Рефераты. Автрское музыкальное самодеятельное творчество: история и современность

Появление письменности не внесло резких изменений в самодеятельное творчество. Лишь с течением времени человечество осознало все плюсы точной передачи информации в письменной форме. Несомненно, высокохудожественные произведения создавались и до появления письменности. Например, в Исландии, в начале IX века, существовала скальдическая поэзия, и лишь спустя три века появилась письменность. Позднее, в X–XV вв., трубадуры, миннезингеры, мейстерзингеры хотя и оставили многие произведения записанными, но традиционно немало передавали изустно. Постепенно распространялась письменность, а вместе с нею становилось известно все больше имен авторов. Эпоха трубадуров, труверов и миннезанга является одной из важнейших эпох в истории культурного развития человечества. Она – необходимое звено в этом развитии, как необходимым звеном являются Средние века вообще.

Слово трубадур произошло от прорвансальского глагола trobar (фр. trouver), что значит «находить», «изобретать». Таким образом, слово трубадур означает в буквальном переводе изобретателя, сочинителя песен. Под названием трубадур понимают авторов-исполнителей XII–XIII вв., которые слагали свои песни в основном на провансальском наречии. Известны имена трубадуров: Рембо Оранский, Бертран де Борн, Гироде Борнель и др. (всего более 500). С современной точки зрения трубадуры представляли собой нечто среднее между профессиональными и самодеятельными авторами. Кроме того, со времен Римский империи сохранились бродячие певцы – предшественники трубадуров – жонглеры (в последствии менестрели). Исполняли свои песни изначально на народном латинском языке. Песни были разнообразного характера: лирические, повествовательные, комические, серьезные, духовные, светские. Распевались они на площадях, на турнирах, в замках. Север Франции породил так называемых труверов (название произошло от той же основы, что и трубадуры). Если тексты песен трубадуров были по большей степени лирикой, то труверов – эпосом. Труверы имели своих предшественников в кельтских певцах, называвшихся бардами. Певцы эти составляли касту, или такое замкнутое сословие, в котором сын наследовал дело своего отца. Они были, подобно труверам, в последствии музыкантами и певцами и делились на несколько категорий: одни из них были близки к друидам, или кельтским жрецам, и воспевали в храмах при совершении жертвоприношений гимны во славу своих богов, другие сопутствовали воинам и прославляли мужество героев, часто во время пиров. Барды господствовали в Галлии, когда ее население говорило на кельтском языке. В начале V века нашей эры вся Галлия (за исключением Бретани и некоторых Пиренейских кантонов) говорила уже по-латыни (народной латыни). Когда римское могущество иссякло, в Галлию вместе с франками пришли новые певцы, распевавшие свои песни под аккомпанемент арфы. Это были древнегерманские скальды.

По своему сущностному смыслу трубадуры, труверы, скальды, менестрели и т. п. очень близки. Все они авторы-исполнители, говоря современным языком. Разнится лишь время существование, место, варьируется темы песен. Например, в средневековой Германии такие певцы назывались миннезингеры. До нас дошло имя великого немецкого миннезингера Тангейзера (известного нам по операм Вагнера). Более того, есть информация, что в Германии в Средние века существовали своеобразные клубы, где ремесленники встречались для сочинения собственных произведений (чем не прообразы современных КСП?).

АМСТ подразумевает создание синтезированного жанра, объединяющего музыку и текст. Для такого объединения были необходимы инструменты, не мешающие дыханию исполнителя, а значит, духовые автоматически не подходили для такого творчества. К тому же инструмент должен был быть легким в освоении, мобильным (небольшие размеры, вес), простым в обслуживании (починка, настройка), доступным (широко распространенным, дешевым) и главное – иметь высокие музыкальные возможности (диапазон звучания, динамика, тембр, аккордовость). Явственно вырисовывается деревянный струнный инструмент (имеющий 4 и более струн) небольших размеров - прообраз современной гитары. Надо сказать, что требования, предъявляемые к инструменту для АМСТ, во многом сохранились до сих пор.

В конечном итоге авторы-исполнители выбрали для себя в качестве музыкального инструмента именно гитару. Она имела ряд неоспоримых преимуществ перед другими музыкальными инструментами. Какой еще музыкальный инструмент обладает одновременно мобильностью, легкостью исполнения (разумеется, как аккомпанирующий), доступной ценой, распространенностью, неприхотливостью, популярностью, а главное - чудесными тембровыми характеристиками, способными передать все оттенки чувств и переживаний автора? Фортепиано (тем более, рояль) - немобилен, прихотлив, дорог. Гармошка – бедна и неинтересна по тембру: звучание резкое, слабая возможность у исполнителя регулировать динамику звука, к тому же воспринималась как кабацкий, т. е. непрестижный, плебейский инструмент. Балалайка уже к началу XIX века из-за своей примитивности фактически была вытеснена из народного быта гармошкой. Другие музыкальные инструменты еще менее подходили авторам-исполнителям.

Относительно быстрое развитие струнных инструментов началось с XII века. Наиболее древним их видом является крута. Она представляла собой продолговатый ящик с закругленными углами. По бокам этого звучного ящика делались выемки, но не слишком заметные. Рукоятка не была верхней надстройкой корпуса, как мы видим это у гитары и скрипки, а приделывалась к самому корпусу с обратной стороны так, что играющий на круте брал инструмент за его дно. Для пропуска пальцев на переднюю деку круты, на струны, в соответствующем месте ящика заготовлялись отверстия. Благодаря этому левая рука, которой играющий держал инструмент, не была видна, скрывалась им. Видны были только пропущенные в отверстия пальцы. В правую руку музыкант брал смычок (он делался и прямым, и сильно согнутым, снабжался одной проволокой или пучком волос). Сначала крута была трехструнная, затем – четырех-, и, наконец, число струн увеличилось до шести.

Круту сменила рота. Она уже приближалась по форме к современной виолончели. Над корпусом у нее находили шейку. Тут не было стеснения левой руки играющего. И на круте, и на роте играли так, как теперь на виолончели. Иное дело – виола. Та же рота, но уменьшенных размеров. Этот инструмент прикладывался играющим к груди и подбородку, как это делают теперь со скрипкой. Последняя, изобретенная в Италии, вытеснила из употребления предшественницу. Вероятно, что название виола (то есть фиалка) произошло от верхнего конца ее шейки, которому придавалась форма, напоминающее строение фиалкового цветка.

В изобретениях этих инструментов и их усовершенствовании принимали участие Англия (крута), Франция (рота) и Италия (скрипка). Кроме указанных инструментов, бывших в руках жонглеров и трубадуров, шпильманов и миннезингеров, часто упоминается еще гига (нет существенных отличий от виолы).

В наше время основным, как уже сказано выше, инструментом, используемом в АМСТ, является гитара (от греческого кифара). Инструменты, называемые гитарами, известные в Испании с XIII века, отличались большим разнообразием конструкций. Прообразы гитары – древняя арфа и лютня. Непосредственными ее предшественниками считаются несколько переходных форм: греческая кифара, лира, итальянская виола, испанская виуэлла. Современная гитара состоит из деревянного корпуса с глубокими выемками по бокам и плоскими деками (на верхней – круглое резонаторное отверстие), из шейки (на грифе 19 – 24 металлических лада), головки с колками, струн (шесть) – металлические или нейлоновые (иногда используются двойные ряды струн – так называемая 12-струнка). Обычная настройка: E – A – d – g – h – e. Звукоряд – хроматический. Приемы звукоизлечения: щипок большим пальцем нижних струн, указательным, средним и безымянным – верхних, бряцанье по всем струнам, использование медиатора. В начале XIX века в центральной России и отчасти в Польше получила распространение семиструнная гитара квартово-терцовой настройки, так называемая русская: D – G – H – d – g – h – d. В нашей стране эта гитара не забыта до сих пор. Многие известные авторы-исполнители использовали и используют именно ее. «Но верю в семиструнную гитару», - пел Ю. Визбор. Но, конечно, шестиструнка распространена гораздо больше.  

В последнее время авторы-исполнители все шире используют электронную музыку. Чаще всего так называемые синтезаторы различных фирм (Ямаха, Корг, Роланд, Курцсвайл, Кассио и т. д.). Такие музыкальные инструменты имеют клавиатуру, подобную фортепианной, нестатичное программное обеспечение - они постоянно совершенствуются, расширяя свои тембровые возможности. Даже человек с низким уровнем музыкального образования может достаточно легко освоить синтезатор. Автор-исполнитель способен с помощью него изготовить высококачественные фонограммы (минусовки) на любой доступный аналоговый или цифровой носитель (3, 5 мм дискету, CD или MD и т. д.), не затрачивая больших финансовых средств. Многие авторы традиционно используют на концертах гитару, но при записи альбома применяют возможности синтезатора. В последнее время для написания музыки все чаще используют компьютер. Для этого необходимо иметь музыкальную программу (таких сейчас выпускается очень много) и относительно высококачественную звуковую карту. Подобные технологии изготовления фонограмм применяют как любители, так и профессиональные композиторы. Грань, разделяющая самодеятельных авторов и профессиональных в плане создания музыки, стирается.

Это доказывается и тем, что все чаше авторы-исполнители используют для передачи творческого продукта слушателю весь спектр доступных им музыкальных возможностей и не замыкаются лишь на гитаре.

Таким образом, мы проследили, что АМСТ имеет многовековые корни. Выяснили, где, кто и когда занимался созданием и исполнением авторских произведений. Определили, что АМСТ подразумевает создание именно песен, т.е. поэтическая составляющая в музыкальном творчестве играет отнюдь не последнюю роль, мы даже можем сказать, что музыка и текст - неразрывное целое, создающее образ произведения. И отметили важную историческую роль, которую играли и играют в АМСТ аккомпанирующие инструменты. Наглядно продемонстрировали их эволюцию. Показали их бесспорное влияние на конечный творческий продукт.

1.2. АМСТ в «советский» и современный периоды развития

 Юлий Ким (известный автор-исполнитель), писал о возникновении авторской песни так: «В 50-е годы на фоне надоевшей уже тотальной лжи, в которой жило наше общество, естественно, возникла мощная потребность в правде. И не удивительно, что за дело сочинения песен взялась сама «публика», потому что у композиторов не было ни малейшего навыка, ни малейшего опыта для выражения этих новых интонаций, которые зазвучали в голосе нашего поколения. Графомания охватила всех... Произведениями же искусства можно называть лишь более поздние песни. А тогда зазвучали неслыханные ранее доверительные, личностные, искренние интонации, причем не только в песне, но и в поэзии, и в театре» [18, 21].

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.