Рефераты. Стратегия внешнеэкономических связей России в условиях глобализации

заимствований и сокращения государственного долга сохраниться и до 2025 года. Проблема заключается в том, что, при сохраняющихся темпах прироста корпоративных заимствований,  совокупный государственный и частный долг уже концу десятилетия может достичь 60% ВВП, т.е. порога за которым наступает риск дефолта, поэтому государству придется регулировать   заемную деятельность российских компаний.  

 Что касается государственного долга, то стратегия управления    должна исходить из его специфики  и особенностей  структуры. Государственный долг отличает высокая стоимость обслуживания, сложившаяся, в том числе, в силу проводимой в 90-х годах политики.  Из 88 млрд. долларов подлежащих погашению в период с 2003 по 2008 гг. 32,5 млрд. долларов (37%)  приходится на процентные платежи (табл.3) .

Распределение сроков платежей по обслуживанию и погашению государственного внешнего долга характеризуется крайней неравномерностью, основная нагрузка приходится на текущее десятилетие.

В сложившейся структуре внешнего долга (табл.2) преобладают нерыночные составляющие, которые трудно управляемы с точки зрения возможности проведения операций, направленных на уменьшение объема задолженности, а также снижения процентных, валютных и иных рисков. Основная часть задолженности, оформленная рыночными инструментами, представлена еврооблигациями РФ со сроками погашения в 2003-2030 гг., а также облигациями внутреннего валютного займа со сроком погашения в 2003-2011 гг. На эти инструменты приходится  лишь 37% долга.

Для российского долга характерен широкий диапазон применяемых процентных ставок. Максимальная процентная ставка составляет 12,75% годовых (по облигационному займу с окончательным сроком погашения в 2028 г.), минимальная – 3,0% годовых (долг по ОВГВЗ). 

Политика в области государственного внешнего долга  должна обеспечивать снижение абсолютных и относительных  его размеров, удешевление обслуживания и улучшение структуры.

У нас в стране накоплен опыт реструктуризации долга с последующей  капитализацией процентных платежей и увеличением основной части долга. Очевидно, что этот путь не выгоден. Другое дело - уменьшение процентных платежей путем рефинансирования, замещения коротких и дорогих  обязательств  более длинными и дешевыми в обслуживании. Удешевление внешних заимствований возможно лишь при условии достижения Россией более высокого кредитного рейтинга, поэтому – получение инвестиционного рейтинга и его последующее увеличение – одна из задач ближайших лет.

Другим направлением оптимизации государственного внешнего долга является замещение более дорогого в обслуживании внешнего долга более дешевым внутренним.   Сегодня ситуация на российском финансовом рынке позволяет разместить ГКО под 6% годовых, а «цена» внешнего долга составляет от 8 до 12%. Как показывает мировой опыт, разумные операции на рынке внутреннего долга (а не использование его для затыкания бюджетных дыр) могут оказать стимулирующее воздействие на экономику.

Накопленные Банком России валютные резервы РФ к январю 2004 года достигли рекордной величины в  76,9 млрд. долларов.  Около трети резервов размещено в виде банковских депозитов в банках категории ААА, другая часть в долговых облигациях экономически развитых стран. Доходность этих вложений составляет 3-6% годовых в пересчете на доллары США, в то время как российские долговые обязательства размещались в рамках доходности 7-14%. После того как валютные резервы достигли порога финансовой стабильности, актуальным становится более активное и эффективное их использование, в том числе и  на погашение внешнего долга.

Задача разработки государственной концепции управления внешним долгом была поставлена Президентом России еще в апреле 2001. Спустя два года Министерство финансов представило документ «Об основных направлениях политики Правительства Российской Федерации в сфере государственного долга на 2003-2005 годы и комплексе мер  по ее реализации», в котором так и не просматривается целостная система управления государственным долгом, а даются только ее отдельные фрагменты. До сих пор не создан орган, ответственный за разработку и проведение в жизнь  четкой стратегии урегулирования внешних долгов с учетом краткосрочной и долгосрочной перспективы.   В стране отсутствуют единая база данных по госдолгу, и  единая методология учета внешних долговых обязательств. Цифры, которые приводят Минфин, Банк России и Счетная палата отличаются между собой на миллиарды долларов.   Известны случаи, когда по одним и тем же обязательствам Россия платила дважды.

Все более очевидна необходимость сосредоточить в едином центре (это может быть, к примеру, подразделение на базе Минфина) работу по управлению внешним и внутренним долгом страны, а также активами государства. Эта же структура должна отслеживать внешние заимствования регионов и корпораций и оценивать их риски. Сосредоточение обслуживания долга в рамках единого органа позволит осуществлять его комплексный мониторинг, повысит эффективность управления долговыми обязательствами путем диверсификации финансово-кредитного портфеля: выдачи, продажи, покупки ценных бумаг, активных операций с ними на вторичном рынке, сделок «своп», реструктуризации, обмена долговых обязательств на участие в капитале акционерных обществ и т.д.

Реализация указанных мероприятий, одновременно с неукоснительным соблюдением графика платежей, позволит к 2011 году существенно сократить  размеры государственного внешнего долга, оптимизировать его структуру, снизить нагрузку на бюджет по обслуживанию долга. В дальнейшем будет происходить увеличение частной составляющей российского долга, а его государственную часть следует поддерживать в диапазоне 15-20% ВВП  при стоимости обслуживания 6-7%.                                                                               

  Для формирования валютных резервов необходимо определить: во-первых, объемы, достаточные для защиты экономики от негативных воздействий мирового рынка, во-вторых, способы эффективного размещения этих средств с учетом их ликвидности и прибыльности. Золотовалютные резервы играют двоякую роль в поддержании экономического роста и макроэкономического равновесия. С одной стороны их накопление обеспечивает экономическую безопасность и  позволяет поддерживать курс национальной валюты, а с другой – рост валютных резервов означает отвлечение части валовых национальных сбережений на финансирование «остального мира».

 Достигнутый к 1 января 2004 г. объем резервов  (76,9 млрд. долл.)  почти на 50% превышает уровень, обеспечивающий внешнюю платежеспособность страны (годовые выплаты по частному и государственному долгу плюс трехмесячный объем импорта) и является предметом дискуссий в современной экономической литературе. Речь идет о создании механизмов использования резервных активов для стимулирования инвестиций. Здесь можно выделить три направления.

Во-первых, досрочное погашение внешнего долга, либо покупка Банком России внешних долговых обязательств государства с последующей их реструктуризацией. Это уменьшит долговую нагрузку на бюджет и позволит стимулировать инвестиционную активность.

Во-вторых, стимулирование импорта инвестиционного оборудования посредством государственного кредитования и /или страхования таких поставок, а также формирование централизованного фонда, обеспечивающего хеджирования валютных рисков по кредитам под покупку оборудования. Как правило, предприятия обрабатывающих отраслей не располагают достаточным объемом собственных ресурсов для масштабных закупок качественного импортного оборудования.

В-третьих, использование резервных активов для кредитования вложений российских компаний в зарубежные производственные активы (формирование инфраструктуры сбыта российской продукции с высокой добавленной стоимостью за рубежом, расширение кооперационных связей с производственными структурами, господствующими на соответствующих внешних рынках, создание каналов проникновения на рынки с высокой конкуренцией и др.).

Реализация  этих проектов потребует формирования механизма взаимодействия государства и частных компаний, включающего отбор проектов, оценку эффективности вложений, контроль над использованием финансовых средств и др.                                                    

Укрепление национального производства, развитие инвестиционных процессов, создание соответствующей финансовой инфраструктуры должны привести к тому, что в 2020-2025 гг. будет происходить свободный переток капиталов, как между различными сферами российской экономики, так между ней и внешней средой.


Таблица.1 Структура внешнего долга резидентов РФ (по международной методологии)

Получатели кредитов

1 января 2003 г.

      млрд. долл.                

   1 января 2004 г.

         млрд. долл.         

 

Органы государственного управления


Банковская система (без участия  в капитале)


Нефинансовые предприятия (без участия в капитале)


Органы денежно-кредитного регулирования

 

       97,7

      

       14,2


     

       33,8



        7,5


 

   

          99,2


          24,8               

 


          50,3


       

            7,8

Всего:

     153,2

 

        182,1           

Источник: Банк России

Таблица.2  Стоимостная структура государственного

внешнего долга РФ (млрд. долл. США)

Категория  долга

 Погашение (% от долга)

2003 (%)     2004 (%)      2005 (%)

Международные организации

   18,6            15,49            13,06

Парижский клуб

    6,71              6,22              6,06

Еврооблигации

    4,59              2,85            10,14

ОВГВЗ

   24,23             0,00               0,00

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.