Рефераты. Биография Бодровой Варвары Александровны

Статья Круг наших интересов ИГЛОЙ И НИТЬЮ.


В краеведческом музее демонстрируется выставка художественных произведений, исполненных методом вышивки. Я с удовольствием посмотрел её.

Раньше выставки проходили во Дворце культуры. Большая часть экспонатов отображала вещи домашнего обихода: скатерти, полотенца, занавески, покрывала, цветы и тому подобное. Исполнение их не привлекало столь пристального внимания посетителей. На однотипность цветов на полотнах смотрели как на что-то обыденное. Подолгу задерживались только у стенда картин В. А. Бодровой.

В настоящее время трудно завоевать признание публики посредственными вещами. Изысканность взглядов к произведениям искусства с каждым годом возрастает. Поэтому до сих пор признанной художницей вышивки во всеобъемлющем понятии является преподавательница детского кружка при Дворце культуры Варвара Александровна Бодрова. Её творчество с годами становится всё совершеннее, одухотворённее. Техника исполнения с мягкими, едва заметными переходами от светлых до насыщенных тёмных тонов – прекрасна.

Цвета в картине «Беседка» точно раскрывают фактуру зелени и форму виноградного плюща. Удачно увеличена и скомпонована перспектива «Рейхстага» с фигурами в центре Егорова и Контария. Подчёркнута динамика их движений и реющее полотнище Знамени. Самое внушительное впечатление оставляет зарево горящего здания. И этот сполох взрыва, смешанного огня и дыма надолго останется в памяти.

Варвара Александровна смело берётся за объёмные работы, доводит их до совершенства смыслового понятия и исторической точности.

По степени исполнения вышивка гладью отлична от способов решелье, болгарского креста, набивки и других. Она трудоёмка, требует от исполнительницы большого терпения, отнимает много времени. Только большая любовь к подлинному искусству и самокритичность к своему творению приносят желанный результат.

Варвара Александровна секретов своих не скрывает. Из-за дефицита ниток с полным набором цветовых гамм приходится самой красить пряжу, чтобы восполнить недостающие цвета.

Если в работе будут замечены несоответствия целостности содержания – исправит. Это значит, готовую вещь, на которую затрачено 10 часов, - распороть и вновь вышить.

Варвара Александровна имеет ряд дипломов первой степени районного и областного значения. Её работы не раз демонстрировались у нас и за рубежом. У неё много последователей, которым она привила любовь к искусству.

К сожалению, не все жители района знакомы с вышивками местных художниц. Поэтому отделу культуры и музею следовало бы подумать об организации передвижных выставок в сельских Домах культуры. Они принесут только пользу.

Статья ЧАРОДЕЙКА КРАСОК.


… Тугие валки свежескошенной пшеницы. На краю загонки замерли жатки. Механизаторы, сгрудившись, ведут разговор о мирных заботах хлебороба. Неяркое небо, золотистые дали – все это привычное и родное. Я стою у картины В. А. Бодровой «Комсомольцы на уборке урожая».

На седьмой районной художественной выставке изобразительного и декоративно-прикладного искусства экспозиция искусной мастерицы впечатляет. Хотя на выставке представили свои работы около ста самодеятельных художников и народных умельцев. У картин Варвары Александровны посетители задерживаются подолгу. Просто удивительно, как она смогла иглой и нитками передать всю красоту русской природы.

Да, её пейзажи, автопортрет выполнены не кистью и красками, хотя и смотрятся как живописные, а иглой и нитками. И ни одна выставка самодеятельного творчества в Ясногорске не обходится без участия замечательной вышивальщицы. Картины; вышитые её искусными руками, неизменно привлекают всеобщее внимание. И на сей раз в книге отзывов немало сделано записей в адрес мастерицы. Вот одна из них: «Большое впечатление произвели работы В. А. Бодровой, - пишет В. Диброва. – Они отличаются содержательностью, разнообразием тематики, оригинальным жанровым решением, удачным сочетанием цветов. Сделаны с большой любовью и чувством».

Все, кто видел вышивки, признательны художнице за то, что среди них немало вещей, которые вызывают на размышления о том, что есть хорошего на земле, о нашем современнике. Не будет преувеличением сказать, что её вышитые полотна стали достопримечательностью города. Когда, случалось, приезжали зарубежные делегации, то им непременно дарили одну из работ Варвары Александровны. Искусством мастерицы и ныне восхищаются в Польше, Чехословакии, Индии, Японии, на Кубе.

За два с половиной десятилетия ею созданы более 150 картин разнообразных по жанрам. Здесь и пейзажи, и портреты, и бытовые сценки. Сюжеты она черпает из повседневной жизни. Работа тончайшая, требующая помимо вкуса, и огромного терпения. Порой годы уходят на отдельную вышивку. В иной картине используют нитки ста цветов и оттенков. Причём технологию окраски ниток разработала сама.

- Заниматься художественной вышивкой начала давно, - рассказывает Варвара Александровна, - в начале пятидесятых годов. Живя на Украине, прочитала как-то в объявлении, что принимают учениц на курсы инструкторов художественной вышивки. Возраст был далеко не ученический, но записалась и окончила эти курсы.

Что побудило её это сделать? Родилась в большой крестьянской семье и рано познала труд хлебороба. Вместе со всеми участвовала в становлении сельского хозяйства на индустриальные рельсы. А когда мирный труд советских людей прервала война, рыла окопы и строила аэродромы. Всё увиденное: самоотверженный труд крестьян, мужество солдат, красоту родной земли захотелось ей как-то отобразить, запечатлеть потомкам. И раньше вышивала для себя, после курсов стала набираться мастерства, опыта и делиться своими секретами со всяким, кто пожелает.

Кружок художественной вышивки во Дворце культуры машиностроителей, которым более четверти века руководит В. А. Бодрова, самый многочисленный. За эти годы она приобщила к самобытному, истинно русскому искусству не одно поколение ясногорцев. По скромным подсчётам, две с половиной тысячи детей обучила художница. В вышивках её ученицы светы Холиной, которые экспонировались на выставке, чувствовалась рука её талантливой наставницы. Настолько тонко, изящно передавала она ощущение цвета, объемность предметов.

Эта преемственность радует, к самостоятельному творчеству приобщаются всё новые и новые люди. А Варвара Александровна всё ищет, творит.

Она была удостоена Почётной грамоты на выставке за картины «Лунная ночь» и «Портрет Ули Громовой». Затем не раз участвовала в районных и областных вернисажах, удостаивалась дипломов, а в 1980 году ей вручили диплом «Мастер золотые Руки».

В районном краеведческом музее висит ряд картин, подаренных Варварой Александровной городу. И все, кто сможет побывать у нас, имеют возможность познакомиться с этим жизнерадостным, красочным самодеятельным искусством.

Я искала материал во всех структурах города и нашла доклад в районной библиотеке. Это было сочинение девочки, знавшей Варвару Александровну при жизни.


РЕМЕСЛЕННИКАМИ СТАНОВЯТСЯ, ХУДОЖНИКАМИ РОЖДАЮТСЯ.


Варвара Александровна Бодрова – представляется мне - родилась для того, чтобы умножить и возвеличить талант русского человека.

Когда я вспоминаю о ней, мысленно опять оказываюсь в её скромной квартире, где я впервые по-настоящему поняла, что такое истинный художник: это не только мастер, но и скромный, добрейшей души человек. Именно такая она и есть, Варвара Александровна, наставница многих и многих ясногорских девчонок, мастерица-вышивальщица, чьи работы знают не только в её родном городе, но и в Москве, в Киеве,  Симферополе, Праге, Варшаве, Токио и других городах. Одаривала мастерством своим Варвара Александровна от всей широкой русской души, вот и разошлись её полотна по всему миру.

Разглядываю выставленные в краеведческом музее картины Варвары Александровны и диву даюсь: как много может сделать человек!

За два с половиной десятилетия ею создано более ста пятидесяти картин, самых разнообразных по жанру. Тут пейзажи, портреты, бытовые и сказочные сюжеты. И ведь выполнены работы не акварелью и не маслом, а самыми обыкновенными нитками. Варваре Александровне скоро семьдесят пять, но нашла я ее за новой работой, далеко уже не первой и, конечно, не последней.

… Живой, приветливый взгляд из-под очков, ласковая улыбка и неторопливый рассказ о том, как еще с раннего детства любила ходить в лес одна, чтобы никто не мешал, как наслаждалась красотой лепестка, бутона, зеленью травы и легким, прозрачным воздухом.

Все это старалась перенести на ткань, что-то получалось, что-то нет, а учитель был один – русская природа; потому и чудиться, что с картин «Сирень» веет такими ароматами, а с «Золотой осени» - терпким запахом листвы.

Варвара Александровна не говорит из скромности, но я-то знаю, что она первая в работе «Сирень» вышивала тесьмой, а в картине «Золотая осень» ввела способ выпуклой вышивки.

Скоро к картинам мастерицы добавиться еще одна – «Весенний пейзаж».

Разговор наш продолжается, и художник вспоминает, как делала первые шаги на педагогическом поприще.

- Предложили мне вести кружок художественной вышивки во Дворце культуры машиностроителей. Соглашаюсь. Да только сначала в группе  было десять человек, потом – двадцать, а через месяц – сто шесть. А как откажешь? Приходилось работать в две смены, а по ночам красить нитки анилином для своих девочек – учениц.

… В это же время создаются Варварой Александровной ее лучшие, самые известные работы – репродукции картин известных художников: «Русалка», «Измайловский парк», «Дети, бегущие от грозы».

К сожалению, не все эти работы доведётся увидеть нам с вами, многие из них подарены. Ни одной работы В. А. не сделала для продажи «всё по велению сердца», «для души», как она сама говорит. Перед самым моим уходом В. А. с гордостью показала мне самую для неё драгоценную награду из множества грамот и дипломов: диплом «Мастер золотые руки», вручённый в 1980 году.


История, связанная с вышивкой картин в моей жизни.


Однажды я пришла на работу к маме и увидела, что женщины собрались в кружок и с восхищением что-то рассматривают. Мне стало интересно, что же такое лежит на столе, моему взору открылась картина необыкновенных красок. На ней были изображены река, закат и береза. Трудно было представить, что эта картина не нарисована, а вышита цветными нитками. Моему восхищению не было предела. Я попросила, чтобы мама узнала у своей сотрудницы, где же так можно научиться вышивки.

И вот мы с мамой идём в первый раз в кружок художественной вышивки. Руководителем кружка оказалась бывшая ученица Бодровой Варвары Александровны. Получив соответствующие рекомендации, мы стали готовиться к дальнейшему посещению кружка  по вышиванию. Вначале казалось, что всё сложно и не доступно, но затем под руководством учителя стежок за стежком стали появляться определённые контуры предмета. Первой моей вышитой картиной был выбран яркий попугай, сидящий на ветке. Приятно было смотреть на работу, сделанную своими руками. Дальнейшие картины были сложнее: такие как «Раннее утро», «Есенинский уголок», «Золотая осень» и «Лунная ночь».

Женщины, посещающие кружок вышивали картины больших размеров с изображением людей. Это были долгие и кропотливые работы, затягивающиеся на месяца и у всех хватало терпения, так как конечный результат был прекрасен.

Затем мама не смогла удержаться и тоже увлеклась вышивкой. Это были работы под названием: «Закат», «Розы», «Храм Покрова на Нерли» и другие.

Мы приняли участие в трёх выставках художественного творчества. За участие в областной выставке декоративно-прикладного искусства «Добро через красоту» были награждены почётной грамотой и памятными подарками.

Ничего бы этого не было, если бы Бодрова Варвара Александровна не организовала кружок художественной вышивки в нашем городе. Благодаря этой женщине многие нашли занятие по душе, которое радует себя и близких, а так же множество людей, увидевших это творение. Искусство учителя вышивки живо сейчас и я надеюсь, что оно будет продолжаться в наших детях и внуках.


Страницы: 1, 2



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.