Почти все ведущие сталеплавильные корпорации Японии на рубеже 90-х годов существенно сократили производство традиционной металлопродукции и освоили выпуск новых продуктов: цветных металлов (в частности, титановых и алюминиевых сплавов), металлокерамики, композитов, полупроводников, электронных компонентов, химических материалов. Полностью сохранила металлургическую специализацию только "Ниссин стил" - ведущий производитель листового проката из коррозионностойких сталей, которые имеют довольно стабильный и достаточно высокий рыночный спрос. Весьма привлекательной сферой для металлургических корпораций является строительство. Так, "Ниппон стил" недавно реализовала собственный проект сооружения уникального 70-этажного Китайского банка (Bank of China) в Гонконге и в настоящее время участвует в строительстве Национального центра развлечений и досуга в Токио.
4.1.Перестройка внешнеэкономической сферы при переходе на новую модель экономического роста.
Смена модели экономического роста привела к глубокой перестройке внешнеэкономической сферы, которая на протяжении всего послевоенного периода играла огромную роль в экономическом развитии японского хозяйства. Главным фактором явилось изменение соотношения между экспортом товаров и экспортом капитала за счет быстрого роста последнего показателя. Примером являются отношения с новыми индустриальными странами Азии. Один за другим передает Япония в эти страны "нижние этажи" своей промышленной структуры (главным образом сырьеемкие отрасли), развивая на своей территории все более и более сложные производства. С каждым годом растут поставки из этих стран в Японию различных товаров (текстиль, металлопродукция, химудобрения, некоторые виды электротехники и машиностроения), производство которых в Японии сокращается. Это ведет, в свою очередь, к снижению ввоза сырья и энергоресурсов для выпуска этих товаров. В то же время усилились интеграционные контакты Японии с развитыми странами, в первую очередь США. На долю американской экономики приходится сегодня около 40% всех зарубежных капиталовложений Японии. Это способствует развитию и углублению различных форм производственной кооперации между фирмами. Подтверждением является уже упомянутый пример с черной металлургией США, развитие которой в настоящее время невозможно представить без японских инвестиций и японской технологии.
Подталкиваемые жесткими реалиями рыночной экономики, японские металлургические компании приступили к активной перестройке своей производственной структуры и хозяйственной практики. Наряду с жесткими мерами по рационализации производства были осуществлены крупные инвестиции в НИОКР, на основе которых осуществляется модернизация производственного аппарата и расширение продуктовой структуры; резко увеличиваются масштабы зарубежного предпринимательства при относительном сокращении экспортных операций. Эти процессы далеко не закончены, черной металлургии предстоит еще довольно сложный поиск своего места в обновляемой структуре японского хозяйства и в новой системе международного разделения труда. При этом черная металлургия Японии, по-видимому, еще достаточно долго будет сохранять роль мирового лидера (во всяком случае, в обозримой перспективе реальных конкурентов, за исключением Китая, не видно). Может быть, в нынешних условиях для маленькой островной державы роль лидера в ресурсоемком и экологически небезопасном производстве является отнюдь не приоритетной и даже обременительной. Наверное, можно было по примеру ЕС взять курс на более резкое сокращение отраслевого производства. Однако руководство страны, на наш взгляд, приняло весьма разумную промышленную политику, направленную на постепенную, тщательно продуманную адаптацию отраслевой структуры к новым условиям, вытекающую из логики и потребностей структурной реорганизации всей экономики страны, начиная с системы образования, взаимоотношения государства и бизнеса и образа жизни населения.
5. Отрицательные моменты «Японской модели» развития экономики в анализе бывшего советника Госдепартамента США по вопросом политики, старшего научного сотрудника Совета по международным отношениям Роберт А. Маннинг.
Тем, кто не следит за развитием ситуации в Японии, заявление японского премьер-министра Рютаро Хасимото, сделанное в прошлом месяце, могло показаться поступком, достойным лидера. В заявлении говорилось о сокращении налогов на 15 млрд. долларов с целью оживления вялой японской экономики. "Нельзя допустить распространения начавшегося в Японии кризиса по всему миру", - смело заявил премьер-министр. К сожалению, в Японии форма и содержание - вещи зачастую разные.
Суть проблемы заключается в опасениях, на которые намекнул Хасимото: азиатский кризис привел к самой нестабильной за последние 60 лет ситуации в мировой экономике, а 70% экономики юго-восточной Азии - это Япония. Несмотря на все попытки Международного валютного фонда потушить пожар в экономике среди стран юго-восточной Азии, до тех пор, пока финансовая система Японии не придет в норму, пока не заработает внутренняя политика экономического роста, полного выздоровления экономики этих стран не произойдет.
То, что мы наблюдаем сейчас - это агония "японской модели", которая прекрасно работала, когда Япония набирала силу, и которая полностью исчерпала себя к настоящему моменту. Судите сами: за шесть лет средний уровень экономического роста едва составляет 1%, йена продолжает обесцениваться, биржевой индекс Никкей стремительно падает и его значения таковы, что еще нескольким крупнейшим банкам грозит разорение. Ослабление позиций Японии становится все более очевидным, и вместе с этим все более явной становится угроза экономического спада во всем мире.
Попытки "сгладить" впечатление, что японская экономика переживает кризис, предприняты на прошлой неделе японским министром экономического планирования Кожи Оми, который заявил, что состояние японских банков нормальное и что попытки отмены государственного регулирования успешны - это слегка напоминало школу Альфреда Э. Ньюмана по выходу из кризисных ситуаций, если не "Алису в стране чудес". Более чем очевидно, что Хасимото силен на словах, а все его попытки подкрепить свои слова делом пока терпят позорное поражение.
Горькая правда заключается в том, что Япония, имеющая вторую по величине экономику в мире (в 13 раз большую, чем у Кореи), стоит на позициях полного отрицания, нарушая тем самым правило №1 для человека, который, работая лопатой, сам очутился в яме. Это правило гласит: перестань копать!
Иначе как объяснить решение Токио сделать поблажку для некоторых банков при введении новых правил капитализации, которые вступят в силу уже в конце марта. И как объяснить настойчивость, с которой Токио поддерживает шаткие финансовые институты, вместо того, чтобы добиться конструктивной отмены командно-финансово-корпоративной реорганизации путем распродажи активов и взятия под стражу преступников, что было проделано в Соединенных Штатах во время денежно-кредитного кризиса 80-х гг.
Около 300 млрд. долларов (заниженная официальная цифра в настоящий момент составляет 235 млрд. и постоянно растет) в просроченных ссудах никуда не денутся. Новый план рекапитализации, разработанный Министерством финансов и учитывающий сумму в 98 млрд. долларов, скорее всего не решит проблему, а только усложнит ее. А при индексе Никкей ниже 15000 банковские портфели продолжат обесцениваться.
Это значит, что банки, чтобы удовлетворить свои потребности в капитале, будут вынуждены сократить кредиты, а это приведет к ослаблению экономики и к неспособности списать просроченные ссуды; в итоге порочный круг замкнется. После шести лет низкого экономического роста, несмотря на бесчисленные "программы реформ", стало очевидным, что в сложившейся картине что-то не так.
Как объяснить заметную политическую пассивность Японии? В самый разгар событий ведущая оппозиционная партия Японии самораспустилась, оставив после себя группу мелких партий, пытающихся создать единый фронт. После того, как к власти в 1995 г. вновь пришла либерально-демократическая партия (в 1993 г. она потеряла власть впервые почти за сорок лет), политическая перестройка в Японии, затрагивающая и экономику, идет черепашьим ходом. Откуда же должно исходить давление, способное подвигнуть правящую ЛДП на принятие болезненных мер, необходимых для заложения основ нового экономического роста?
Так и хочется провести аналогию с прежней японской императорской армией: некоторые из ее высших офицерских чинов не захотели во время Второй мировой войны увидеть на роковое предначертание даже после того, как течение повернулось против Японии. Недавно было процитировано высказывание Эисуке Сакакибары, заместителя министра финансов Японии и ярого защитника японской модели капитализма. Он сказал, что не допустил бы разорения ни одной крупной японской компании. Сакакибаре принадлежит много работ, в которых расписываются достоинства Японии и недостатки западных индустриальных стран.
Тогда вопрос можно сформулировать так: хватит ли у экономических магнатов Токио, которые, надо отметить, в послевоенный период подняли свою страну до заоблачных высот, такта и мудрости принять новые формы, последующие за серьезной финансовой реорганизацией? Позволят ли они крупнейшим банкам разориться, разрешат ли полностью упразднить удобную систему Кейрецу и дадут ли свободу рыночным силам?
Если индекс "Никкей" опустится ниже 13000, ответ на этот вопрос дадут центробежные силы в экономике Японии. Но пока это случится Соединенные Штаты, возможно, испытают резкий торговый дефицит, так как Япония может попытаться решить свои проблемы за счет экспорта, и все это не говоря уже о продолжении азиатского кризиса, об экономическом спаде в Японии и т. д.
В конце концов, нет другой реальной альтернативы для Японии кроме принятия повестки, состоящей всего из трех пунктов: дальнейшего снижения налогов в целях стимулирования внутреннего спроса, устранения проблемы просроченных ссуд и отмены государственного регулирования в экономике. Если Япония хочет стать крупнейшей державой в регионе или в мире (не говоря уже про постоянное место в Совете безопасности ООН), она должна встать на прочные рельсы и везти за собой поезд лидерства, будучи его локомотивом.
Если военная роль Токио очерчена статьей 9 мирной конституции Японии, то экономическая и политическая жизнь не имеют ограничений. Единственным тормозом страны являются медлительность и отрицание.
6. ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Многое в японской промышленной политике определяется своеобразной национальной спецификой и, по-видимому, не может быть полностью воспроизведено в иных условиях. Однако значительная часть того, что проверено и подтверждено практикой этой страны, может быть воспринято в качестве полезного и поучительного опыта.
При рассмотрении вопроса «Японской модели» развития экономики ярко видны положительные моменты , но хотелось бы и отметить мнения скептиков. С мнением госп. Роберта А. Маннинг можно конечно не согласиться, но суть каждой проблемы должна быть освещена со всех сторон.
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Япония 1988. Ежегодник.-М.:Наука
2. Японский парадокс: (Реальности и противоречия ка-
питалистического управления)/Б.З.Мильнер,
И.С.Олейник, С.А.Рогинко.-М.:Мысль,1985
3. Страны мира: Краткий полит.-экон. справоч-
ник.-М.:Политиздат, 1989.
4. Япония. Региональная структура экономики./Под
ред. В.Я.Выборнова.-М.:Наука, 1987.
5. Роберт А. Маннинг, По материалам серии статей «Трудно быть богом». - 1998 год.
6. По материалам газеты "Металлы Евразии" - 1998 год
СОДЕРЖАНИЕ:
1.Основные политико-экономические и исторические данные. Некоторые моменты истории Японии.
С. 1
2. Феномен японской экономики.
С. 4
2.1. Промышленная политика послевоенной Японии
2.2. Экономика Японии начала 70-х годов. Идеи перехода к иному
типу экономического роста.
С. 5
2.3. Экономические кризисы середины 70-х годов и начала 80-х годов.
С. 6
2.4. Внешние факторы влиявшие на снижение темпов экономического
роста.
С. 7
2.5. Экономический рост Японии после 80-х годов.
С. 11
3. Экономика Японии сегодня.
С. 12
4. Переход на новую модель развития экономики Японии на примере
черной металлургии.
С. 17
4.1. Перестройка внешнеэкономической сферы при переходе на новую
модель экономического роста.
С. 20
5. Отрицательные момента «Японской модели» развития экономики в анализе советника Госдепартамента США по вопросам политики, старшего научного сотрудника Совета по международным отношениям Роберта А. Маннинг.
С. 21
6. Заключение.
С. 24
7. Список используемой литературы.
C. 25
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5