Рефераты. Вступление России в ВТО

Совет по торговле услугами осуществляет контроль за выполнением соглашения ГАТС (Генеральное соглашение по торговле услугами). Совет сосредотачивает усилия на вопросах телекоммуникационных средств, передвижения физических лиц, услуг по морским перевозкам. В его составе находятся Комитет по торговле финансовыми услугами и Рабочая группа по профессиональным услугам.

Совет по торговым аспектам прав интеллектуальной собственности, помимо осуществления контроля за выполнением соответствующего соглашения (ТРИПС), занимается также вопросами предотвращения возникновения конфликтов, связанных с международной торговлей поддельными товарами.

Многочисленные специализированные комитеты и рабочие группы занимаются отдельными соглашениями системы ВТО и решением вопросов в таких областях, как защита окружающей среды, проблемы развивающихся стран, процедура присоединения к ВТО и региональные торговые соглашения.

Секретариат ВТО базируется в Женеве, имеет около 500 штатных сотрудников; его возглавляет генеральный директор. Секретариат ВТО, в отличие от подобных органов других международных организаций, не принимает решений, так как эта функция возлагается на сами страны-члены. Секретариат ВТО несет ответственность за обеспечение деятельности органов ВТО в том, что касается ведения переговоров, осуществления соглашений и предоставления технической поддержки различным советам и комитетам, а также Министерской конференции, оказание технического содействия развивающимся странам, проведение анализа мировой торговли и разъяснение положений ВТО общественности и средствам массовой информации. Секретариат также обеспечивает некоторые формы правовой помощи в процессе разрешения споров и консультирует правительства стран, желающих стать членами ВТО.

 

1.2.Основные цели и принципы ВТО.


Сфера деятельности ВТО охватывает уже более 4/5 мировой торговли. Основным принципом, на котором строится договорная система ВТО, является стремление стран-членов развивать международную торговлю и обеспечивать экономическое развитие путем взаимной либерализации доступа на рынки, предсказуемости условий деятельности предпринимателей на иностранных рынках и регламентации действий правительств по регулированию внешнеэкономической сферы. Следовательно, можно выделить основные цели ВТО:

- рост торгового обмена товарами и услугами;

- сокращение тарифных и нетарифных ограничений в мировой торговле (использование преимущественно тарифных средств защиты национального рынка, а не количественных ограничений или аналогичных мер);

- деятельность на основе принципа наибольшего благоприятствования, т.е. торговля без дискриминации, которая обеспечивается взаимным предоставлением, с одной стороны, режима наибольшего благоприятствования[1] в отношении экспортных, импортных и транзитных операций и связанных с ними таможенных пошлин и сборов, а с другой - национального режима, т.е. равного подхода к импортным и отечественным товарам в отношении внутренних налогов и сборов, а также правил, регулирующих внутреннюю торговлю;

      - прогрессивное снижение таможенных тарифов в ходе периодически проводимых раундов многосторонних торговых переговоров (МТП) и их юридически оформляемое закрепление на согласованном уровне;

- взаимность в предоставлении торгово-политических уступок;

- прозрачность торговой политики;

- разрешение торговых споров путем проведения консультаций и переговоров, а в случае невозможности достижения согласия - путем рассмотрения споров в специально создаваемых органах.

Главная цель ВТО заключается в либерализации торговли товарами и услугами посредством совершенствования торговых правил. Важнейшая задача ВТО в области регулирования связанных с внешней торговлей инвестиций – разработка многосторонних правил, подобных существующим многосторонним правилам во внешней торговле (в рамках Соглашения по торговым аспектам инвестиционных мер – ТРИМС).

"Главные задачи ВТО - либерализация международной торговли, обеспечение ее справедливости и предсказуемости, способствование экономическому росту и повышению экономического благосостояния людей. Страны-члены ВТО, которых на май 2005г. насчитывалось 148, решают эти задачи путем контроля за выполнением многосторонних соглашений, проведения торговых переговоров, урегулирования торговых в соответствии с механизмом ВТО, а также оказания помощи развивающимся странам и проведения обзора национальной экономической политики государств"[2].


1.3. Направления и содержание работы ВТО.


Направления деятельности ВТО во многом определяются постоянными представителями при ВТО стран-членов. Страны-члены ВТО взаимодействуют в рамках недискриминационной торговой системы, где каждая страна получает гарантии справедливого и последовательного отношения к ее экспорту на рынках других стран, обязуясь обеспечивать такие же условия для импорта на свой собственный рынок. В выполнении обязательств развивающимися странами предусмотрены сравнительно большая гибкость и свобода действий. Основные правила и принципы ВТО отражены в многосторонних торговых соглашениях, которые затрагивают торговлю товарами и услугами, а также торговые аспекты прав интеллектуальной собственности, разрешение споров и механизм обзора торговой политики.

Направления работы ВТО:

В настоящее время правилами ВТО регулируется  почти  95%  стоимостного объема мировой торговли. Одной из основных тенденций в развитии мировой  торговли  является  ее либерализация и глобализация. Завершение переговоров в рамках Уругвайского  раунда  ГАТТ  (1986—1994гг.) дало возможность к  началу  третьего  тысячелетия  уменьшить  средний уровень таможенного обложения товаров в мировой торговле:

    - для промышленно развитых стран с 6,3% до 3,9%,

    - для стран с переходной экономикой с 8,6% до 6,0%,

    - для развивающихся государств  с  15,3%  до  12,3%  (средний  уровень российских ввозных пошлин в 2000г. составлял примерно 12%).

Кроме того, планируется значительно либерализовать торговлю  услугами, ужесточить меры по защите интеллектуальной собственности. Глобализация экономической активности, прежде всего, проявляется в  том, что большинство товаров поступает на  мировой  рынок  либо  через  внешнюю торговлю,  либо  изготовляется  в  стране  с  использованием  иностранного компонента.

С точки зрения  политики,  глобализация  означает,  что  правительства должны учиться сотрудничать в более широком круге областей, чем в прошлом. По мере совершенствования международных правил  сокращается  поле  для внутренней политики. Действительным выражением суверенитета в современном мире  является  способность  демократически избранных правительств четко  выражать  интересы  избирателей  посредством переговоров и международных обязательств. Процесс глобализации не проходит безболезненно.  Неизбежны  социальные издержки в связи с экономической интеграцией и торговой либерализацией, но в целом этот процесс приносит выгоды. Повышается   эффективность    производства    за    счет    углубления специализации,  благодаря   росту   торговли   усиливается   экономическая активность, и новые рабочие места создаются в большей мере, чем сокращаются старые.

Начальный период деятельности ВТО можно охарактеризовать как сочетание позитивных итогов с  обязательствами,  которые  еще  предстоит  выполнить.

Среди позитивных итогов следует выделить следующие:

-  реализация соглашений Уругвайского раунда переговоров (в результате переговоров было подписано свыше  50  документов  —  соглашений,  решений, деклараций, протоколов и пр.);

    -  разрешение  торговых  споров  (создан   уникальный   и   достаточно эффективный механизм их разрешения и значительная  часть  поданных  в  ВТО жалоб была урегулирована без обращения в  высший  арбитражный  орган  этой организации, т. е. в процессе консультаций заинтересованных сторон);

    - создание апелляционного органа;

    - расширение числа членов организаций;

    -  торговля  и  окружающая  среда  (ВТО  разработала  широкомасштабную программу деятельности в этом направлении).

В то же время медленно идут переговоры в таких секторах  сферы  услуг, как финансовые, телекоммуникационные, перемещение через границу физических лиц,  предоставляющих  услуги,  морское  судоходство.  Хотя  первоначально установленные сроки прошли, но диалог  продолжается  и  может  привести  к взаимоприемлемой договоренности. На министерской конференции (являющейся высшим органом ВТО), прошедшей в  декабре  1996  г.  в  Сингапуре,  были  определены  перспективные  цели Всемирной торговой организации.

В качестве  основной  цели  следует  выделить  либерализацию  торговли товарами и услугами через совершенствование торговых правил. Проблема заключается, прежде всего, в разном понимании этой  цели.  Одна группа  стран  не  проявляет   заинтересованности   в   увеличении   своих обязательств по либерализации, взятых во время Уругвайского раунда,  тогда как другая, наоборот, предлагает ускорить и расширить снижение  таможенных тарифов, проработать возможность либерализации торговли  профессиональными видами услуг (имеются в виду услуги врачей, юристов, артистов, ученых и т. д.), больше гармонизировать  технические  стандарты  и  упростить  правила определения происхождения товаров.

К этому следует добавить договоренность на Уругвайском раунде  о  том, чтобы до конца столетия начать переговоры о дополнительных  обязательствах по так называемой встроенной повестке в сфере сельского хозяйства и услуг, ряда других Соглашений ВТО, продолжить  рассмотрение  проблем  взаимосвязи торговли и  окружающей  среды,  регулирования  инвестиций  и  конкурентной политики, трудовых стандартов, региональных торговых соглашений и т. д.

В области регулирования инвестиций главная задача состоит в разработке многосторонних правил,  подобно  существующим  многосторонним  правилам  в торговле. В дополнение к мерам  в  отдельных  секторах  необходим  всеобъемлющий подход к инвестициям в рамках ВТО, который бы распространил на заграничные капиталовложения  ее  основополагающие  принципы   —   режим   наибольшего благоприятствования и национальный режим, а также включал  бы  требования, связанные с охраной окружающей среды.

Опасность заключается в том,  что  в  отдельных  странах  до  сих  пор существуют несовместимые, и даже дискриминационные  национальные  режимы  в отношении иностранных инвестиций.

Необходимо  обеспечить  действительно  многосторонний  подход  к  этой проблеме, который бы принимал во внимание  не  только  роль  инвестиций  в международной  торговой  системе,  но   также   общую   заинтересованность индустриальных  и  развивающихся  стран  в  благоприятном   инвестиционном климате.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.