КУРСОВАЯ РАБОТА
ВЛИЯНИЕ ГУМАНИТАРНОГО ФАКТОРА НА РАЗВИТИЕ РОССИЙСКО-ЛАТВИЙСКИХ ОТНОШЕНИЙ
2005 г.
С О Д Е Р Ж А Н И Е:
ВВЕДЕНИЕ___________________________________________________________________ 3
ГЛАВА 1.Состояние и тенденции развития российско-латвийских отношений_______ 5
1.1.Факторы развития российско-латвийских отношений__________________________ 5
1.2.Современные проблемы российско-латвийских отношений____________________ 10
ГЛАВА 2. Гуманитарный фактор в российско-латвийских отношениях_____________ 13
2.1. Права русскоязычных граждан и неграждан в Латвии_________________________ 13
2.2.Влияние политики латвийского руководства на отношение российского руководства и граждан к независимым государствам Прибалтики________________________________________ 19
Выводы____________________________________________________________________ 20
ЗАКЛЮЧЕНИЕ______________________________________________________________ 23
ЛИТЕРАТУРА________________________________________________________________ 24
Сегодня российско-латвийские отношения переживают не лучшие времена. Эти отношения характеризуются комплексом разнообразных проблем и интересов политического, экономического, общественного, правового, исторического и общечеловеческого свойства. Вместе с тем, обеим сторонам не уйти от реалистического осознания тесной взаимосвязи не только внешней и внутренней политики, но и экономики и культуры. Во-вторых, непременным условием является учет объективных интересов партнера, стремление снимать, а не создавать новых раздражителей. В-третьих, необходимо переходить к современному пониманию демократии в вопросе о правах нетитульного населения, отказываться от прерогатив большинства в пользу консенсусных подходов, реально опираясь в решении проблем национальных меньшинств на общеевропейские принципы без двойных стандартов.
У России и Латвии есть возможности позитивно развивать отношения на основе учета интересов друг друга, прежде всего в их гуманитарно-правовой составляющей. Однако этому процессу мешает ряд негативных тенденций. Прежде всего, это касается употребления языка в публичной информации, на общественных мероприятиях, в общении с властями, в ряде аспектов предпринимательской деятельности. В этих сферах возможности использования нашими соотечественниками в Латвии своего родного языка остаются серьезно ограниченными. Ухудшается ситуация и в сфере образования, где на основе принятого в 1998 году закона проводится линия на сокращение возможностей школьного обучения на русском. В 2004 году ребенок из русской семьи вынужден будет в течение всего обучения в школе как минимум: 60 % предметов осваивать на неродном языке, а в 10-11 кл. - все 100 %. Латвия, как следует из позиции большинства депутатов Сейма, не планирует ратифицировать подписанную ею в 1995 году Рамочную конвенцию о защите национальных меньшинств.
Последние годы в Латвии активизировали рассмотрение дел на бывших партизан и сотрудников НКВД - престарелых и больных людей, которых по новым латвийским законам решили предать суду за преступления против человечества. И это больше напоминает сведение счетов с СССР за так называемую «агрессию» 1940 года. Сегодня эти дела - новая сфера противостояния Москвы и Риги, которая все шире обсуждается международным сообществом. Рассмотрение этой проблемы - отдельная тема.
Несмотря на то, что различные российские инстанции, в том числе Северо-Западное полпредство Президента России, спецпредпредставитель Президента по проблемам Калининградской области, Министерство иностранных дел России и ряд других действуют от имени России в Балтийском регионе, национальные интересы России в Прибалтике до сих пор не сформулированы как практическая проблема, а их реализация по-прежнему не имеет единого плана и дробится в межведомственных перегородках: узкой внешней политики, узких вопросов регионального транзита, тактического плана защиты интересов «русскоязычных и т.п., то есть носит в целом бессистемный характер.
При этом очевидно, что национальные интересы России в Балтийском регионе основываются не на сиюминутных, прикладных, ведомственных задачах, а на вечных приоритетах России на Северо-Западе. В связи с этим представляется важным обозначить эти приоритеты и показать влияние гуманитарного фактора на развитие российско-латвийских отношений, что и является целью нашей курсовой работы.
Анализ факторов, оказывающих воздействие на современное состояние российско-латвийских отношений, в том числе и в гуманитарной сфере, предполагает небольшой экскурс в недавнее прошлое наших стран, негокда входившим в единое государство. В литературе выдвинуто немало гипотез о причинах распада СССР[1]. Однако большинство авторов усматривают в этом скорее закономерность, чем случайность. Анализ литературы о распаде СССР и подходов к его объяснению позволяет считать, что наиболее продуктивным может быть синергетический подход, лишенный односторонности формационного и цивилизационного подходов[2]. Одним из известных сторонников такого подхода к изучению и объяснению причин распада СССР является историк Н. Ф. Бугай[3]. В согласии с таким подходом, крушение СССР «стало следствием лавинообразного нарастания экономических, политических и социально-психологических причин кризиса власти»[4].
После распада СССР и образования новых независимых государств на постсоветском пространстве возникла необходимость установления дипломатических отношений между этими странами. Однако еще до признания независимости прибалтийских государств руководители СССР отказывались принимать требования прибалтов признать незаконным присоединение Эстонии, Латвии и Литвы к Советскому Союзу в 1940 г. и считали, что весь комплекс вопросов, связанных с выходом данных республик из его состава, должен решаться на основе принятого 3 апреля 1990 г. закона о выходе республик из состава СССР. Закон, в частности, предусматривал проведение в республике, заявившей о выходе, референдума (не ранее чем через 6 месяцев после принятия такого решения), а также переходный период, «не превышающий 5 лет», в течение которого должны были быть решены такие вопросы, как судьба объектов общесоюзной собственности на территории республики, ее финансово-кредитные и имущественные отношения с другими республиками и т.д.
Особенно очевидным противопоставление отношений России с Прибалтийскими республиками политике Центра стало в январе 1991 г., когда при участии частей Прибалтийского военного округа были сделаны попытки захвата правительственных зданий и узлов связи в Риге и Вильнюсе. В эти дни Верховный Совет РСФСР сделал заявление, в котором призвал союзное руководство гарантировать неприменение силы при решении возникающих проблем и в кратчайшие сроки начать переговоры с законными представителями Прибалтийских республик для поиска выхода из кризиса. Эстония и Латвия воспользовались августовскими событиями в Москве для заявления о своей полной государственной независимости. Государственная независимость Латвии была признана 24 августа 1991 г. Указом Президента России и 6 сентября 1991 г. Постановлением Государственного Совета СССР. Протокол об установлении дипломатических отношений между Россией и Латвией подписан 4 октября 1991 г. Нынешняя договорно-правовая база российско-латвийских отношений включает более 50 договоров, соглашений и протоколов. В настоящее время ведутся переговоры по заключению Договора о сотрудничестве в области социального обеспечения, Соглашения о статусе захоронений, Соглашения об условиях размещения дипломатических представительств в Москве и Риге и некоторых других. Однако история российско-латвийских отношений, и их современное состояние наиболее рельефно показывают многочисленные проблемы, с которыми сталкиваются новые государства в построении дипломатических отношений.
Главной линией внешней политики всех стран Балтии на протяжении 90-х годов ХХ века было как можно более быстрое сближение с Западом, вступление во все основные евроатлантические структуры: в Совет Европы, ОБСЕ - на начальном этапе, в ЕС и НАТО - в настоящее время, с одновременным дистанцированием от России. При этом западные страны, как считают эксперты, всячески поддерживали такую политику: по линии МВФ, МБРР и других международных финансовых организаций давались многомиллионные «стабилизационные» кредиты на закупки энергоносителей, покрытие импорта из России и другие цели.[5]
Используя давление Запада на руководство России, страны Балтии добились скорейшего (в Литве - к 31 декабря 1993 г., в Латвии и Эстонии - к 31 декабря 1994 г.) вывода российских войск. Высшие политические круги прибалтийских стран заявили о своем намерении войти в НАТО, и только понимание западных стран, что это существенно обострило бы ситуацию в регионе, было сдерживающим фактором на пути этого процесса. Однако это не мешало всем их соседям по Балтийскому региону пытаться, и не безуспешно, вовлечь новые независимые государства Балтии в свое силовое поле. Подобного рода действия проводились (в том числе и самими странами Балтии) в отношении Калининградской области - к ним относятся и резолюция Балтийской Ассамблеи, включающей парламентариев Балтийских государств от 13 ноября 1994 г. «О демилитаризации Калининградской области и дальнейшем ее развитии», в которой было заявлено, что будущее Калининградской области - проблема всей Европы и для ее решения требуются совместные действия, а также содержался призыв к Балтийскому Совету министров провести международное совещание по вопросам демилитаризации области и дальнейшего ее развития[6], и представленный конгрессменом США К. Кацом проект резолюции, в котором предлагается превратить эту область в демилитаризованную зону, передать управление над ней некой «Международной инстанции», чтобы в дальнейшем восстановить интегральность края с его окружением[7], и многие другие демарши со стороны западных политиков.
Страницы: 1, 2, 3, 4