Рефераты. Антимонопольное законодательство и регулирование в Украине

2. Если совершенная конкуренция происходила прежде всего за обеспечение сбыта продукции, то монополистическая имеет значительно больший диапазон целей. Здесь конкурентная борьба ведется за монополизацию рынков сбыта, источников сырья, результатов   научно-технического  прогресса,   кредитных  ресурсов;

3. Конкуренция все больше перемещается из сферы обращения, где происходит реализация товаров, в сферу непосредственного производства, с отраслевого на межотраслевой, общехозяйственный уровень. Несовершенная конкуренция основывается прежде всего на нововведениях в средства производства, технологию, которые снижают затраты на единицу товара. Инновации в руках монополистов становятся методом конкурентной борьбы.

4. Значительно расширяется арсенал способов такой борьбы. Рядом с ценовой конкуренцией, использовавшейся ранее, применяются и другие способы. Отличают три основные формы конкурентной борьбы: ценовая, неценовая и неэкономическая (нечестная). Ценовая конкуренция — это соревнование производителей путем уменьшения затрат производства, снижения цен на товары и услуги без существенного изменения их ассортимента или качества. Производители используют манипулирование ценами, теневые цены, тайные уменьшения, маневрирование ценами на разных рынках. Неценовая конкуренция — это завоевание конкурентного преимущества за счет лучшего использования достижений научно-технического прогресса. Здесь применяется продажа товаров более высокого качества, предложение новых товаров для удовлетворения тех же потребностей, оказание большего объема услуг, увеличение сроков гарантийного обслуживания, лучшие условия выделения потребительского кредита, проведение рекламных кампаний и т.д.  И, наконец, широко практикуются так называемые неэкономические методы конкурентной борьбы. Это подкупы служебных лиц для улаживания дел, технический шпионаж, переманивание на свою сторону лучших специалистов и т.д.

Таким образом, можно сделать вывод, что сегодня действует качественно новая конкуренция, которая отражает новую структуру рынка, его монопольный характер.

1.4. Ценовая политика монополистов


    Иногда, в целях получения дополнительного дохода,  монополия, используя свое рыночное положение, продает один и тот же товар по разным ценам на различных рынках.  Это ни в коей-мере  не  связано с дифференциацией цен в зависимости от качества товаров и услуг,  а также с различиями в расходах  на доставку и хранение в различных регионах.

    Ценовая дискриминация - практика применения различных цен со стороны фирмы-монополиста.

    Применение таких цен не только возможно в силу обособления  рынков  друг от друга географически или тарифными барьерами,  но и становится необходимым для получения максимальной прибыли вследствие различной реакции спроса на изменение цены (эластичности спроса) на этих  обособленных  рынках,  а следовательно, и готовности отдельных потребителей приобрести необходимое количество товара по цене выше средней рыночной.

    Обычно ценовую дискриминацию подразделяют на два типа.

1. Дискриминация по единицам продаваемой продукции.

    Суть ее заключается в различных условиях покупки  товара или  оплаты  услуги потребителем в зависимости от количества приобретаемого.  Так, цены на товары, приобретаемые в розницу,  выше, чем на те же товары при оптовых закупках. Цена на железнодорожный билет будет возрастать  с  увеличением  пути следования, но цена первых километров будет дороже, чем последующих. Как правило, такая ценовая дискриминация связана с постоянными  издержками производства и распределения товаров и услуг.

2. Дискриминация  среди  покупателей.

    Покупатели имеют  различные  доходы  и,  соответственно, способны платить за один и тот же товар разную цену.  Конечно,  если бы фирме удалось продать весь товар всем покупателям  по высокой цене,  то общий доход был бы выше,  но фирма проиграла бы в объеме продаж,  что при дальнейшем  повышении цены  привело  бы к снижению дохода фирмы.  Поэтому продавцы устанавливают дифференцированные цены за один и тот же товар на  различных  рынках Эти рынки могут различаться по группам потребителей,  по территориям, во времени и т.п. Так, многие покупатели  предпочитают совершать покупки во время се-зонных и иных распродаж, что в конечном счете выгодно фирмам.  Ценовая дискриминация  также часто используется фирмой в ходе конкурентной борьбы  для  переманивания  покупателей  у других фирм, желающих отобрать право монополии у первой фирмы.

    Ценовая дискриминация возможна при обязательном выполнении трех условий:

1. Фирма  должна обладать достаточной монопольной силой, чтобы контролировать производство и ценообразование;

2. Должна быть исключена возможность перепродажи товара. Если можно купить товар на одном рынке по низкой цене и продать на другом по высокой, то это приведет к изменению спроса и предложения, а в результате - и к выравниванию цен, что подорвет ценовую дискриминацию;

3. Способность  производителя  к  определению  структуры рынка. Многие фирмы систематически занимаются анализом поведения покупателей, классифицируя их с учетом характера работы,  доходов,  пола,  возраста, семейного положения, вкусов, места жительства и т.д.,  выделяя  покупателей  в  отдельные группы,  каждая из которых готова платить разную цену за товар.

    Рассмотрим последствия  ценовой  дискриминации.  С одной стороны,  дифференцируя цены, фирмы увеличивают свои прибыли за  счет  покупателей.  Но с другой - монополисту становится выгодно увеличивать объем производства. В таком случае ценовая  дискриминация  может способствовать росту эффективности функционирования рынка,  поскольку она ведет к росту  объема предложения  и спроса.  И положительным является то,  что те участки рынка,  которые не получили бы никаких товаров и услуг в случае единой цены, также обслуживаются.

1.5. Особенности современной монополизации народного хозяйства, ее позитивные и негативные факторы.


Монополистические тенденции в народном хозяйстве на сегодняшний день выделяются рядом факторов. К ним относится прежде всего научно-техническая революция (НТР), которая начала разворачиваться в странах с развитой промышленностью с середины 50-х годов. Совершенствуя всю систему производительных сил, НТР обусловила значительное сокращение материалоемкости, энергоемкости, капиталоемкости продукции, уменьшение масштабов высокоэффективных предприятий в отдельных отраслях. Названные процессы привели к тому, что в разряд высокоэффективных рентабельных предприятий стали попадать не только монополистические объединения, но и средние и часть малых предприятий. НТР также усиливает конкуренцию, поскольку создает условия для ухудшения положения той или другой монополии путем появления на рынке нового продукта вместо традиционного. Поток научных открытий и нововведений подрывает стабильность позиций отдельных монополистических объединений.

Особенностью современной монополизации народного хозяйства является  ее межнациональный характер, усиление роли транснациональных корпораций, особенно — межотраслевых. В рамках многоотраслевых транснациональных концернов создается своеобразный “управленческий холдинг”, который передает хозяйственное управление производством, реализацию продукции своим подразделениям, филиалам, то есть усиливает их самостоятельность. Основные экономические показатели американских ТНК в национальном хозяйстве США за период с 1982 г. по 1990 г. приведены ниже ( в млрд. дол.) 

Показатели

1982

1986

1990

Активы

2741,6

3792

4905

Продажи

2348,4

2544

3278

Чистая прибыль

102

108,2

156

Занято (млн. чел)

18,55

18,7

17,84












Одной из особенностей современной монополизации является также ее скрытный характер, то есть введение в сферу зависимости от гигантских монополистических объединений формально самостоятельных средних и малых предприятий через систему подконтрактов, подпоставщиков и т.п. В частности, в начале 80-х годов наблюдается постепенный рост степени монополизации рискованного капитала. Процесс монополизации активно происходит не только в сфере промышленности, но и за ее пределами — в розничном товарообращении, общественном питании, сфере услуг, в том числе социальных, сельском хозяйстве. Кроме того, в современных условиях усиливается роль таких форм сотрудничества между монополистами, как организация совместных предприятий, обмен патентами, научно-технической информацией и т.д.

Еще одна особенность современной монополизации — усиление централизации капитала, перераспределение собственности. Основной выигрыш при этом получают собственники монополии-интегратора. Это усиливает монополизацию собственности, содействует ее приобщению к  развитию производительных сил, то есть к структурным изменениям в экономике. Характерно, что такие процессы происходят прежде всего на межотраслевом уровне.

Процессы монополизации внесли существенные изменения в социальную и хозяйственную жизнь общества. Они обусловили изменение хозяйственного механизма, усилив в нем сознательные регулирующие силы. Ускоренное возникновение крупных хозяйственных объектов, координация деятельности в масштабе отрасли и межотраслевом пространстве расширяют сферу планомерного развития экономики. Монополия, используя фактор массового производства, ведет к экономии затрат производства, обеспечивает потребителей дешевыми и качественными товарами. Доказано, что увеличение объемов производства в два раза уменьшает затраты на единицу продукции на 20%.

Таким образом, монополии на современном этапе — это преимущественно крупные предприятия с максимальной эффективностью и минимальными затратами. Монополии, реализуя преимущества крупного производства, обеспечивают экономию общественных затрат производства и обращения.

С другой стороны, количество негативных факторов существования монополий значительно больше и первый из них — практика образования монопольных цен. Монопольные цены отклоняются от рыночных, создают дополнительные прибыли монополистам и одновременно облагают потребителя своеобразной “данью” в свою пользу. Покупатели вынуждены покупать товары по ценам, которые выше, чем в условиях конкурентного рынка. При этом рост цен наблюдается в основном на внутреннем рынке, и создается такая ситуация, когда цены на внутреннем рынке выше, чем на внешнем. Для укрепления такого положения монополисты создают искусственный дефицит на товары и услуги. Следовательно, наиболее явным внешним проявлением существования монополии является рост цен и наличие дефицита, стимулирование инфляционных процессов.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.