|
Отпускная цена без НДС |
Рост цен, % |
||
Декабрь 2004г. |
Сентябрь 2005г. |
|||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
1 |
Дрожжи |
121691 |
128805 |
105,8 |
2 |
Солод ржаной |
7272 |
7698 |
105,9 |
3 |
Хлеб |
27729 |
28810 |
103,9 |
4 |
Хлебобулочные изделия |
37218197 |
39110411 |
105,1 |
5 |
Безалкогольные напитки |
126878080 |
128639267 |
101,4 |
6 |
Слабоалкогольные напитки |
62455911 |
65640321 |
105,1 |
7 |
Вина |
28276526 |
29484138 |
104,3 |
Отпускные цены на производимую предприятием продукцию формировались в пределах установленного прогнозного индекса роста цен в месяц 0,7 %. В январе 2005 года цены не менялись, а остались на уровне декабря 2004 г.
Качество продукции – совокупность свойств продукции, способных удовлетворять определенные потребности в соответствии с ее назначением. Количественная характеристика одного или нескольких свойств продукции, составляющих ее качество, называется показателем качества продукции.
Различают обобщающие индивидуальные и косвенные показатели качества.
К обобщающим показателям качества относят:
- удельный и качественный вес продукции в общем объеме ее выпуска;
- удельный вес продукции, соответствующей мировым стандартам;
- удельный вес экспортируемой продукции, в том числе в высокоразвитые промышленные страны;
- удельный вес аттестованной продукции.
Индивидуальные показатели характеризуют полезность (жирность молока, содержание белка в продукте и т. д.), надежность (долговечность, безотказность в работе), технологичность (трудоемкость и энергоемкость).
Косвенные – штрафы за некачественную продукцию, объем и удельный вес забракованной продукции, потери от брака и т.д.
В процессе анализа изучают динамику этих показателей, выполнение плана по их уровню, причины их изменений.
Для обобщающей оценки выполнения плана по качеству продукции используют разные методы. Сущность балльного метода оценки состоит в определении средневзвешенного балла качества продукции, и путем сравнения фактического и планового его уровня находят процент выполнения плана по качеству.
Кроме того, оценка выполнения плана по качеству продукции производится по удельному весу забракованной и зарекламированной продукции.
Косвенным показателем качества продукции является брак. Он делится на исправимый и неисправимый, внутренний (выявленный на предприятии) и внешний (выявленный у потребителя). Выпуск брака ведет к росту себестоимости продукции и снижению объема товарной продукции, снижению прибыли и рентабельности. В процессе анализа изучают динамику брака по абсолютной сумме и по удельному весу в общем объеме выпущенной продукции, определяют потери от брака и потери продукции. Качество продукции является параметром, оказывающим влияние на такие стоимостные показатели работы предприятия, как выпуск продукции, выручка от реализации, прибыль [22].
Выпускаемая предприятием продукция изготавливалась согласно требованиям соответствующих ГОСТов, ТУ и другой нормативно – технической документации.
Проанализируем структуру реализации воды питьевой, вина, безалкогольных и слабоалкогольных напитков за 2005 г. по областям. Согласно Приложению 10 в течение 2005 года наибольшее количество безалкогольных напитков было реализовано в г. Минске (46486 л, или 38,94 % от общего количества); слабоалкогольных напитков – в г. Минске (7036 л, или 35,00 % от общего количества); воды питьевой – в г. Минске (20344 шт., или 92,01 %); вино – в Минской области (49049 л, или 46,94 %). Это объясняется тем, что г. Минск представляет собой более емкий рынок нежели областные рынки, за счет того, что является столицей Республики Беларусь.
Данные Приложения 11 свидетельствуют о том, что план отгрузки дрожжей хлебопекарных прессованных по отраслям не выполнен, однако по некоторым позициям наблюдается прирост по сравнению с 2004 г.
1.12 Факторный анализ реализации продукции
Изучив динамику и выполнение плана по реализации продукции, необходимо установить факторы изменения ее объема (см. рис.3.1).
Рис. 3.1 Факторы, влияющие на объем реализованной продукции
При анализе производства и реализации продукции применяется методика отражения реализации по двум вариантам.
Если выручка на предприятии определяется по отгрузке товарной продукции, то баланс товарной продукции имеет вид:
ГПн + ТП = РП + ГПк.
Отсюда РП = ГПн + ТП – ГПк (3.1)
Если выручка определяется после оплаты отгруженной продукции, то товарный баланс можно записать так:
ГПн + ТП + ОТн = РП + ОТк + ГПк.
Отсюда РП = ГПн + ТП + ОТн – ОТк + ГПк (3.2)
где ГПн, ГПк – соответственно остатки готовой продукции на начало и конец периода;
ТП – стоимость выпуска продукции;
РП – объем реализации продукции за отчетный период;
ОТн, ОТк – соответственно остатки отгруженной продукции на начало и конец периода [22].
Расчет влияния данных факторов на объем реализации продукции производится сравнением фактических уровней факторных показателей с плановыми. Для изучения влияния этих факторов необходимо проанализировать баланс продукции (см. табл. 3.3).
Таблица 3.3 Анализ факторов изменения объемов реализации на ОАО «Дрожжевой комбинат» в 2005 г. (млн. руб.)
№
п/п
Показатели
План
Факт
Отклонение
1
2
3
4
5
1
Остаток продукции на начало года ОГПн
2500
3562
+ 1062
2
Выпуск товарной продукции ВП
16500
17009
+ 509
3
Остаток продукции на конец года ОГПк
1100
1309
– 209
4
Отгрузка продукции ОТГ
17900
19262
+ 1362
5
Остаток отгруженных товаров на начало года ОТн
1004
1304
+ 300
6
Остаток отгруженных товаров на конец года ОТк
1104
2442
+ 1338
7
Реализация продукции РП
17800
18124
+ 324
Факторный анализ отгрузки продукции проведем на основании следующей факторной модели аддитивного типа при помощи способа абсолютных разниц:
ОТГ = ОГПн + ВП – ОГПк
ΔОТГогпн = ΔОГПн = + 1062 (млн. руб.)
ΔОТГВП = ΔВП = + 509 (млн. руб.)
ΔОТГогпк = – ΔОГПк = – 209 (млн. руб.)
ΔОТГ = ΔОТГогпн + ΔОТГВП + ΔОТГогпк = 1062 + 509 – 209 = + 1362 (млн. руб.)
ΔРПОТн = ΔОТн = + 300 (млн. руб.)
ΔРПОТ = ΔОТГ = + 1362 (млн. руб.)
ΔРПОТк = – ΔОТк = – 1338 (млн. руб.)
ΔРП = 300 + 1362 – 1338 = + 324 (млн. руб.).
Таким образом, в результате проведенного факторного анализа можно отметить следующее: наибольшее влияние на изменение отгрузки продукции оказало увеличение объема выпущенной продукции на 509 млн. руб. и увеличение остатков готовой продукции на начало года на 1062 млн. руб. В то же время отрицательное влияние на увеличение отгрузки оказало увеличение остатков готовой продукции на конец года на 209 млн. руб. Отсюда общее изменение отгрузки продукции составило + 1362 млн. руб. В свою очередь на объем реализованной продукции наибольшее влияние оказало увеличение остатков отгруженной продукции на начало года на 300 млн. руб. и увеличение объема отгруженной продукции на 1362 млн. руб. Отсюда общее изменение объема реализованной продукции составило + 324 млн. руб.
Таблица 3.4 Анализ факторов изменения объёмов реализации в 2004 - 2005гг. (тыс. руб.)
№
п/п
Показатели
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.