Институт Управления, Бизнеса и Права
Кафедра «Финансы и кредит»
Дисциплина «Бюджетная система РФ»
Лабораторная работа №1
Анализ состава и структуры доходов и расходов федерального бюджета Российской Федерации
Выполнила:
студентка 4 курса,
группа ФД-402
Моргун И.Н.
Проверила:
к.э.н.,
Чмут Г.А.
г. Ростов-на-Дону
2008
Центральное место в системе государственных финансов занимает государственный бюджет или ещё его называют федеральный бюджет – это имеющий силу закона финансовый план государства на текущий финансовый год. В соответствии со статьёй 6 БК РФ «Бюджет – это форма образования и расходования денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций государства и местного самоуправления».
Аккумулируя с помощью государственного бюджета денежные средства, государство через финансовые механизмы осуществляет выполнение возложенных на него обществом политических, экономических и социальных функций, а именно содержание государственного аппарата, армии, правоохранительных органов, выполнение социальных программ, реализация приоритетных экономических задач и т.д.
Государственный бюджет состоит из 2-х дополняющих друг друга взаимосвязанных частей: доходной и расходной. Доходная часть показывает, откуда поступают средства на финансирование деятельности государства, какие слои общества отчисляют больше из своих доходов. Структура доходов непостоянна и зависит от конкретных экономических условий развития страны, рыночной конъюнктуры и осуществляемой экономической политикой. Любое изменение структуры бюджетных доходов отражает изменения в экономических процессах. Расходная часть показывает, на какие цели направляются аккумулированные государством средства.
Необходимо отметить, что бюджет, как фонд денежных средств, в цельном виде никогда не существует, т.к. по мере поступления доходов они обращаются на покрытие расходов. Он является лишь планом образования и использования общегосударственного фонда денежных средств, то есть росписью доходов и расходов государства, согласованных друг с другом, как по объему, так и по срокам поступления и использования.
В связи с изменениями в бюджетном законодательстве в основу бюджетного планирования положен метод "скользящей трехлетки", при котором ранее утвержденные проектировки второго и третьего года трехлетнего периода становятся основной следующего бюджета с ежегодным добавлением к ним проектировок нового третьего года.
"Российская Бизнес-газета" №640 от 12 февраля 2008 г.
Татьяна Геннадьевна Нестеренко - заместитель министра финансов Российской Федерации, прокомментировала изменения в федеральном бюджете.
«…впервые закон о бюджете принят с горизонтом три года.
Такое изменение в бюджетном процессе направлено, прежде всего, на создание и поддержание социальной, политической и экономической стабильности. Если в главном финансовом документе страны зафиксированы сразу на три года ассигнования в различные сферы и отрасли экономики, то это, конечно, придает больше понимания и уверенности российским предприятиям и организациям, чья деятельность прямо или косвенно связана с производством товаров или услуг для государственных нужд.
Через такой инструмент, как трехлетний бюджет, осуществляется проверка правительственных и законодательных решений на предмет их соответствия среднесрочной и долгосрочной стратегии государства.
Целью данной работы является анализ состояния бюджета на трёхлетний период.
Федеральный бюджет на 2008-2010 год направлен на повышение уровня жизни населения и повышения всех обязательств перед гражданами в поддержку стратегических и инновационных отраслей, обеспечение безопасности и создание потенциала для устойчивого развития страны. Согласно федеральному закону «О федеральном бюджете на 2008 год и плановый период 2009 и 2010 годов» прогнозируемый общий объем доходов федерального бюджета на 2008 год составил 6 644,45 млрд. рублей, на 2009 и 2010 год в сумме 7 465,45 и 8 089,97 млрд. рублей. Расходы федерального бюджета на 2008 год прогнозируются в размере 6 570,30 млрд. руб., на 2009 год 7 451,15 млрд. руб., а в 2010 году 8 089,97 млрд. руб. Прогнозируется профицит федерального бюджета в сумме 74, 15 млрд. рублей (2008 году) и 14,29 млрд. рублей в 2009 году. В 2010 году доходы равны расходам - около 8,10 млрд. руб. Профицит вообще не планируется.
Анализ доходов
Проведем сравнительный анализ доходной части федерального бюджета на 2008 год и на плановый период 2009 и 2010 годов. Рассмотрим таблицу №1.
Таблица №1 – Доходы федерального бюджета на 2008 год и на плановый период 2009 и 2010 годов
Доходы федерального бюджета
2008г
2009г
Отклонение
2010г
Сумма, млрд. руб.
Удельный вес,%
По сумме, млрд. руб.
По удельному весу,%
НЕФТЕГАЗОВЫЕ ДОХОДЫ
2 383,11
35,87%
2 351,91
31,50%
-31,20
-4,36%
2 348,32
29,03%
НЕНЕФТЕГАЗОВЫЕ ДОХОДЫ, в том числе:
4 261,34
5 113,54
767,34
5 741,35
НАЛОГ НА ПРИБЫЛЬ ОРГАНИЗАЦИЙ
533,38
8,03%
583,76
7,82%
50,38
-0,21%
636,28
7,87%
НАЛОГИ И ВЗНОСЫ НА СОЦИАЛЬНЫЕ НУЖДЫ
435,79
6,56%
496,36
6,65%
60,57
0,09%
562,8
6,96%
НАЛОГИ НА ТОВАРЫ (РАБОТЫ, УСЛУГИ) РЕАЛИЗУЕМЫЕ НА ТЕРРИТОРИИ РФ
1 404,05
21,13%
1 914,47
25,64%
510,42
4,51%
2 206,46
27,28%
НАЛОГИ НА ТОВАРЫ, ВВОЗИМЫЕ НА ТЕРРИТОРИЮ РФ
888,97
13,38%
1 029,76
13,79%
140,79
0,41%
1 182,54
14,62%
НАЛОГИ, СБОРЫ И РЕГУЛЯРНЫЕ ПЛАТЕЖИ ЗА ПОЛЬЗОВАНИЕ ПРИРОДНЫМИ РЕСУРСАМИ
36,57
0,55%
39,50
0,53%
2,93
-0,02%
37,31
0,46%
ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОШЛИНА
32,24
0,49%
34,49
2,25
36,56
0,45%
НЕНАЛОГОВЫЕ ДОХОДЫ
291,61
4,39%
297,00
3,98%
5,39
-0,41%
301,73
3,73%
ПРОЧИЕ ДОХОДЫ
638,73
9,61%
718,20
9,62%
79,47
0,01%
777,67
ВСЕГО ДОХОДОВ
6 644,45
100,00%
7 465,45
821,00
0,00%
8 089,67
Страницы: 1, 2, 3