Библиотека владеет многочисленными изданиями Библии: русскими, начиная со времен царя Алексея Михайловича, и иностранными на 60 языках и наречиях.
Личные собрания, подаренные библиотеке, входят в ее состав как неделимые коллекции.
Компьютеры позволяют входить в Интернет, таким образом, библиотека сотрудничает с другими духовными организациями, и библиотеками, обмениваясь литературой и своим опытом работы. ( стр. 30 - 32)
Другой крупнейшей библиотекой является библиотека при Московской духовной академии, которая была учреждена в Москве в 1685 году. Вначале она называлась Славянско-Греческо-Латинская. В 1814 году Московскую Духовную академию перевели в Сергиев Посад в Троице Сергиеву лавру, но название «Московская» осталось. Библиотека возникла одновременно с академией, и время ее существования исчисляется столетиями. Специфика ее в том, что она существовала при высшем учебном заведении и семинарии, являясь душой этих заведений и важным звеном в духовной школе. Практически всегда она была в центре внимания царской семьи. Например, благодаря покровительству Петра I фонд библиотеки достиг 212 тыс. экземпляров.
Особенность библиотеки в том, что ее фонды отражают профиль самой академии: преподавание и научная богословская работа по кафедрам.
Библиотека существует при учебном заведении, для вновь поступивших читается лекция, в которой дается информация о происхождении библиотеки, рассказывается о ее фондах, содержании, каталогах.
Библиотека поддерживает отношения со светскими библиотеками: РНБ, Государственной публичной исторической и ВГБИЛ. Совместно с РГБ проводятся семинары по работе с религиозной литературой. ( стр. 8 -10)
В первой четверти XVIII века в России были проведены важные преобразования в области культуры и просвещения, существенно повлиявшие на развитие библиотечного дела.
Появление новых типов библиотек закрепило наметившиеся к концу XVII века изменения в общественной и культурной среде. Наука, образование и издательское дело перестали быть монополией Русской Православной церкви. Вслед за ними постепенно прекращается монополия и на библиотечное обслуживание.
При Петре I впервые стал вопрос о значении библиотек и необходимости их организации в широких масштабах, поскольку наблюдался интерес к образованию, связанный с общественными преобразованиями. В «Духовном регламенте» (1721 г.) подробно рассматривались роль и значение библиотек в деятельности учебных заведений духовного ведомства. Библиотеку начали рассматривать, с одной стороны, как неотъемлемую часть учреждения (в частности, учебного заведения), и, с другой стороны, как самостоятельное учреждение, предназначенное для содействия распространению просвещения, развитию экономики и науки в государстве. Цель ее деятельности видят не только в собирании книг, но и использовании библиотечного фонда, доступности находящейся в нем литературы для определенного мирского круга читателей того времени. Важнейшим событием начала XVIII века явилось создание первой светской библиотеки — академической, Указ о создании которой был подписан Петром I в 1714 году.
Монастырские библиотеки в XVIII веке в собирании документов отходят на второй план по сравнению с библиотеками нового типа - академической, публичной. Светская литература в монастырских библиотеках уменьшалась. Это объяснялось тем, что актуальная научная и художественная литература, в которой общество испытывало особую потребность, сосредотачивалась в этот период в библиотеках — академической, публичной, учебных, специальных, а прежняя литература по естествознанию, географии, математике, медицине и другая монастырями постепенно утрачивалась. Такое положение дел было характерно для центральной части России. На Урале, в Западной Сибири, Западном Забайкалье (Бурятии) фонды монастырских и храмовых библиотек только начинали складываться.
В этот же период возникают проекты организации новых библиотек. Большое значение придавалось организации библиотек при учебных заведениях.
В проектах 1712 и 1714 гг. выдающегося деятеля петровской эпохи Ф.С. Салтыкова были выдвинуты принципы организации учебных и публичных библиотек, создаваемых в помещениях монастырей, — и на основе их книжных фондов.
По решению конференции Сената и Святейшего Синода 27 февраля 1727 года Печатный двор передавался В. В. Киприанову при условии, которое было оговорено в «Кондициях»: «Из церковных книг от каждого выходу присылать в Святейший Синод по книге, в библиотеку - по книге ж, а из исторических книг - по одной же книге в Дистанс-Академию... И никому безденежно не давать» ( ).
Таким образом, в некоторые библиотеки, в том числе и православные, поступал обязательный экземпляр (ОЭ), наполняя их фонды, и являлся формой текущего комплектования. ОЭ служил для создания алфавитного каталога печатной продукции и выполнял библиографическую функцию. Издания, получаемые из Московской типографии, предназначались для «всегдашнего» хранения, иначе говоря, создавался фонд печатной продукции, хранящийся вечно, что впоследствии будет широко использоваться в национальных библиотеках России.
Духовное ведомство в XVIII веке участвовало в становлении государственной системы обязательного экземпляра документов, одновременно являясь органом цензуры.
Кроме библиотек учебных заведений существует большое количество монастырских библиотек.
Соловецкий монастырь — самый северный в нашей стране — был крупнейшим культурным центром, «цитаделью книжного просвещения». Обитель имела одну из лучших библиотек, в ней работали летописцы, иконописцы, действовала книгописная мастерская.
Очень условно можно назвать несколько книг, бывших в распоряжении первых игуменов Соловецкого Преображенского монастыря и составивших ядро будущей библиотеки. Важная веха в ее истории — конец XV века, когда игумен Досифей — при Зосиме, был простым монахом — отправлялся в город Новгород Великий, чтобы пополнить монастырскую библиотеку.
Досифей, образованный игумен, самолично и с помощью приглашенных мастеров занимался переписыванием книг, отбирая лучшие, наиболее авторитетные оригиналы, подправлял послесловия, делал вкладные приписки. В двух из них сохранились перечень 25 книг, отправленных на Соловки.
Известен Досифей, как автор одной из редакций Жития Зосима и Савватия, о чем он рассказал в «Слове о сотворении Жития начальников соловецких». Досифей записал по памяти все, что знал об основателях монастыря.
Так Досифей положил начало основанию разносторонней по составу библиотеки Соловецкого монастыря. Содержание рукописей, собранных игуменом говорит о широте взглядов Досифея, о его интересах к церковно-полемической тематике и лучшим образцам оригинальной русской литературы. После Досифея библиотека непрерывно пополнялась.
В 1928 году книжное собрание Соловецкого монастыря — 1482 рукописи были переданы из Казанской духовной академии в Государственную публичную библиотеку имени Салтыкова-Щедрина (РНБ). ( стр. 63 - 65).
Синодальная библиотека при Андреевском монастыре на Воробьевых горах считается — первым просветительским учреждением в России. Монастырь основан Ф. Ртищевым в 1648 году. Андреевский монастырь существовал достаточно скромно и тихо до середины XVII века, когда Ртищев собрал украинских образованных монахов. Андреевский монастырь и Учительское братство, которое здесь было образовано, явились фундаментом для создания Славяно-греко-латинской академии, основанной братьями Лихудами.
Ученые монахи, пробыв около двух лет, перешли затем в Богоявленский монастырь, в Спасский монастырь и способствовали созданию первой академии, которая дала впоследствии две ветви: Московскую духовную академию и Московский государственный университет.
Новый период в истории Андреевского монастыря начался в августе 1992 года. 14 августа вышел указ Патриарха Всея Руси Алексия II о переводе в Андреевский монастырь Синодальной библиотеки. В монастыре работает воскресная школа, где учится около 30 детей разного возраста.
Библиотека монастыря взаимодействует и с государственными светскими библиотеками: учебными, юношескими. Монастырская библиотека помогает им в комплектовании духовной литературой — за собственный счет — монастыря. В соответствии с программой комплектования библиотека стремится охватить как библиотеки светские, так и библиотеки ученых заведений Русской Православной церкви.
В данный момент библиотекой установлены тесные отношения с Ассоциацией богословских библиотек. В Венгрии проходила встреча по вопросам взаимодействия библиотек стран Восточной Европы. Библиотека входит в состав ИФЛА. В настоящее время библиотека активизирует связи со специальной библиотечной богословской ассоциацией. ( стр. 18 - 22)
Книжное обозрение учебной библиотеки Православного Свято-Тихоновского Богословского института, расположенного в г. Москве стало пополняться после открытия этого крупного учебного заведения в 1991 году. Библиотека, как структурное подразделение института была организована в 1992 году и в настоящее время это крупный информационный библиографический центр. Отбор литературы в фонд ведется в соответствии с потребностями преподавателей и студентов богословско-пастырского, катехизаторского, педагогического, историко-филологического факультетов. В структуре фондов библиотеки существует фонд иностранной литературы.
В 1998 году был издан библиографический указатель книг на русском и церковно-славянском языках за 1918 – 1993 годы «Православие», подготовленный библиографами РГБ при участии преподавателей института и сотрудников библиотеки. Подробная информация о данном указателе будет даваться ниже.
Большинство библиотек среднего и низового уровня — епархиальные, монастырские, храмовые, а также библиотеки благочинические, епархиальных духовных училищ, православных гимназий, воскресных школ — воссоздаются заново. Данный процесс продолжается и в настоящее время.
3.2 Православная библиотека наших дней
В своем интервью директор Синодальной библиотеки Московского Патриархата протоиерей Борис Даниленко говорил о том, что необходимо создавать уголки православной литературы в светских библиотеках города, района, в больницах и т. д. Такой опыт уже существует.
Роль своеобразного клуба, занимающегося духовным просвещением, выполняет библиотека православной культуры «Благовест», созданная, в Кирове (Вятка) результатом созидательных усилий администрации города, Вятской епархии (архиепископ Вятский и Слободский Хрисаиф), муниципального учреждения «Библиотека» весной 1998 года.
В наследство от библиотеки № 22 она получила не только помещение и фонд славянской литературы, но и коллектив высокопрофессиональных сотрудников, посвятивших многие годы своему делу. Не отвергли здесь и преданных библиотеке-предшественнице друзей-читателей, у которых появилась возможность включить в круг своего чтения православную литературу.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15