Показатель (2004 г.)
Наименование продукции
Хлеб крестьянский
Батон
Выпечка
Цена продукции (руб.)
6,4
8,2
5,7
Количество реализованной продукции (ед.)
133021
11806
7513
Себестоимость единицы продукции (руб.)
6,09
7,94
5,36
В 2004 г. пекарня получила наибольшую прибыль от реализации крестьянского хлеба (выручка по этому виду продукции почти в 9 раз превышает выручку от реализации батонов, а себестоимость осталась ниже себестоимости батонов на 25%).
Проведем анализ степени влияния различных факторов на изменение суммы прибыли от реализации хлеба «Крестьянский» в 2004 году (способом цепной подстановки).
Прибыль от реализации крестьянского хлеба (П) равна:
П = (Ц – С) * О,
где Ц – цена 1 булки крестьянского хлеба,
С – себестоимость 1 булки крестьянского хлеба,
О – объем реализации крестьянского хлеба.
Прибыль от реализации крестьянского хлеба составила:
- в 2001 г.: (5,3 – 5,06) * 112081 = 26899,44 руб.,
- в 2002 г.: (6,4 – 6,09) * 133021 = 41236,51 руб.
Общее изменение прибыли (∆П) от реализации крестьянского хлеба в 2004 г. по сравнению с 2003 г.:
∆П = П2004 – П2003,
где П2004 – прибыль от реализации крестьянского хлеба в 2004 году,
П2003 – прибыль от реализации крестьянского хлеба в 2003 году.
∆П = 41236,51 – 26899,44 = 14337,07 руб.
Отклонение прибыли за счет изменения цены реализации крестьянского хлеба (∆Пусл1):
∆Пусл1 = Пусл.1 – П2003,
где Пусл.1 – прибыль от реализации крестьянского хлеба в 2003 году по ценам реализации 2004 года:
Пусл.1 = (Ц2004 – С2003) * О2003,
где Ц2004 – цена 1 булки крестьянского хлеба в 2004 г.,
С2003 – себестоимость 1 булки крестьянского хлеба в 2003 г.,
О2003 – объем реализации крестьянского хлеба в 2003 г.
Пусл.1 = (6,4 – 5,06) * 112081 = 150188,54 руб.
∆Пусл1 = 150188,54 – 26899,44 = 123289,1 руб.
Отклонение прибыли за счет изменения себестоимости крестьянского хлеба (∆Пусл2):
∆Пусл2 = Пусл2 – Пусл.1,
где Пусл.2 – прибыль от реализации крестьянского хлеба в 2003 году по ценам реализации и себестоимости 2004 года:
Пусл.2 = (Ц2004 – С2004) * О2003,
где С2004 – себестоимость 1 булки крестьянского хлеба в 2004 г.
Пусл.2 = (6,4 – 6,09) * 112081 = 34745,11 руб.,
∆Пусл2 = 34745,11 - 150188,54 = – 115443,43 руб.
Отклонение прибыли за счет изменений в объеме реализации (∆Пусл3):
∆Пусл3 = П2004 – Пусл.2 ,
∆Пусл3 = 41236,51 - 34745,11 = 6491,4.
Правильность расчетов отклонения прибыли за счет влияния различных факторов можно проверить следующей формулой:
∆П = ∆Пусл1 + ∆Пусл2 + ∆Пусл3.
И, действительно:
14337,07 руб. = 123289,1 + (– 115443,43) + 6491,4 руб.
Таким образом, влияние всех факторов на величину прибыли составило 14337,07 руб., в том числе, за счет изменения:
- отпускной цены крестьянского хлеба: + 123289,1 руб.,
- количества реализованной продукции: + 6491,4 руб.,
- себестоимости крестьянского хлеба: – 115443,43 руб.
Основная доля прибыли в 2004 году была получена за счет увеличения цены реализации крестьянского хлеба и незначительного роста объемов его продаж. Изменение себестоимости крестьянского хлеба оказало негативное воздействие на доходы пекарни в 2004 году: за счет этого фактора предприятие недополучило прибыль в размере 115443,43 руб.
Основным резервом роста прибыли пекарни в 2005 году является снижение себестоимости производимой продукции и увеличение объемов реализации (поиск новых рынков сбыта).
3.3 Анализ состава и динамики балансовой прибыли
Балансовая прибыль включает в себя прибыль от реализации произведенной продукции (выручка от продажи продукции за минусом НДС, акцизов, себестоимости проданной продукции, коммерческих расходов, управленческих расходов) и прибыль от операционных и внереализационных доходов и расходов, отражаемых в форме № 2 «Отчет о прибылях убытках».[8]
Анализ балансовой прибыли начинается с изучения динамики за 2000-2004 годы массы прибыли и изменения ее структуры. Для этого из формы № 2 заносятся в таблицу следующие показатели (таблица 7).
Таблица 7.
Показатели прибыльности работы ООО «Прима Опторг» в 2000-2004 гг.
(руб.)
Показатель
стр.
2000 г.
2001 г.
2002г.
2003 г.
2004 г.
Выручка нетто от реализации продукции
010
317205
416332
520413
693838
991268
Себестоимость реализации продукции
020
358834
415970
490737
657940
944107
Операционные доходы и расходы
060
-
Внереализационные доходы и расходы
130
-5815
-7632
-9540
-12720
-18172
Прибыль (убыток)
170
-47444
-7270
20135
23178
28989
В 2000-2001 гг. конечный финансовый результат пекарни ООО «Прима Опторг» представлял собой убыток: в 2000 году – в сумме 47444 рублей, в 2001 году – 7270 рублей. Начиная с 2002 года предприятие начало получать прибыль: в 2002 году – она составила 20135 рублей, а в 2003 году возросла до 23178 рублей, в 2004 году – до 28989 рублей. Расход от внереализационных операций возрос с 5815 рублей в 1998 году до 18172 рублей в 2004 году.
Динамику финансового результата пекарни можно проследить из таблицы 8.
Таблица 8.
Динамика финансовых результатов пекарни ООО «Прима опторг» в 2000-2004 гг.
(в процентах от прошлого года)
2002 г.
2004
г.
Динамика финансового результата
100
653
377
115
125
Динамика выручки
131
133
143
Динамика себестоимости
116
118
134
В 2001 г. убыток от деятельности пекарни сократился почти в 6,5 раз (по сравнению с 2000 г.). В 2002 году финансовый результат превысил прошлогодний показатель в 3,8 раза (377%). Следующие два года (2003-2004 гг.) показывают относительно стабильный рост прибыли (таких скачков как в предыдущие годы – более чем в 3 раза – не наблюдается): в 2003 году темпы роста прибыли сократились до 115%, а в 2004 г. – увеличились до 125%.
Резкое сокращение убытков в 2001 году обеспечивалось 131% ростом объема реализованной продукции на фоне 116% повышения ее себестоимости (динамика роста выручки в 2 раза превышает динамику роста себестоимости). Эта же тенденция, чуть в более скромных масштабах, сохранилась и в 2002 году – четырехкратное (377%) сокращение убытков произошло за счет 125%-увеличения выручки и 118%-повышения себестоимости (динамика роста выручки в 1,5 раза превышает динамику роста себестоимости). Относительно стабильный рост прибыли предприятия в 2003-2004 гг. объясняется уравновешиванием динамики роста объемов выручки и себестоимости продукции (в 2003 году темпы роста себестоимости обогнали темпы роста выручки всего на 1%, а в 2004г. – эти показатели сравнялись).
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15