|
4. Изменение структуры заработной платы в связи с инфляцией (И-4).
В приведенном выше примере прогнозируемые индексы инфляции таковы: И-1=1,31; И-2=1,30; И-3=1,18; и-4=1,21. Располагая данной инфляцией можно приступить к расчету плановой прибыли и рентабельности. Методика расчета представлена в таблице 2.3
ТАБЛИЦА 2,3
Расчет плановой прибыли на АО “Биохимик” на 1998г.
Наименование
фактора
Методика расчета
Величина фактора
Базовая прибыль от реализации продукции
127052.519 – 104600.577
+22451.942
Рост объема реализации продукции
Индекс роста 1.1
22451.942x1.1=24697.136
(пересчитаная прибыль)
24697.136 – 22451.942
+2245.194
Снижение себестоимости сравнимой продукции
Индекс снижения –0.008
10600.577x1.1=1150600.663
(пересчитанный объем на индекс роста)
11506.035x0.008
+92.0485
Несравнимая продукция
Рост на 5% к объему всей продукции предшествующего года
127052519x5:100=63522626
( планируемый выпуск несравнимой продукции)
6352.626x30:100
(прибыль от несравнимой продукции)
+1905.788
Наименование
фактора
Методика расчета
Величина фактора
Прибыль от прочей реализации и внереализацион- ных операций
Снижение на 20%
1708.240 – 1708.240x20:100
+1366.592
Изменение цен на продукцию предприятия
И-1=1.31
127052.519x1.1=139757.771
(пересчитанный объем выручки от реализации на темп роста)
139757.771x1.31=183082.680
18308.680-139757.771
+43324.909
Изменение цен на покупаемые материальные ценности
И-2=1.3
104600.577x1.1=1150660.635
(пересчитанный объем себестоимости реализации на темп роста)
115060.535x5:100=5753.032
5753.032x1.8=6788.578
6788.578 – 5753.032
-1035.546
Изменение оплаты труда в связи с инфляцией
И-4=1.4
115060.635x15=17259.095
(заработная плата с начислениями в себестоимости)
17259.095x1.21=20883.505
20883.505-172590.954
-3624.410
Наименование
фактора
Методика расчета
Величина фактора
Плановая
прибыль
22451.942+2245.194+
+92.0485+1905.788+
+1366.592+43324.909-
-4826.219-1035.546-3624.410
+26728.735
Итак, плановая прибыль, полученная факторным методом по АО “Биохимик” составляет 26728.735 тыс. рублей, что больше, чем в базовом году на 427,693 тыс. рублей, за счет следующих факторов: роста объема реализации сравнимой продукции (2245.194 тыс. рублей) снижения себестоимости сравнимой продукции (+92.0485 тыс. руб.), выпуска новой продукции (+1905.788 тыс. руб.), прочей прибыли (-341.648 тыс. руб.), инфляционных факторов. Все расчеты сделаны в предположении, что структура сравнимой продукции и затрат существенно не меняются по отношению к предшествующему году. Если все же изменения есть, то в качестве самостоятельного фактора можно ввести структурные сдвиги в производстве и затратах.
Факторный метод позволяет достаточно достоверно планировать финансовую деятельность предприятия и оценивать ее результаты в условиях нестабильности экономики и инфляционного роста цен. В дальнейшем он может стать основой для перехода к нормативным методам планирования финансовых показателей.
Сегодня частные, коллективные акционерные иностранные предприятия функционируют на началах коммерческого расчета, не допускают централизованного вмешательства в процесс распределения дохода, остающегося после внесения платежей в бюджет и возврата кредитов. Они самостоятельно определяют части дохода, направленные на оплату труда и премирование работников, на выплату дивидентов, на производственные инвестиции. Государственным предприятиям, которые в большей или меньшей степени сохраняются и при переходе к рынку, следует представить такие же права в области распределения доходов, что и предприятиям, базирующимся на других видах форм собственности.
Таким образом, в новых условиях хозяйствования повышается роль распределительной функции прибыли, формирование и использование которой является единственным взаимосвязанным процессом.
Теоретической базой экономического анализа финансовых результатов деятельности предприятия является принятая для всех предприятий, независимо от форм собственности, единая модель хозяйственного механизма предприятия, основанная на налогообложении прибыли в условиях рыночных отношений, которая по сути дела является моделью формирования и распределения финансовых результатов.
Распределение прибыли выступает одним из направлений внутрифирменного планирования имеющегося особенно важное значение в условиях рыночной экономики. Государство не устанавливает нормативов распределения прибыли, предприятие самостоятельно определяет направление и пропорции, формирует необходимые ему фонды и резервы.
Чистая прибыль на предприятиях распределяется в резервный фонд потребления и фонд накопления.
Резервный фонд предназначен для обеспечения финансовой устойчивости в период временного ухудшения производственно – финансовых показателей. Он также служит для компенсации ряда денежных затрат, возникающих в процессе производства и потребления продукции.
Фонд потребления складывается из двух частей: фонд оплаты труда и выплаты из фонда социального развития. Фонд оплаты труда является источником оплаты по труду, любых видов вознаграждения и стимулирования работников предприятия. Выплаты из фонда социального развития расходуются на проведение оздоровительных мероприятий, частичное погашение кредитов за кооператив, индивидуальное жилищное строительство, беспроцентные ссуды молодым семьям и другие цели, предусмотренные мероприятиями по социальному развитию трудовых коллективов.
Фонд накопления образуется за счет амортизационных отчислений на полное восстановление основных фондов и части чистой прибыли указаны в таблице 2.4.
ТАБЛИЦА 2.4
Использование прибыли, тыс. рублей.
1996г.
1997г.
1997г. в % к 1996г.
Балансовая прибыль
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.