Устанавливаются общие рамки переходного периода для приведения своих национальных законодательств в соответствии с правилами: 1 год — для промышленно развитых стран; 5 лет — для развивающихся стран; 11 лет — для наименее развитых стран. [1, стр. 548]
2.3. Принципы ВТО
Важнейшие принципы ВТО в области регулирования международной торговли и торговой политики следующие.
Принцип наибольшего благоприятствования uли принцип недискриминации. Этот принцип требует, чтобы любое преимущество, привилегия, льгота или иммунитет, предоставленные любой страной-участницей любому продукту, происходящему из или предназначенному для любой другой страны, были распространены немедленно и, безусловно, на аналогичный продукт, происходящий из или предназначенный для всех других стран-участниц. Режим наибольшего благоприятствования носит безусловный характер и страны, вступившие в ВТО, обязаны применять данную статью в ее полном объеме. Это означает, что если в ходе двусторонних переговоров Договаривающаяся сторона предоставляет другой стороне тарифные льготы, то такие же льготы в принципе имеют право требовать все остальные Договаривающиеся стороны, т.е. ни одна страна не должна предоставлять особые торговые преимущества другой стране или применять в отношении недискриминационный подход.
Принцип национального режима. Данный принцип устанавливает, что страны-участницы должны предоставлять товарам иностранного происхождения тот же режим, что и национальным товарам в области внутренних' налогов и сборов, а также в отношении национальных законов, распоряжений и правил, регулирующих внутреннюю торговлю (ст. III).
Принцип зашиты национальной промышленности. Предполагается, что через импортные тарифы в интересах развития национальной промышленности страна может осуществлять защиту, основанную только на таможенных тарифах, а не на иных торгово-политических мерах, включая количественные ограничения (квоты), стандарты и др. (ст. XI—XVI ч. II). В ст. VI говорится, что “ни одна из стран-участниц не должна устанавливать на ввоз любого товара с территории другой страны-участницы никаких запрещений или ограничений, будь то в форме квот, импортных или экспортных лицензий и других мер, кроме таможенных пошлин, налогов или других сборов”.
Принцип создания устойчивой основы торговли. Обеспечивается обязательностью соблюдения тарифных уровней, согласованных Договаривающимися сторонами. Это предполагает, что тарифы должны сокращаться посредством многосторонних переговоров и не могут повышаться впоследствии (ст. II ч.I).
Принцип содействия справедливой конкуренции. Речь идет о решении, вопросов субсидий и демпинга. В антидемпинговом кодексе ГАТТ содержаться правила, используемые правительствами с целью реагирования на демпинг, осуществляемый на их внутреннем рынке заграничными конкурентами. В ВТО может быть поставлен вопрос о наличии экспортных и внутренних субсидий и об использовании компенсационных пошлин с целью уменьшения негативных последствий субсидий. Необходимость многостороннего регулирования в данной сфере обусловлена прежде всего тем, что субсидирование производства и экспорта продукции обеспечивает экспортерам определенные преимущества в конкурентной борьбе на мировом рынке. Применение таких мер одной страной вызывает ответную реакцию со стороны других стран, которым, по их мнению, наносится ущерб. Это приводит к взаимным обвинениям в недобросовестной конкуренции, введению так называемых компенсационных мер. Отсюда стремление ВТО не допустить ведение “войны субсидий” и использование компенсационных мер в протекционистских целях.
Общее запрещение количественных ограничений импорта. Такие ограничения до сих пор оказывают влияние на торговлю сельскохозяйственными товарами, текстилем, сталью и некоторыми другими товарами. Исключение составляют случаи применения количественных ограничений в целях защиты платежного баланса (ст. XII ч. II) и предотвращения утечки запасов иностранной валюты, вызванной спросом на импортные товары в связи с развитием внутреннего производства (ст. XVIII ч. II).
Принцип возможных действий в чрезвычайных обстоятельствах. В данном случае предусматриваются “изъятия” и применение “защитной оговорки”. “Изъятия” (ст. XXV ч. III) означают возможность отмены конкретных обязательств в рамках ВТО, если это вызвано экономическими или торговыми обстоятельствами. “Защитная оговорка” (ст. XIX ч. III) предполагает возможность установления ограничений на импорт или временную отмену тарифных уступок в отношении товаров, которые импортируются в увеличивающихся количествах и причиняют или могут причинить серьезный ущерб конкурирующим национальным производителям.
Принцип региональных торговых договоренностей, в рамках которых группа стран соглашается ликвидировать или снизить барьеры в отношении друг друга. Это допускается в качестве исключения из общего правила режима наибольшего благоприятствования при условии соблюдения определенных жестких критериев (ст. XXIV ч. III). Предусматривается, что региональные торговые группировки могут выступать как таможенный союз или зона свободной торговли. В обоих случаях пошлины и другие барьеры практически во всей торговле между странами группировки должны быть ликвидированы. В зоне свободной торговли каждая страна-член проводит свою собственную внешнеторговую политику, включая установление тарифов в отношении третьих стран. В случае таможенного союза устанавливается единый таможенный тариф для третьих стран. Региональная интеграция призвана дополнять многостороннюю торговую систему.
Специальные условия для развивающихся стран предусматривают поощрение оказания помощи развивающимся странам и обеспечение им более благоприятных условий доступа их товаров на мировые рынки, а также освобождение этих стран от взаимности по обязательствам о сокращении или устранении тарифов и других торговых барьеров. По итогам Токийского раунда было принято положение о предоставлении развивающимся странам режима всеобщей системы преференций (ВСП), которая допускает специальный торговый режим для наименее развитых стран.
Исключение в отношении текстиля и одежды предполагает регулирование (в соответствии с Соглашением о многих видах волокон) торговли этими товарами путем установления промьгшленно развитыми странами квот на импорт текстиля и одежды из более конкурентоспособных развивающихся стран. [1, стр146-149]
ГЛАВА 3. ТАДЖИКИСТАН И ВТО
3.1. Статус Таджикистана в ВТО
Укрепление мира и политическая стабильность позволяют Таджикистану серьёзно углублять экономическую реформу; вхождение в ВТО в настоящее время рассматривается как одна из первостепенных задач Правительства республики в стратегии экономического развития. После подачи Правительством Таджикистана (РТ) в 2001г. официального заявления Генеральный Совет ВТО организовал рабочую группу по рассмотрению процесса вступления РТ в ВТО. 26 декабря 2002г. Правительство Таджикистана подписало Меморандум о взаимопонимании, охватывающий программу поддержки усилий Правительства республики по вхождению в ВТО. Меморандум включает в себя обязательства Правительства США (Центрально-Азиатская миссия USAID) предоставлять техническую помощь по проведению экономических реформ через Проект USAID/Корпорация "Прагма" по развитию торговли и инвестициям (ТИР) в соответствии с планом действий, разработанных Министерством экономики и Торговли (МЭТ) Республики Таджикистан и ТИР. С другой стороны, Правительство РТ, представленное МЭТ и Межведомственной комиссией по вступлению в ВТО, обязуется выполнять свои обязательства, подключая к работе соответствующие министерства и ведомства. В рамках проекта ТИР в сентябре 2002г. создан Консультативный совет, призванный для ведения формального и неформального диалога между предпринимателями, научными кругами и правительством РТ в целях отстаивания их интересов в мировой торговой политике. Консультативный совет предполагает стать форумом для открытого обсуждения вопросов ВТО, проектов законов и положений, инструментом для консультаций, выработке рекомендаций. Консультативный Совет организовал несколько информационных заседаний, но пока не осуществляет в полной мере своих функций по включению других секторов общества в разработку торговой политики республики. Меморандум о взаимопонимании предполагает в перспективе создание Информационного Центра ВТО на базе ресурсов МЭТ республики.
Со второй половины 2002г. в республике начала работать региональная программа Международного Торгового Центра (МТЦ) по продвижению торговли в Центральной Азии, осуществляемая через UNCTAD, Женева. В настоящее время МТЦ осуществляет первую обзорную фазу и мониторинг программ с целью оказания помощи по вхождению республики в ВТО. Поддержку по вступлению РТ в ВТО осуществляет также Швейцарское правительство через программу обучения и исследований (ЮНИТАР), вкладывает определенные донорские средства и Европейский Союз через проекты, финансируемые ТАСИС.
3.2. ВТО и Таджикистан: плюсы, минусы, сомнения
Сегодня уже не стоит вопрос о том, вступать Таджикистану или нет во Всемирную Торговую Организацию. Глобализация стала объективным процессом, и республика не может отгородиться от него. Главное как можно меньше потерять и как можно больше приобрести, став членом мирового глобального рынка. Учитывая также, что политическое решение о присоединении Таджикистана к ВТО уже принято, важно рассмотреть те условия, формы, обязательства и уступки, которые необходимо создать для того, чтобы с учетом конкретных особенностей страны обеспечить её равноправное вхождение в ВТО и одновременно защитить её национальные интересы.
В общем случае эта задача выглядит для Таджикистана следующим образом: минимизировать отрицательные и максимизировать положительные факторы, связанные с вступлением в ВТО. Решаться она должна, как на внутригосударственном уровне, в сфере политики, экономики, законодательства и права, так и на внешнегосударственном, на переговорах с Рабочей группой ВТО. Но в любом случае приоритеты должны быть отданы национальным интересам против интересов международного бизнеса.
Дискуссионным является вопрос, с каким статусом республика войдет в ВТО. Вступление в ВТО налагает определенные обязательства, характер и сроки выполнения которых зависят от статуса присоединения. По международным критериям Таджикистан относится к наименее развитым странам, имея объем ВВП на душу населения 159,6$ в 2000г. В этом случае на нее накладывается меньше обязательств, чем на развитые, период их выполнения дольше, республика получит больше уступок, что даст больше времени на подготовку вступления в ВТО.
Теоретически приобретения, которые может получить Таджикистан от присоединения к ВТО, заключаются в следующем. Во-первых, это выход в унифицированное международное правовое пространство, базирующееся на нескольких десятках соглашений и других документов ВТО. Они содержат основополагающие принципы торговли (наибольшего благоприятствования, национального режима, гласности ее регулирования и др.), которые направлены на обеспечение стабильных и предсказуемых условий деятельности всем экспортерам и импортерам. Тем самым Таджикистан получит защиту от торговой дискриминации.
Во-вторых, став членом ВТО, одной из крупнейших и влиятельнейших международных экономических организаций, Таджикистан получит возможность в дальнейшем оказывать влияние на формирование правил развития мировых торговых связей в соответствии со своими национальными интересами.
Присоединение Таджикистана к ВТО неизбежно приведет и к некоторым потерям Первое - снижение импортных пошлин, неизбежное в случае присоединения Таджикистана к ВТО, может оказаться весьма серьезным ударом по государстенному бюджету. Правительству придется компенсировать эти потери с помощью других налогов и сборов. Третье. Членство в ВТО ограничит свободу государства в области применения тех или иных эффективных мер регулирования внешнеэкономической деятельности, особенно ограничивающих импорт. Конечно, в распоряжении властей останутся и примитивные, но весьма эффективные нетарифные методы ограничения импорта, связанные с внутренним таможенным регулированием и поэтому не подпадающие под юрисдикцию правил ВТО.
В целом присоединение к ВТО стратегически выгодно Таджикистана. Это признается многими как внутри страны, так и за ее пределами. Другое дело — тактика отношений с этой организацией, сроки и условия присоединения. Здесь точки зрения не совпадают. Определенная часть специалистов и представителей бизнеса считает, что РТ сейчас не готова к открытию своих рынков в соответствии с нормативами ВТО. Более того, существует мнение, что присоединение к этой организации может окончательно подорвать таджикскую промышленность, еще больше увеличить сырьевую составляющую экспорта, зависимость от внешних факторов. Предлагается присоединять Таджикистан к ВТО только после перехода ее экономики в фазу устойчивого роста, когда национальный бизнес будет готов противостоять иностранной конкуренции.
Особую актуальность приобретает восстановление практики системного долгосрочного комплексного прогнозирования национальной экономики. Требуется единая система постоянного мониторинга и периодической корректировки отраслевых и 'макроэкономических прогнозов с привлечением ведущих специалистов различных областей. Такой системный долгосрочный прогноз особенно важен при переходе таджикской экономики на новый режим функционирования в связи с вступлением в ВТО
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Бесспорно, все прогнозы относительно цены, которую придется заплатить за «звездный час» достижения намеченной цели (а именно вступления в ВТО), весьма разнообразны, однако сегодня все больше осознается необходимость вступления каждой страны во Всемирную торговую организацию.
Полноправное участие в ВТО предполагает принятие нормативно-правововой базы и разработку механизма государственного регулирования внешнеэкономических связей. Как уже показал опыт, международное право способствует промышленному росту по средствам увеличения внешнеторгового оборота. Став полноправным членом ВТО, наша республика сможет значительно увеличить доступ к рынкам других стран-членов ВТО, будет иметь право защищать свои интересы, будет пользоваться режимом наибольшего благоприятствования и т.д.
В данной курсовой работе были отмечены и «плюсы» и «минусы» от вхождения Республики Таджикистан во Всемирную торговую организацию. Никто не говорит, что процесс вхождения в эту многостороннюю систему будет быстрым и безболезненным, но те выгоды, которые получит наша республика от вступления в ВТО, с лихвой покроют возможные издержки. И, наконец, Республика Таджикистан сможет проводить ту торговую политику, которая ей наиболее выгодна, что неизменно приведет к развитию всех отраслей промышленности, социальной и других сфер жизни общества.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. И.Н. Герчикова. Международные экономические организации.//М: "Консалтинг" – 2000.
2. Л.Фридкин. Вступление в ВТО: 3-й раунд.//НЭГ – 2001 - № 22 - стр. 3
3. В.В.Батанин. Проблемы интеграции стран с переходной экономикой в Международную торговую систему. //БИКИ –1999 - № 16 - стр. 5-8.
4. Е.С.Новожилова. Что сулит ВТО.//НЭГ – 2000 - №16 - стр.16.
5. Правовая система ВТО, положения по ТРИПС. //Вестник экономики - № 14 - стр.46.
6. www.agris.com (зеркало официального сайта ВТО в интернете)
7. www.agris.ru/ICSAIS/WTO (история ГАТТ/ВТО)
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5