ведении РФ находится установление правовых основ единого рынка, финансовое, валютное, кредитное и таможенное регулирование. Следовательно, РФ имеет такие бюджетные права, которые распространяются на все ее субъекты и органы местного самоуправления. К бюджетным правам РФ как единого и неделимого суверенного федеративного государства (первая группа) можно отнести: 1) установление видов бюджетов, порядка и принципов их объединения в бюджетной системе РФ; 2) определение видов расходов, включаемых в бюджет текущих расходов и в бюджет развития; 3) определение состава доходных источников, поступающих в бюджеты субъектов РФ и местные бюджеты; 4) установление общего порядка и принципов распределения доходов в бюджетной системе РФ; 5) установление общего порядка формирования расходной части бюджетов разного уровня; 6) утверждение единых бюджетных классификаций, действующих на всей территории РФ, и их виды; 7) установление принципов и основ организации бюджетного процесса в РФ независимо от уровня его осуществления; 8) установление основ бюджетных прав субъектов РФ и органов местного самоуправления; принципов бюджетных взаимоотношений между РФ и ее субъектами; 9) осуществление методического руководства в бюджетной деятельности и контроля за соблюдением федерального бюджетного законодательства на всей территории РФ; 10) установление общей системы мер по сбалансированию бюджетов всех уровней; 11) составление консолидированного бюджета РФ. Осуществление перечисленных бюджетных прав РФ направлено на проведение единой финансово-бюджетной политики на всей ее территории.
       Вторая группа бюджетных прав включает в себя права по формированию, распределению и использованию федерального бюджета и права по отношению к бюджетам нижестоящего территориального уровня. К ним относятся: 1) право на свой бюджет (федеральный); 2) право на получение закрепленных доходов, включаемых в федеральный бюджет; 3) право на определение направлений использования федерального бюджета и объемов бюджетных средств по этим направлениям; 4) право на организацию и осуществление бюджетного процесса (планирование, рассмотрение, утверждение и исполнение федерального бюджета); 5) право на установление предельного размера дефицита федерального бюджета и разработку мер по его сокращению на стадии исполнения; 6) право утверждать перечень защищенных статей текущих расходов федерального бюджета; 7) право на утверждение оборотной кассовой наличности в составе федерального бюджета. Оборотная кассовая наличность образуется за счет остатков средств по федеральному бюджету на начало нового финансового года. Она может быть использована в течение года на покрытие временных кассовых разрывов (несовпадение по времени должного поступления денежных средств в бюджет с их плановым использованием). В конце финансового года оборотная кассовая наличность должна быть восстановлена до утвержденного при ее образовании уровня; 8) право на образование резервных и иных целевых фондов в составе федерального бюджета; 9) право на законодательное регулирование всех вопросов по формированию, распределению и использованию федерального бюджета; 10) право на утверждение порядка реализации стадий бюджетного процесса на федеральном уровне; 11) право на определение перечня регулирующих источников доходов в составе доходов федерального бюджета; 12) право на уточнение статей доходов и расходов по федеральному бюджету в процессе его исполнения; 13) право на введение механизма секвестра по федеральному бюджету; 14) право на утверждение отчета об исполнении федерального бюджета.
     Бюджетные права РФ по отношению к бюджетам ее субъектов включает в себя: 1) утверждение дифференцированных или единых нормативов отчислений от регулирующих доходов для зачисления их в государственные бюджеты субъектов РФ; 2) определение размеров дотаций, передаваемых из федерального бюджета в бюджеты субъектов РФ; 3) определение размеров субвенций для передачи в бюджеты субъектов РФ, а также целевых направлений использования и иных условий их предоставления; 4) принятие специального законодательства, регулирующего порядок предоставления дотаций и субвенций из федерального бюджета и их использования; 5) закрепление за бюджетами субъектов РФ на срок не менее чем пять лет любых регулирующих доходов и передача в эти же бюджеты своих закрепленных доходов в целях обеспечения гарантированного уровня доходной части минимальных бюджетов нижестоящего территориального уровня; 6) определение расходной части минимального бюджета субъектов РФ, гарантируемой своими финансовыми возможностями; 7) осуществление контроля в рамках своих полномочий за соблюдением субъектами РФ федерального законодательства; 8) возмещение выпавших доходов и ущерба, причиненного бюджетам субъектов РФ в результате своих правомерных и неправомерных действий.

2.2  Регулирование бюджетного права   муниципальных образований.


Все муниципальные образования, виды которых определяются законодательством субъектов РФ (районы, города и др.) в лице их органов местного самоуправления обладают бюджетными правами. Важное значение этих прав состоит в том, что с их помощью создается финансовая база, необходимая для решения органами местного самоуправления на всех их уровнях своих социально-экономических и других вопросов местного значения. Указанные права обеспечивают также органам местного самоуправления в пределах их компетенции возможность регулировать на своей территории бюджетные отношения с учетом местных особенностей.

Основы бюджетных прав муниципальных образований в лице органов местного самоуправления закреплены в Конституции РФ (гл. 8), «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», «О финансовых основах местного самоуправления в Российской Федерации». Бюджетный кодекс РФ 1998 г. обобщенно определяет круг полномочий органов местного самоуправления, отнесенных к компетенции этих органов в области регулирования бюджетных отношений.

Положения федерального законодательства конкретизируются в законодательстве субъектов РФ и нормативных актах самих органов местного самоуправления.

Вместе с тем определение основ бюджетно-правового статуса муниципальных образований в федеральном законодательстве усиливает гарантированность этих прав.

Важное значение в этом аспекте имеет Федеральный закон «О финансовых основах местного самоуправления в Российской Федерации», специально нацеленный на закрепление гарантий финансовых, в том числе бюджетных, прав органов местного самоуправления. Закон предписывает органам государственной власти России и органам государственной власти субъектов Федерации содействовать развитию местных финансов, участвовать в решении вопросов местного значения путем выполнения целевых федеральных и региональных программ. Вместе с тем названный Закон закрепляет право контроля со стороны этих органов государственной власти за соблюдением органами местного самоуправления бюджетного и налогового законодательства РФ и субъектов РФ.

Бюджетно-правовой статус муниципальных образовании определяет совокупность следующих прав.

1. Право каждого муниципального образования на самостоятельный местный бюджет, утверждаемый представительным органом местного самоуправления[10]. Вмешательство вышестоящих (иных) органов в разработку, утверждение и исполнение местного бюджета не допускается. Принцип такой независимости органов местного самоуправления в отношении подведомственного бюджета закреплен в Конституции РФ (ст. 132) и названных федеральных законах.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.