Рефераты. Безработица. Проблема безработицы в Восточной Европе

оказалась весьма медленным процессом.   В отдельных странах и в каждой стране

фирмы различаются как своей первоначальной позицией так и масштабами шока,

который они испытали.  Некоторые фирмы потеряли весь свой рынок в результате распада СЭВ.  И некоторые страны, такие как Болгария, были значительно сильнее других стран затронуты первоначальными шоками  В различных странах фирмы различаются своими внутренними побудительными мотивами.  В большинстве стран решения, принимаемые предприятиями, отражают интересы менеджеров и рабочих.  Однако относительная значимость этих социальных групп зависит от институциональных и исторических факторов.  Цели каждой группы также различны; здесь исключительно важны перспективы приватизации и ожидаемые выгоды каждой группы, и когда начался переходный этап, эти ожидания изменились.       Наконец, различна сама внешняя среда, в которой функционируют фирмы.  В большинстве стран фирмы быстро столкнулись с жесткими бюджетными ограничениями, поскольку субсидии и другие виды поддержки были резко сокращены и правительства достаточно долго не отступали от своих первоначальных планов жесткой политики, что привело к закрытию многих предприятий.  Кое-где текущие или ожидаемые бюджетные ограничения намного мягче и до сих пор фирмы могли избегать самого тяжелого выбора. Как сочетались эти факторы?  В Польше, Венгрии и Чешской Республике можно наблюдать несколько этапов перехода.  В начале перехода фирмы старались удерживать работников.  Сокращение занятости шло медленнее, чем сокращение выпуска.  Большинство увольнений были добровольными или, по крайней мере, относительно безболезненными, например, путем досрочного выхода на пенсию.  Заработная плата была установлена таким образом, что включала большую часть прежней прибыли, и это не угрожало занятости.  Но по прошествии времени усиливаются признаки того, что потеря работы выходит за рамки фрикционной безработицы.  Увольнения по большей части становятся вынужденными, люди увольняются по преимуществу не с целью перехода на другую работу, а для того чтобы пополнить ряды безработных.  Фирмы принимают решения с учетом все более длительной перспективы, даже до приватизации.   Другие страны делятся на две группы.  С одной стороны, Болгария, где первоначальный шок был намного сильнее, а амортизаторы намного слабее, где первоначальное сокращение выпуска и занятости в государственном секторе было необычно сильным.  С другой стороны, Россия и, в меньшей степени, Румыния, где более мягкие бюджетные ограничения до сих пор позволяют государственным фирмам ограничить потери в занятости на уровне много более низком, чем масштабы сокращения выпуска.

Рост занятости в частном секторе.

Как показано в таблице 1-1, частный сектор быстро растет.  Причем в большой степени этот рост, опять же за исключением России, может быть отнесен на счет роста нового - а не приватизированного - частного сектора.      До сих пор этот рост отражал, главным образом, процесс структурного приспособления, заполнение характерной для социализма бреши в торговле и услугах.  И природа нового частного сектора была сформирована как особенностями самой торговой деятельности, так и обилием жестких барьеров от ограниченного доступа к кредиту до отсутствия экспертизы.  Частный сектор состоит из множества мелких фирм, которые финансируются за счет внутренних источников, и, если принять в расчет другие аспекты компенсации помимо зарплаты, обычно платят своим работникам меньше, чем государственные фирмы.  Широкие потоки уволенных, а также ушедших с работы по собственному желанию свидетельствуют о высоком уровне банкротств и непрестижном характере самой работы, которая к тому же отличается высокой неопределенностью. Некоторые страны, такие как Польша и Венгрия, находятся на той стадии, когда доля торговли и услуг приближается к соответствующим показателям в других рыночных экономиках с примерно таким же уровнем дохода.  Это поднимает вопрос о том, будут ли нивелироваться межстрановые различия в темпах создания рабочих мест в частном секторе.  Мы находим мало оснований считать, что частный сектор где-либо - в промышленности, например, может непрерывно расти одним и тем же темпом.

Безработица.

Эволюция безработицы следует из нашей характеристики развития частного и государственного секторов. Сфокусировав внимание сперва на Венгрии, Польше и Чешской Республике можно наблюдать как с течением времени меняется природа безработицы.  Первоначальное сокращение занятости в государственном секторе происходило как путем прямого перехода работников на другую работу, так и путем выбытия из состава рабочей силы посредством досрочного выхода на пенсию.  Для тех, кто имел несчастье стать безработным, перспективы были туманными, показатели уровня оттока из рядов

Таблица 1-1.  Занятость по формам собственности.

                             В тысячах                  Доля в общей занятости



Показатели                1990      1991      1992      1990      1991      1992


Венгрия

Общая занятость           4699,0    4334,0    4120,0

Государственный сектор     -        2860,4    2645,0     -        66,0      64,2

Частный сектор             -        1473,6    1475,0     -        34,0      35,8


ПОЛЬША

Общая занятость           16511,0   15601,0   15379,0

Государственный сектор    10963,4   9313,8    8550,7    66,4      59,7      55,6

Частный сектор            5547,7    6287,2    6828,3    33,6      40,3      44,4


Чешская Республика

Общая занятость           5351,0    5059,0    4880,0

Государственный сектор    4917,0    4052,0     -        91,9      80,1       -

Частный сектор            434,0     1007,0     -        8,1       19,9       -


СЛОВАКИЯ

Общая занятость           2478,0    2281,0    2160,0

Государственный сектор    2357,0    1989,0    1793,0    95,1      87,2      83,0

Частный сектор            121,0     292,0     367,0     4,9       12,8      17,0


БОЛГАРИЯ

Общая занятость           4097,0    3564,0    3113,0

Государственный сектор    4097,0    3204,0    2673,0    100,0     89,9      85,9

Частный сектор              -       360,0     440,0      -        10,1      14,1


РУМЫНИЯ

Общая занятость           10840,0   10786,0   10205,0

Государственный сектор     -        10041,8   8980,4     -        93,1      88,0

Частный сектор             -        744,2     1224,6     -        6,9       12,0


РОССИЯ

Общая занятость           75400     73800     72300

Государственный сектор    66900     60300     53600     88,7      81,7      74,1

Частный сектор            8300      13500     18700     11,0      18,3      25,9

-  нет данных.

Примечание:  давние по Польше в 1989 г. состовляют,соответственно, i7600, 12126 в 5474, что дает долю мытых в государственном секторе 68,9 процентов и в частном секторе 31.1 процента. 

Источник; Employment Observatory, оценка Роскомстата и Всемирного банка безработных, особенно уровня трудоустройства, были низкими.     С течением времени, когда увольнения стали преимущественно недобровольными, увеличился приток в состав безработных как с государственных, так и с частных фирм:  правда выросли и обратные потоки из состава безработных.  Перемещение с работы на работу происходит теперь через безработицу.  Низкий уровень безработицы в Чешской республике сравнительно с Польшей и Венгрией порожден как более интенсивным ростом частного сектора (при меньшей исходной базе), так и более жесткими ограничениями на право получать пособие по безработице.  Не следует, однако недооценивать эти изменения, которые претерпевает с течением времени природа безработицы.  В сравнении с западными странами, текучесть состава безработных остается низкой.  В сегодняшней Польше и Венгрии, месячный показатель уровня трудоустройства из состава безработных до сих пор не достигает 3 процентов; для сравнения в США в 1992 г. он составлял 25 процентов.  Средние цифры скрывают значительные региональные различия.  Уровень безработицы сильно варьирует по регионам в каждой стране по двум причинам:  в результате различий в темпах сокращения государственного сектора и в темпах роста частного сектора.  Ограничения на передвижения рабочей силы усиливают эти региональные различия.      

Другие страны опять же подразделяются на две группы.  В Болгарии высокая безработица порождается сочетанием сильного сокращения занятости в государственном секторе и слабого компенсирующего роста занятости в частном секторе.  Похожая в общих чертах картина, хотя с другой временной траекторией потоков рабочей силы, исходящих из государственного сектора, характерна для Словакии.  В противоположность Чешской Республике, частный сектор был здесь изначально намного меньше, что обусловило значительно более низкие показатели перехода на другую работу у теряющих место в государственном секторе.  Для Румынии и России более низкая безработица на старте перехода есть, прежде всего, результат более слабого сокращения занятости в государственном секторе.  Последующее повышение безработицы в Румынии в 1992 г. отражает некоторое ужесточение бюджетных ограничений, хотя изменения в экономической политике были частыми и непредсказуемыми.

Практическая классификация.

В целом мы наблюдаем три формы развития.  Первая форма характерна для трех наиболее развитых стран центральной Европы - Польши, Венгрии и Чешской Республики - где государственный сектор сокращается и преобразуется, а частный сектор расширяется.  Здесь два спорных вопроса.  Сколько работников должно высвободиться с государственных предприятий?  И что произойдет с ростом занятости в частном секторе, когда процесс структурного приспособления подойдет к концу? Вторая форма наблюдается в Болгарии и, в меньшей степени, в Словакии, где сокращение государственного сектора было сильным, рост частного сектора - слабым и безработица выросла очень сильно.  Очевидный вопрос состоит здесь в следующем:  позволит ли экономическое и политическое давление безработицы и депрессии продолжать реформу?

Третья форма наблюдается в России и, в меньшей степени в Румынии, где мягкие бюджетные ограничения позволяют государственным предприятиям поддерживать занятость ценой грозящей гиперинфляции.  Безработица низка, но перемены уже начинаются.  И издержки, связанные с неспособностью стабилизировать экономику и обеспечить среду для длительных структурных преобразований явно велики.  В последующих разделах рассматриваются различные части общей картины, занятость в государственном секторе, занятость в частном секторе и безработица более детально.  В последнем разделе рассматриваются предположения о будущем развитии.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.