Рефераты. Атмосфера в спектакле

Как зерно невидимо заключает в себе все будущее растение, так и атмосфера скрывает в себе все будущее произведения. Но, как и зерно, она не может принести плода раньше времени. Игнорируя период радостного пребывания в общей атмосфере, неизбежно уродуете свою роль, как уродуете растение, с первых же дней лишая его света, тепла, влаги.


2.2. Как создают атмосферу режиссеры за кулисами и на сцене


Если каждому персонажу дана конфликтная линия, при самом пассивном порой сценическом выражении, это поможет создать атмосферу сцены через совершенно различные внутренние ходы. У каждого персонажа надо найти суть конфликта, выражающего содержание образа. В соответствии с этим создается атмосфера и линия поведения каждого из действующих лиц. А потом выделяется то, что Вахтангов называл «мячом внимания». Переброска «мяча внимания», на первый взгляд невидимая, должна направить внимание зрителя на то, что в данную секунду режиссеру представляется в сцене главным.

Когда существует верно, построенное действие всех персонажей, когда создается атмосфера и выделяется то главное, на что должно быть направлено внимание, тогда создается контрапункт, который является искомым в данной сцене.

С.165

Товстоногов

Увлекайте их своей верой и ни в коем случае ничего не навязывайте. Нельзя давить, надо исподволь воздействовать на актеров, чтобы они сами охотно и добровольно шли за вами, не ощущая на себе вашей насильственной воли. Когда вы уже приблизились к главному, когда вы уверены, что достигнута верная рабочая атмосфера, вы сможете терпением и требовательностью добиваться того, что вам нужно.

С.168

Товстоногов

Надо воспитывать в каждом члене коллектива ответственность за каждый спектакль. Мы часто болеем за спектакль только эгоистически, а не в интересах целого. Не занятый в спектакле актер или получивший не ту роль, на которую он рассчитывал и претендовал, считая «своей», в лучшем случае оказывается в «нейтральной» позиции, в худшем — становится недоброжелателем. Это разрушает коллектив изнутри. Только при условии искренней заинтересованности каждого члена коллектива в общем деле возможно создание подлинно творческой атмосферы в театре

С.194

Товстоногов.

Уважение к сцене — первая заповедь театральной этики. Кулисы до занятия расправлены шестом, установлены на нужную ширину, заправлены внутрь (от зрителя). Так же растянут и заправлен задник. Ни одной соринки. Ни одного лишнего перехода через сцену и вне занятий. Выходящие на сцену, все, кроме ведущего репетицию режиссера, не смеют перешагнуть через рампу, но обходят вокруг. Кулисы висят как свинцовые, ни одного прикосновения к ним ни снаружи, ни изнутри. За кулисами все ходят неслышно, разговаривают даже не шепотом, а бездыханно, одними губами.

В зрительном зале классический полукруг, чтобы каждый видел друг друга и сцену перед собой. Преподаватель в центре полукруга. На сцену все выходят охотно и легко (это нетрудно воспитать с первых шагов).

Режиссура в своей сути основана на инициативе. Потому на занятиях должна царить атмосфера инициативности.

С.177

Мочалов Композиция сценического пространства

Формальное оправдание круга. Сюжетные этюды, предполагающие в мизансцене круг. (Р) Трое в ночном, дозоре: двое у костра ведут диалог, третий на некотором расстоянии ходит вокруг них. Круг помогает создать определенную атмосферу и ритм диалога.

С.184

Мочалов Композиция сценического пространства

В пьесе Горького очень важное значение имеют закулисные реплики, к которым писатель часто прибегает и которые помогают создать нужную атмосферу, — это хрестоматийно и известно всем. И как раз это никуда из спектакля не уйдет. Но этого мало. Я искал в закулисных репликах «Мещан» иной — скрытый, зашифрованный смысл.

С.100

Товстоногов.

Это был неплохой спектакль, и он начинался не робко. Но я через пять минут из зала ушел, потому что все-таки было робко. Ведь люди приходят в театр. Конечно, это не значит, что надо фальшиво громко кричать, что должна быть пышная декорация или что-нибудь в этом роде. Такое ушло. Теперь театральность ищется в чем-то другом, в какой-то особенной атмосфере, в дерзкой ли, в очень ли лиричной, но только выявленной предельно, с предельно раскрытым смыслом. Начало спектакля было такое — назначали в должность нового человека. А другого — снимали. Кабинет: стол, за столом должностное лицо и т.д. Скукотища. И тогда я придумал вдобавок к началу другое начало. Репортер бежал вдогонку за «снятым», буквально снимал его и тут же огромный портрет вытаскивал в зал. Затем выходил и тот, кого назначали. Фотограф снимал и этого человека, а его огромный портрет вешал на стену. Притом зажигался свет и в зале звучала веселая музыка.

С.14

Эфрос Профессия: Режиссер

5) Большое значение имеет атмосфера репетиций. Она может стать предпосылкой к обнаружению актерами верного камертона будущего спектакля. Такая атмосфера иногда возникает стихийно, но студентам-режиссерам необходимо научиться и сознательно управлять этим тонким, изменчивым процессом. Атмосфера репетиций должна быть своеобразной проекцией атмосферы будущего спектакля. Формируя репетиционную атмосферу, режиссер, скажем, в одном случае стремится к тому, чтобы возобладали шутки и розыгрыши, атмосфера игры и праздника, а в другом — камерная, исповедальная атмосфера углубленного психологизма; в первом случае он поощряет актерское озорство, проказы, провоцирует дух раскованной театральности, а во втором — разнообразными средствами настраивает участников репетиций на душевную открытость, стоит на страже тонких, глубоких человеческих связей, возникающих у актеров. Верная репетиционная атмосфера — важный стимул творческого поиска.

Малочевская И. Б. Режиссерская школа Товстоногова:


Атмосфера


Вспомним, что такое художественная атмосфера романа, симфонии, живописного полотна. Это своеобразие всей структуры, трудно определяемое словами, но от того не менее сильное.

В одной хорошей книге о режиссуре я прочитал, о том, что атмосфера спектакля создается светом, звуком и музыкой. Это верно, свет, музыка, звуки проявляют атмосферу, делают ее ощутимой, видимой, слышимой для зрителей.

Но определение это неполно. Атмосфера — не внешний компонент, не окраска театральной постановки, она, как и земная атмосфера, как воздух, пронизывает и наполня­ет всю ее структуру.

Атмосфера спектакля возникает на репетициях, вызреет исподволь, конденсируется, кажется, в самом воздухе репетиционной комнаты, оседает на многих слагаемых спектакля.

Однако каким образом атмосфера выражается в пространственном решении спектакля, как способствует формированию его зрительного образа?

Бывает, что режиссер и художник, уже решив все пространственно-образные задачи, добавляют кое-что еще и «для атмосферы».

Заблуждение!

Представим для обозрения два интерьера работы... :>мш1я Золя. Пластическое мастерство великого француз-

■ кого романиста общепризнано. Его описания обладают изобразительной наглядностью.

"Сюда никогда не заглядывало солнце, днем стоял полумрак, а вечером, при свете ламп и люстры, Гостиная казалась еще более строгой благодаря массивной К*бели красного дерева в стиле ампир, штофным обоям и креслам, обитым тисненым желтым бархатом... Здесь Царил дух благочестия, атмосфера холодного достоинства, старинных нравов минувшего века. Напротив кресла, и котором умерла мать графа, — глубокого, твердого крести, обитого плотной материей, — стояла по другую сторону камина кушетка графини Сабины с красной шелковой Обивкой, мягкая, как пух. Это была единственная современная вещь, попавшая сюда по воле случая и нарушавши строгость стиля».

То же пространство в тринадцатой главе преображает и мы читаем:

Роскошная гостиная была обита генуэзским бархата потолок украшала живописная работа Буше. Хрустальные люстры и подвески зажигали огнем роскошные нефкала... Казалось, кушетка Сабины, единственная, из красного шелка, поражавшая некогда своей мягкой, размножилась, разрослась, заполнив весь миг; сладостной ленью, жадной остротой наслаждения.

Резкая перемена атмосферы гостиной графини Мгоффа, мы видим, не в недомолвках, намеках, вполне приемлемых, казалось бы, в литературе. Нет, атмосфера перестроена! «Декорация» — подлинна, натуральна.

Все это происходит у Золя в «вымышленной реальности», не приспособленной ни для театра, ни для кино. Но и в этом случае выстраивается!

Речь шла об атмосфере литературного произведения — о характеристике среды, жизни действующих лиц.

В театре, кроме того, существует еще и атмосфера самого представления. То своеобразие спектакля, которое затягивало зрителей Художественного театра, отправлявшихся в начале нашего века к «сестрам Прозоровым».

Та атмосфера, что сопровождала зрителей по всем фойе и ярусам в спектакле Ю. Завадского «Виндзорские насмешницы», та, что предваряет уже у входа в театр на Таганке спектакль «Десять дней, которые потрясли мир» или провожает зрителей пятью вечными огнями в спектакле Ю. Любимова «А зори здесь тихие».

Работая с художником Б. Мессерером над спектаклем «Похождения бравого солдата Швейка», мы ставили перед собой задачу создать атмосферу «солдатского представления».

Только два персонажа существовали на протяжения всего спектакля — бравый Швейк и летописец девяносто первого полка вольноопределяющийся Марек. Остальные роли как бы разыгрывались солдатами. Это и предопределяло атмосферу «солдатского представления», которое вполне могло быть разыграно в казарме.

Вот эта-то «сцена-казарма» и была выстроена в Театре имени Пушкина. В качестве «сукон» — кулис — развешаны карты военных действий, на защитного цвета порталах укреплены шинельные скатки, котелки, кружки, оловянные миски, весь нехитрый солдатский скарб — не то музей, не то казарма.

А в центре помост, покоящийся на солдатских сапогах. Целый склад сапог под помостом. По окончании про­лога с колосников опускалась вешалка, на которой солдаты развешивали свои шинели. Так образовывался шинельный занавес, который далее опускался и поднимался, закрывая и открывая картины спектакля.

Таким образом, и атмосфера как «воздух места действия» и атмосфера как «воздух представления», как это ни удивительно, входят слагаемыми в зрительный образ спектакля. Характерное для современного театра слияние двух «атмосфер», образование единой атмосферы, сценического действия.

Часто она находит выражение в самой фактуре оформления, в том строительном материале, из которого делает декорация: кожа и ржавое железо в «Короле Лире» Питера Брука, занавес-стена в «Гамлете» и доски и плащ-III)латка в «Зорях» в Театре на Таганке.

Вот в общих чертах то, что определяет атмосферу посменного театрального спектакля. Так атмосфера входит в сценическое пространство, становится одним из глинных «определяющих» образ спектакля.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.