|
Рентабельность продаж (оборота)
Уровень рентабельности продукции определяется отношением прибыли от реализации продукции к сумме выручки от реализации без налога на добавленную стоимость (НДС). Этот коэффициент показывает, сколько прибыли имеет предприятие с 1у.е. продаж.
График 1
Для расчета уровня рентабельности продукции, изучения влияния различных факторов на изменение уровня рентабельности используются формы № 1 и №2 бухгалтерской отчетности.
Из данных, приведенных в таблице 2, видно, что на анализируемом предприятии рентабельность продаж носит постоянно изменяющийся характер, для наглядного пояснения приведена динамика продаж и закупки сырья (График 1).
Рентабельность в 1 году составила 33%, это объясняется благоприятной экономической ситуацией: организация смогла осуществить 15 продаж при средних ценах 34,6 у.е., несмотря на молодость. В целом фирма придерживалась стратегии «гонка за лидером» и, скорее всего, именно грамотная политика конкурента привела к положительным результатам деятельности в 1 году. Отрицательным моментом являются средние издержки, которые составили 23,3 у.е. на единицу продукции (в связи с покупкой оборудования, расходами на научно-исследовательские и опытно-конструкторские разработки (НИОКР)).
Во 2 году усилилась конкуренция, но в общем экономическая ситуация для фирмы оставалась благоприятной. В этом году руководство фирмы пришло к выводу, что необходимо увеличить производственные мощности и, как следствие, увеличить количество работающих (обслуживающий персонал и коммивояжер), а также затраты на НИОКР. Найм коммивояжера сказался отрицательно на уровне средних издержек в дальнейшей деятельности. Это не было острой необходимостью – можно было обойтись лишь наймом обслуживающего персонала и каждый год расходовать средства на рекламную политику, что с точки зрения экономии выгоднее. Как следствие, средние издержки возросли до 24,6 у.е. на единицу продукции. Уровень рентабельности продаж во 2 году снизился на 6%, хотя объем продаж увеличился, но снизились средние цены продаж – 33,9 у.е.
Критическим для фирмы оказался 3-й год. Резко изменилась внешняя среда, к чему руководство фирмы не было готово. При наличии острой конкуренции спрос на продукцию существовал, но в связи с высокими издержками фирма боялась продавать свою продукцию ниже себестоимости. Объем продаж и средние цены снизились, но увеличились средние издержки на единицу продукции (26,6 у.е.). Это связано с увеличением расходов на НИОКР, что в данном случае было необходимо.
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.