В связи с вводом нового платежного поручения изменены понятия, используемые в действующих платежных документах. Плательщик теперь будет именоваться отправителем денег, получатель денег - бенефициаром.
Указанные Правила и разъяснения к ним опубликованы в издании "Бюллетень бухгалтера" от 3.04.2000 г. N 14 (312).
В связи с тем, что в новое платежное поручение в правом нижнем углу введено поле для кодового (цифрового) назначения платежа, это поле заполняется отправителем денег наряду с текстовым назначением платежа.
Указанные изменения коснулись и платежей в бюджет.
В приложении N 2 к Правилам применения Государственного классификатора РК - единого классификатора назначения платежей приведена "Таблица кодов назначения платежей", где под номером 9 приведены коды по налогам и платежам в бюджет:
9 - платежи в бюджет и прочие выплаты
910 - Налоговые платежи:
911 - декларации,
912 - акты проверки,
913 - расчеты,
914 - прочие.
920 - Платежи за нарушение налогового законодательства:
921 - пени по просроченным налоговым платежам,
922 - штрафы за несвоевременное представление декларации,
923 - штрафы за занижение налогов текущих и авансовых платежей,
924 - прочие.
930 - Ошибочно поступившие платежи в бюджет:
931 - переброска ошибочно зачисленных платежей внутри бюджета,
932 - возврат на расчетный счет плательщика,
933 - прочие.
При подготовке платежного поручения на перечисление платежей в бюджет налогоплательщик должен правильно заполнить это поле.
Так, например, при перечислении в бюджет подоходного налога с юридических лиц (код бюджетной классификации 101101) налогоплательщик должен указать вышеуказанные коды назначения платежа в зависимости от вида по суммам:
ежемесячных авансовых платежей - 914
налога по квартальному расчету - 913
декларации о СГД - 911
налога по акту проверки - 912
штрафа за несвоевременное представление декларации - 922
пени - 921
По НДС:
Суммы текущих платежей - 913
По декларации - 911
Аналогично по другим налогам и обязательным платежам в бюджет.
При перечислении в бюджет суммы основного платежа (без пени и штрафных санкций), по которому не предусмотрено представление в налоговые органы расчетов и деклараций, указываются соответствующие коды назначения:
- неналоговых платежей по 2-й категории бюджетной классификации - 914; если суммы по актам проверок, то - 912.
Аналогично и по другим категориям бюджетной классификации:
- доходов от операций с капиталом по 3-й категории бюджетной классификации - коды 914, или 912;
- полученных официальных трансфертов (грантов) по 4-й категории бюджетной классификации - коды 914, или 912;
- погашение кредитов, выданных из бюджета по 5-й категории бюджетной классификации - коды 914, или 912;
- общее финансирование - (по 6-й категории бюджетной классификации) коды 914, или 912.
А при перечислении неналоговых и других платежей в бюджет, по которым предусмотрено представление расчетов в налоговые органы, коды назначения платежей заполняются в соответствии с приведенным перечнем аналогично налоговым платежам.
Так например, при заполнении платежного поручения на перечисление в бюджет суммы платежей за загрязнение окружающей среды (код бюджетной классификации 202112 из категории N 2 "Неналоговые платежи") по расчетам, представленным в налоговый орган, - необходимо указать код 913.
Кроме того, во 2-й категории единой бюджетной классификации "Неналоговые платежи" имеются коды по штрафам в бюджет:
- "Административные штрафы и санкции, взимаемые государственными учреждениями" (код бюджетной классификации 203101);
- "Поступление сумм штрафов за вывоз продукции без лицензии" (код бюджетной классификации 203105);
- "Прочие санкции и штрафы" (203109);
- и другие.
При перечислении в бюджет указанных штрафов необходимо указать код назначения платежа - 914, а если они начислены по актам проверок - 912.
Следует иметь ввиду, что в новом платежном поручении сохранился порядок указания шестизначных кодов единой бюджетной классификации, для указания которого отведено поле в правом нижнем углу платежного поручения под названием "Код бюджетной классификации".
При перечислении в бюджет налогов и платежей уровни бюджетов (республиканский, местный) в платежном поручении не указываются. Порядок распределения налогов и платежей по уровням бюджетов регулируется в автоматическом режиме органами Комитета Казначейства Министерства финансов РК.
Кроме того, сохранился порядок указания в новом платежном поручении РНН как отправителя, так и бенефициара.
Инкассовое поручение, составленное на бланке установленной формы, применяется при бесспорном и безакцептном (без согласия плательщиков) списании средств с их счетов в случаях, предусмотренных основами гражданского законодательства и другими законодательными актами.
Указанный вид инкассового поручения, является частным случаем расчетов по инкассо, когда документы, согласно ГК РК подлежат оплате по предъявлении – немедленно по получении инкассового поручения.
В экономической практике сложилось разделение оснований бесспорного, по существу, принудительного списания средств на две группы:
1) по распоряжению взыскателей;
2) исходя из исполнительных и приравненных к ним документов.
Списание средств со счетов плательщиков в бесспорном порядке по распоряжению взыскателей допускается только на основе решений соответствующих органов по следующим видам платежей: недоимок по налогам и других обязательных платежей, а также сумм штрафов и иных санкций; таможенных платежей, пеней и штрафов, взимаемых таможенными органами; недоимок по взносам платежей, штрафов и иных санкций в государственные внебюджетные фонды (например, Пенсионный фонд РК). Всего насчитывается свыше десятка подобного вида взысканий.
Бесспорное взыскание средств плательщиков производится по исполнительным документам, выданным судами, нотариусами, арбитражными судами. К ним приравниваются распоряжения на списание в бесспорном порядке признанной должником суммы по претензиям.
Инкассовые поручения, основанные на приказах арбитражного суда, решениях суда, предъявляются при соответствующих подлинных исполнительных документах. В этих документах должны содержаться полные и точные наименования взыскателей и плательщика, размер взыскиваемой суммы, а также указываться, с какого счета плательщика подлежит списанию взыскиваемая сумма.
В случаях, специально предусмотренных законодательными актами, осуществляется безакцептное списание средств со счетов плательщиков как разновидность бесспорного списания.
Право на безотказное списание средств предоставлено законодательством одно из сторон договора при расчетах за отпускаемую электрическую и тепловую энергию, услуги водоснабжения (за исключением жилищно-коммунальных, бюджетных организаций и населения), а также за электроэнергию, отпускаемую АЭС, за почтовые, телеграфные и телефонные услуги, оказываемые предприятиями связи.
Инкассо – банковская операция, посредством которой банк берет на себя обязательство получить от имени и за счет клиента деньги и/(или) акцепт платежа от третьего лица по представленным на инкассо документам. В основе инкассовых операций согласно праву большинства стран лежит договор поручения. В соответствии с Унифицированными правилами по инкассо (УПИ), разработанными Международной торговой палатой (г. Париж) в редакции 1995 г., вступившими в силу с 1996 г.[10] , указанная операция осуществляется банком на основе полученных от клиента инструкций. При этом банк взимает комиссию, размер которой зависит от вида операций.
Простое (чистое) инкассо – операция, по которой банк обязуется получить деньги с третьего лица на основании платежного требования, не сопровождаемого коммерческими документами и выставленного клиентами через банк. Оно применяется при расчетах неторгового характера.
Документарное (коммерческое) инкассо – операция, в результате которой банк должен предъявить третьему лицу полученные от своего клиента документы, как правило, товарораспорядительные, и выдать их этому лицу только против платежа наличными (в мировой практике платежом наличными считается денежный перевод в течение 30 дней от даты предоставления документов). Применяются также инкассо с акцептом – выдача документов только против платежа, когда банка покупателя (инкассирующий банк) представляет покупателю переводной вексель поставщика для акцепта. Акцептованный вексель остается в этом банке вместе с документами до наступления срока платежа. По его наступлении, документы выдаются после осуществления платежа.
Платежным документом, используемым для изъятия денег с банковских счетов отправителя денег без согласия отправителя денег, в случаях предусмотренных законодательными актами, является инкассовое распоряжение, предъявленное на бланке установленной формы (приложение), а также инкассовое распоряжение органов налоговой службы и таможенных органов (приложение).
Взыскатель денег представляет в банк отправителя денег инкассовое распоряжение с приложением оригиналов исполнительных листов или приказов, выдаваемых по решениям, приговорам, определениям и постановлениям судов или судебного приказа о взыскании денег либо их копий, подтверждающих обоснованность данного взыскания, за исключением представления инкассового распоряжения органов налоговой службы и таможенных органов.
Требования о необходимости приложения оригиналов документов, используемых при предъявлении инкассового распоряжения, либо их копий устанавливается Национальным банком.
Исполнительный или иной документ, подтверждающий обоснованность изъятия денег с банковского счета отправителя денег без его согласия, является основанием для предъявления в банк только одного инкассового распоряжения, если иное не установлено в тексте исполнительного документа, договоре банковского счета, заключенного между отправителем денег и обслуживающим его банком.
В инкассовом распоряжении указывается назначение платежа со ссылкой на законодательный акт, предусматривающий право изъятия (взыскания) денег (его дату и номер) с банковского счета отправителя денег без его согласия.
Сумма платежа/перевода денег, указанная в исполнительном документе (при его наличии), должна совпадать с суммой, указанной в инкассовом распоряжении.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12