Заключение
Традиционно женщину возводили на пьедестал, видели ее роль главным образом в создании и сохранении семейного очага, в воспитании детей. Но это не мешало использовать женский труд на тяжелых работах и закрывать глаза на неравенство в заработной плате мужчин и женщин. Когда возросла потребность в рабочей силе, женщины пополнили ряды наемных работников. И это притом, что долгое время замужняя женщина не могла владеть собственностью, подписывать контракты от своего имени и даже распоряжаться собственной заработной платой.
Когда в 30-х годах XIX века, участвуя в движении за запрещение рабства, женщины вошли, наконец, в политику, они почувствовали как эффективность своей борьбы за социальные преобразования, так и свое неравное положение по сравнению с мужчинами внутри движения и в обществе в целом. Участие женщин в таких движениях подтолкнула две волны феминистской активности: кампанию за право голосовать (борьба, продолжавшаяся в течение 72 лет) и движение за права и свободы женщин в 60-х и 70-х годах.
Общество стало постепенно отходить от жесткой привязки тех или иных экономических и поведенческих норм по признаку пола, от традиционных понятий о построенном на гендерном факторе разделения домашних, родительских обязанностей и трудовой активности вне дома.
Таким образом, к началу XX века феминистское движение сумело охватить широкие слои общества, стало более массовым и организованным, подкреплялось идейной основой и сочувствием со стороны наиболее прогрессивных мужчин. Женщины смогли добиться для себя уже значительных прав и создали предпосылки для дальнейшей реорганизации общества.
Наконец, в 1920 году в США были провозглашены равные права граждан независимо от пола.
Женская эмансипация характеризуется как один из наиболее проблемных аспектов индустриальной фазы общественного развития, а феминизм XIX века определяется как объединение женщин с целью достижения полного и фактического равноправия с мужчинами. Процесс интеграции женщин в различные сферы общественной деятельности в XIX - начале XX вв. был крайне противоречив и мучительно труден.
Например, несмотря на то что впервые женское радикальное движение оформилось в Англии еще в 1866 г., реальных шагов к политической и социальной эмансипации женщин не было сделано до 20-х г. XX в., когда в ряде стран был официально признан политический статус женщин. О том, насколько острым было противостояние, ярко свидетельствуют 53 года борьбы американских феминисток: от первого государственного референдума избирательного права в Штате Канзас до заключительной ратификации 19-й поправки в 1920 г. В течение этого времени было проведено 56 референдумов мужчин-избирателей, 480 кампаний, для того чтобы заставить законодательные органы представить проект поправок избирательного права, 47 кампаний, чтобы получить государственное конституционное соглашение для конституционного оформления избирательного права женщин, 277 кампаний, чтобы получить официальное согласие правящих партий, и так далее.
Источники
Адамс А. Из переписки Джона Адамса и его жены Абигаль Адамс в годы Революции // Феминизм: проза, мемуары, письма, эссе. М., 1992. С. 20 – 23.
Акт о собственности замужних женщин Нью-Йорка // Феминизм: проза, мемуары, письма, эссе. М., 1992. С. 103 – 106.
Бебель А. Женщина и социализм // Феминизм: проза, мемуары, письма, эссе. М., 1992. С. 276 – 285.
Декларация чувств. Резолюции. Сенека – Фоллз, 1848 // Феминизм: проза, мемуары, письма, эссе. М., 1992. С. 107 – 116.
Джеймс Патнем Э. Дама. // Феминизм: проза, мемуары, письма, эссе. М., 1992. С. 333 – 342.
Ибсен Г. Кукульный домик // Феминизм: проза, мемуары, письма, эссе. М., 1992. С. 242 – 254.
Коллонтай А. Социальные основы женского вопроса.
Мотт Л. Не христианская религия, а козни церковников…// Феминизм: проза, мемуары, письма, эссе. М., 1992. С. 137 – 142.
Райт Ф. Курс публичных лекций // Феминизм: проза, мемуары, письма, эссе. М., 1992. С. 40 – 48.
Робинсон Х. Х. Труд на первых фабриках в Новой Англии // Феминизм: проза, мемуары, письма, эссе. М., 1992. С. 77 - 87.
Соджернер Трут. Разве я не женщина? // Феминизм: проза, мемуары, письма, эссе. М., 1992. С. 130 – 136.
Торнстайн Веблен. Теория праздного класса // Феминизм: проза, мемуары, письма, эссе. М., 1992. С. 286 – 306.
Худ Т. Песня о рубашке // Феминизм: проза, мемуары, письма, эссе. М., 1992. С. 88 – 90.
Энгегельс Ф. Письмо Лауре Лафарг от 2 октября 1891 г. // Маркс К., Энгельс Ф. Сочинения. 2-е изд. Т. 38. С. 145.
Литература
Воронина О. Женщина и социализм //Феминизм: Восток, Запад, Россия. М.,1993. С. 205 – 225.
Еникеева Д. Познакомлюсь с мужчиной для разовых встреч… М., 2000.
Истягина-Елисеевa Е. А. Женская эмансипация как фактор развития международного физкультурно-спортивного движения 1860 – 1920 гг. (исторический аспект) // Теория и практика физической культуры. 2000. №6.
Климонтович Н. Рокировочка полов // Правда Владивостока. 23.06.2004
Шенар А. Куда идет феминистское движение? // Сегодня. 1996. 26 апреля. С. 6.
Эванс С. Рожденная для свободы: М., 1993.
#"#_ftnref1" name="_ftn1" title="">[1] Как известно, начало эмансипации женщин относится к Великой французской революции, а появление термина «emancipation de la femme» - к эпохе июльской революции 1830 г. Но первоначально женское движение возникло в Северной Америке – в период войны за Независимость 1775 – 1783гг.
[2] Феминизм: проза, мемуары, письма, эссе. С.287.
[3] Эванс С. Указ. Соч. С.179.
[1] Воронина О. Женщина и социализм //Феминизм: Восток, Запад, Россия. М.,1993. С. 205 – 225.
[2] Энгегельс Ф. Письмо Лауре Лафарг от 2 октября 1891 г. // Маркс К., Энгельс Ф. Сочинения. 2-е изд. Т. 38. С. 145.
[3] Коллонтай А. Социальные основы женского вопроса.
[4] Еникеева Д. Познакомлюсь с мужчиной для разовых встреч… М., 2000.
[5] Шенар А. Куда идет феминистское движение? // Сегодня. 1996. 26.
[6] Николай Климонтович. Рокировочка полов // Правда Владивостока. 23.06.2004; см. также #"#_ednref7" name="_edn7" title="">[7] Феминизм: проза, мемуары, письма, эссе. М., 1992.
[8] Эванс С. Рожденная для свободы: М., 1993.
[9] Феминизм: Восток, Запад, Россия. М., 1993.
[10] Ибсен Г. Кукульный домик // Феминизм: проза, мемуары, письма, эссе. М., 1992. С. 247.
[11] Эванс С. Указ. соч. С. 70.
[12] Там же. С. 70.
[13] Робинсон Х. Х. Труд на первых фабриках в Новой Англии // Феминизм: проза, мемуары, письма, эссе. М., 1992. С. 85.
[14] Эванс С. Указ. соч. С. 72.
[15] Торнстайн Веблен. Теория праздного класса // Феминизм: проза, мемуары, письма, эссе. М., 1992. С. 298.
[16] Там же.
[17] Там же.
[18] Эванс С. Указ. соч. С. 69.
[19] Джеймс Патнем Э. Дама. // Феминизм: проза, мемуары, письма, эссе. М., 1992. Дама. С. 343.
[20] Эванс С. Указ. соч. С. 48.
[21] Робинсон Х. Х. Указ. соч. С. 83.
[22] Там же. С. 83.
[23] Там же. С. 83.
[24] Цит. по: Эванс С. Указ. соч. С. 90.
[25] Робинсон Х. Х. Труд на первых фабриках в Новой Англии. С. 87.
[26] Худ Т. Песня о рубашке // Феминизм: проза, мемуары, письма, эссе. М., 1992. С. 89.
[27] Цит. по: Эванс С. Указ. соч. С. 94.
[28] Там же. С. 99.
[29] Соджернер Трут. Разве я не женщина? // Феминизм: проза, мемуары, письма, эссе. М., 1992. С. 132.
[30] Адамс А. Из переписки Джона Адамса и его жены Абигаль Адамс в годы Революции. С. 23.
[31] Цит. по: Эванс С. Указ. соч. С. 74.
[32] Там же. С. 75.
[33] Там же. С. 79.
[34] Там же. С. 69.
[35] Там же. С. 77.
[36] Там же. С. 81 – 82.
[37] Там же. С. 88.
[38] Соджернер Трут. Указ. соч. С. 132.
[39] Феминизм: проза, мемуары, письма, эссе. С.196.
[40] Акт о собственности замужних женщин Нью-Йорка // Феминизм: проза, мемуары, письма, эссе. М., 1992.
[41] Феминизм: проза, мемуары, письма, эссе. С.344.
[42] Истягина-Елисеевa Е. А. Женская эмансипация как фактор развития международного физкультурно-спортивного движения 1860 – 1920 гг. (исторический аспект) // Теория и практика физической культуры. 2000. №6.
[43] Там же.
[44] Там же.
[45] Там же.
[46] Феминизм: проза, мемуары, письма, эссе. С. 436.
[47] Там же. С. 437.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7