|
9,0 |
16,1 |
172268 |
160481 |
47,9 |
0,89 |
15,3 |
|
Малайзия |
224 |
8,6 |
10,3 |
98237 |
82210 |
22,2 |
1,96 |
1,5 |
Мексика |
915 |
7,1 |
9,1 |
166424 |
182635 |
101,9 |
1,50 |
2,5 |
Новая Зеландия |
68 |
3,6 |
17,7 |
13267 |
13906 |
3,9 |
1,14 |
1,34 |
Папуа-Новая Гвинея |
12 |
2,9 |
2,5 |
1980 |
1120 |
5,0 |
2,43 |
0,002 |
Перу |
123 |
3,6 |
4,6 |
7002 |
8797 |
27,5 |
1,70 |
0,40 |
Россия |
1120 |
6,3 |
7,7 |
105200 |
45500 |
145,5 |
-0,35 |
9,2 |
Сингапур |
110 |
10,1 |
26,5 |
137875 |
134545 |
4,3 |
3,50 |
1,74 |
США |
9963 |
5,0 |
36,2 |
781125 |
1257636 |
278,1 |
0,90 |
148 |
Сянган (Гонконг), район Китая |
181 |
10,0 |
25,4 |
202440 |
214200 |
7,2 |
1,30 |
1,85 |
Таиланд |
413 |
4,2 |
6,7 |
69057 |
61924 |
61,8 |
0,91 |
1 |
о. Тайвань |
386 |
6,3 |
17,4 |
148320 |
140010 |
22,4 |
0,80 |
6,4 |
Филиппины |
310 |
3,6 |
3,8 |
39783 |
33808 |
82,8 |
2,03 |
0,50 |
Чили |
153 |
5,5 |
10,1 |
18158 |
18070 |
15,3 |
1,13 |
0,63 |
Япония |
3150 |
1,3 |
24,9 |
479249 |
379511 |
126,8 |
0,17 |
27,06 |
Всего по странам АТЭС |
24428 |
5,6 |
14,0 |
3110260 |
3326517 |
2585,3 |
1,33 |
261,0 |
Всего по миру |
43600 |
4,8 |
7,2 |
6364000 |
6669000 |
6157,4 |
1,25 |
407,1 |
Страны АТЭС в % от общемировых показателей |
56,02 |
… |
… |
48,87 |
49,88 |
41,99 |
… |
64,12 |
АТЭС составляет почти половину мировой экономики. К началу ХХI в. на страны форума приходилось 42% населения Земли и около 50% мирового товарооборота, а их совокупный валовой продукт превышал 24 трлн долл., то есть 56% общемирового. К тому же создание организации усилило экономические связи между странами.
За 1990—2000 гг. доля экспорта стран — членов АТЭС внутри этой организации возросла с 67,5 до 72,6% от общего объема экспорта этих стран, доля импорта — с 65,4 до 68,1%.
Развитие Азиатско-тихоокеанского экономического сообщества
Эмблема встреч министров и экономических лидеров АТЭС в Брунее в 2000 г.
Первая встреча министров иностранных дел, экономики и торговли стран АТЭС состоялась в ноябре 1989 г. в Канберре (Австралия). Были выработаны ключевые принципы организации, важнейшими из которых являются неполитический характер форума, его консультативный статус и равноправие всех участников; определены задачи: создание свободной и открытой торговой системы в регионе, содействие дальнейшему экономическому росту.
В 1993 г. в США, в городе Сиэтле (точнее, на острове Блэйк рядом с Сиэтлом) состоялась первая неформальная встреча глав государств и правительств стран АТЭС. На втором саммите, состоявшемся в городе Богоре (Индонезия) в ноябре 1994 г., была принята «Декларация об общей экономической решимости лидеров АТЭС», в которой официально зафиксировали главную долгосрочную цель организации, а также сроки ее осуществления: для развитых стран установление свободного и открытого торгово-инвестиционного режима должно быть достигнуто к 2010 г., для развивающихся — к 2020 г.
Цели Богорской декларации: снятие таможенных барьеров — действительно сложная задача, особенно учитывая, что участники организации — это не только постиндустриальные страны. Несколько лет назад ряд стран-участников во главе с США попытались свести весь смысл деятельности АТЭС к скорейшему созданию гигантской зоны свободной торговли. Хорошо, что попытка эта не имела успеха, иначе форум быстро распался бы, ведь ясно, что открытие неподготовленных рынков окажется губительным. Образование свободного рынка все-таки является задачей организации, однако важно, что на первый план выдвигается не конкуренция, а сотрудничество. Сотрудничество — ключевое слово во всех официальных документах организации.
Но пока это сотрудничество довольно пассивно (еще один характерный упрек критиков) и выражается в основном в проведении встреч на различных уровнях, в подготовке проектов и в организации семинаров. Однако задачи АТЭС таковы, что для их выполнения требуется огромная подготовительная работа.
На последовавших затем саммитах (в Осаке в 1995 г., в Маниле в 1996 г. и. т.д.) проводилась активная работа, направленная на то, чтобы обязательства лидеров АТЭС могли быть трансформированы в реальные результаты. Правительствами стран АТЭС в рамках Осакской Программы Действий осуществлялись реформы, которые были призваны ликвидировать препятствия в развитии международных деловых связей.
Осакская программа действий, принятая на третьей встрече руководителей стран АТЭС (Япония, 1995 г.), определила тактику организации. В ней были названы 15 областей, в которых странам — членам АТЭС необходимо произвести преобразования для достижения «богорских целей»: тарифы и нетарифные ограничения, услуги, инвестиции, стандарты и соответствия, таможенные процедуры, права интеллектуальной собственности, политика в области конкуренции, правительственные заказы, выполнение обязательств Всемирной торговой организации, посредничество в спорах, мобильность деловых людей, сбор и анализ информации. Министры подтвердили центральную роль Индивидуальных Планов Действий (ИПД) в достижении цели форума. Подготовка ИПД носит добровольный характер. Каждая страна самостоятельно определяет для себя темпы и порядок проводимой либерализации с учётом состояния национальной экономики и внешней торговли.
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.