Рефераты. Средства мирного разрешения споров p> Для образования судебного присутствия достаточен кворум в девять судей.
Однако, как правило, суд заседает в полном составе. Вместе с тем предусмотрено, что для разбора определенных категорий дел,. например дел, касающихся транзита и связи, Суд может образовывать одну или несколько камер в составе трех и более судей. Суд также может по мере надобности создавать камеры и для разбора отдельных дел (ст. 26 Статута). В практике
Суда такая камера впервые была создана в 1982-1984 годах по спору между США и Канадой о разграничении морских пространств в заливе Мэн. Кроме того, в целях ускорений разрешения дел Суд ежегодно образует камеру в составе пяти судей, которая по просьбе сторон может рассматривать и разрешать дела в порядке упрощенного судопроизводства (ст. 29 Статута).

Судопроизводство в Суде ведется на французском или английском языке. По ходатайству любой стороны Суд может предоставить ей право пользоваться другим языком (ст. 39 Статута). Дела в Суде возбуждаются двумя способами: нотификацией специального соглашения, заключенного между сторонами в споре, либо подачей секретарю Суда одностороннего письменного заявления, В обоих случаях должны быть указаны предмет спора и стороны (ст. 40, п. 1,
Статута),

Порядок судопроизводства изложен в Регламенте Суда, принятом в 1946 году и пересмотренном в 1978 году.

Суд имеет право указать, какие, по его мнению, меры должны быть приняты для обеспечения прав каждой из сторон. Сообщение о таких предлагаемых мерах немедленно доводится до сведения сторон и Совета Безопасности ООН. Так, получив жалобу Никарагуа против США 9 апреля 1984 г., Суд 10 мая 1984 г. вынес решение о временных мерах, постановив, что США должны немедленно прекратить минирование никарагуанских портов и какие-либо посягательства на территориальную целостность или политическую независимость Никарагуа с помощью любых военных или полувоенных действий, применения силы или угрозы силой в нарушение принципов международного права.

Судопроизводство делится на две части: письменную и устную. Суд устанавливает сроки предоставления сторонами меморандумов, контрмеморандумов, ответов на них, а также подтверждающих их документов.
Устное судопроизводство состоит в заслушивании Судом свидетелей, экспертов, представителей, поверенных и адвокатов. Слушание дела производится публично, если Суд не решил иначе или если стороны не потребовали, чтобы публика не была допущена.

По окончании слушания дела Суд удаляется в совещательную комнату для обсуждения решения. Совещания Суда происходят в закрытом заседании и сохраняются в тайне. Все вопросы разрешаются большинством голосов присутствующих судей. В случае разделения голосов поровну голос
Председателя считается решающим. Решение должно быть аргументировано, и в нем должны быть указаны имена судей, участвующих в его принятии.

Каждый судья имеет право представить в письменном виде особое мнение
(мотивированное несогласие с решением), индивидуальное мнение (несогласие с мотивами) или декларацию (краткая констатация несогласия).

Решение оглашается в открытом заседании Суда и имеет обязательную силу лишь для участвующих в деле сторон и лишь по данному делу. Решение окончательное и не подлежит обжалованию. Просьба о пересмотре может быть заявлена на основании вновь открывшихся обстоятельств, которые по своему характеру могут оказать решающее влияние на исход дела и которые при вынесении решения не были известны ни Суду, ни стороне, просящей о пересмотре. Никакие просьбы о пересмотре не могут быть заявлены по истечении десяти лет после вынесения решения.

Как указано в ст. 38, Суд разрешает споры на основании международного права, применяя международные конвенции, определенно признанные спорящими государствами; международный обычай; общие принципы права, признанные цивилизованными нациями. Суд также может учесть судебные решения и доктрины в качестве вспомогательного средства для определения правовых норм. Но Суд может, если стороны с этим согласны, решать дела, исходя из справедливости.

В случае, если какая-либо сторона в деле не выполнит обязательства, возложенного на нее решением Суда, другая сторона вправе обратиться в Совет
Безопасности ООН, который может сделать рекомендации или решить, какие принять меры для приведения решения в исполнение (ст. 94, п. 2, Устава
ООН).

За период своей деятельности с 1946 года до января 2000 года
Международный Суд рассмотрел около 70 спорных дел, касающихся толкования и применения международных договоров, суверенитета над определенными территориями, делимитации морских пространств и континентального шельфа и др. Существенное значение для повышения авторитета Суда имело его решение от 27 июня 1986 г, по иску Никарагуа против США, в котором Суд признал незаконными военные и полувоенные действия США и обязал США возместить
Никарагуа причиненный ущерб.

Международный Суд правомочен также давать консультативные заключения по любому юридическому вопросу по запросам Генеральной Ассамблеи и Совета
Безопасности ООН. Другие органы ООН и специализированные учреждения могут запрашивать консультативные заключения по юридическим вопросам с разрешения
Генеральной Ассамблеи. Такое разрешение дано более 20 органам и организациям на постоянной основе, При этом их запросы не должны выходить за пределы их компетенции. Так, Международный Суд отказался дать консультативное заключение по запросу ВОЗ[6] в 1996 году относительно законности применения ядерного оружия государством в вооруженном конфликте, мотивируя свое решение тем, что этот вопрос не относится к компетенции ВОЗ.

Консультативное заключение означает выражение мнения международных судей по тому или иному юридическому вопросу и в принципе носит рекомендательный характер. Однако никакие положения Устава ООН и Статута
Суда не запрещают органам и организациям, обратившимся с запросом, признать для себя обязательным консультативное заключение Международного Суда. Так поступали, например, ФАО[7], ЮНЕСКО[8], Административный трибунал МОТ[9] и др.

Международный Суд с 1946 года по 2000 год вынес 23 консультативных заключения, большая часть которых — по запросам Генеральной Ассамблеи.
Некоторые из них давали авторитетное толкование положений Устава ООН и норм международного права.

Большой резонанс вызвало консультативное заключение Международного Суда от 8 июля 1996 г. по запросу Генеральной Ассамблеи ООН о законности угрозы ядерным оружием или его применения. В нем Международный Суд, в частности, постановил единогласно, что ни в международном обычном, ни в международном договорном праве нет какого-либо конкретного разрешения относительно угрозы или применения ядерного оружия. Суд также единогласно постановил, что угроза силой или применение силы с использованием ядерного оружия, которые противоречат положениям п. 4 ст. 2 Устава ООН и не отвечают всем требованиям ст. 51, противоправны. Суд единогласно пришел к заключению, что угроза ядерным оружием или его применения должна отвечать требованиям международного права, применимым к вооруженным конфликтам, особенно к требованиям международного гуманитарного права, а также договорным обязательствам, непосредственно касающимся ядерного оружия.

Международный трибунал по морскому праву, созданный в 1996 году в соответствии с Конвенцией ООН по морскому праву 1982 года является судебным органом, призванным разрешать споры в специальной сфере сотрудничества — в морском праве. Согласно ст. 2 Статута (Приложение VI к Конвенции ООН по морскому праву), Международный трибунал состоит из 21 судьи, избранных из числа лиц, пользующихся самой высокой репутацией беспристрастности и справедливости и являющихся признанными авторитетами в области морского права. Члены Трибунала избираются на девять лет и могут быть переизбраны
(при этом при первых выборах по жребию определяется, какие семь судей избраны на три года и еще семь судей — на шесть лет),

В составе Трибунала должно быть обеспечено представительство основных правовых систем мира и справедливое географическое распределение. В этих целях предусмотрено, что в его составе не может быть двух граждан одного и того же государства и должно быть не менее трех членов от каждой географической группы, установленной Генеральной Ассамблеей ООН (ст. 3
Статута).

Каждое государство — участник Конвенции 1982 года может выдвинуть не более двух кандидатов. Выборы проводятся на совещании государств-участников при кворуме в две трети. Избранными в Трибунал считаются кандидаты, получившие наибольшее число голосов, но не менее двух третей присутствующих и участвующих в голосовании государств. При первых выборах в состав
Трибунала был избран российский юрист А.Л. Колодкин.

В соответствии со Статутом Трибунал призван разрешать споры между государствами — участниками Конвенции 1982 года, касающиеся толкования или применения этой Конвенции. Кроме того, оп вправе рассматривать споры, возникающие по поводу толкования или применения любых других международных соглашений в области морского права, если такие соглашения предусматривают компетенцию Трибунала.

Существенной особенностью Трибунала является то, что он уполномочен рассматривать споры не только между государствами, но и между государствами и Органом по морскому дну (т.е. международной организацией), а также между физическими и юридическими лицами. Правда, это предусмотрено только для споров, связанных с режимом и использованием глубоководного морского дна.

Трибунал может работать в полном составе или при кворуме в 11 судей.
Трибунал может образовывать специальные камеры, состоящие из трех или более избираемых членов, для рассмотрения конкретных категорий споров. Созданы камеры по делам, связанным с рыболовством и защитой окружающей среды.
Ежегодно Трибунал образует камеру из пяти судей в целях ускоренного разрешения дел в порядке упрощенного судопроизводства. Кроме того, Трибунал может образовать камеру для разбирательства переданного ему конкретного спора по просьбе сторон. Состав такой камеры определяется Трибуналом с одобрения сторон.

В Статуте предусмотрено обязательное создание камеры по спорам, касающимся морского дна, в составе 11 судей. В рамках этой камеры могут создаваться камеры ad hoc в составе трех членов для рассмотрения какого- либо конкретного спора.

Как и в Международном Суде ООН, споры передаются на рассмотрение
Трибунала либо на основании специального соглашения между сторонами в споре, либо на основании письменного заявления одной из сторон при условии, что обе стороны связаны с признанием обязательной юрисдикции Трибунала.

При рассмотрении дел Трибунал применяет Конвенцию 1982 года и другие нормы международного права, не являющиеся несовместимыми с Конвенцией, а также может разрешать дело исходя из справедливости, если стороны с этим согласны (ст. 293 Конвенции).

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.