Рефераты. Роль внутренних факторов в формировании внешней политики Турецкой республики после Второй мировой во...

Из этой программы следовало, что Турция, принимая участие в НАТО, должна проводить более независимую политику, что должно выразиться в расширении отношений со многими странами, в создании специальных вооруженных сил, независимых от НАТО, новой военной промышленности.

Во второй половине 70-х годов Б. Эджевит декларировал принципы "новой концепции национальной безопасности", в которой на первый план были вынесены "интересы страны". В этой концепции были объединены упоминавшиеся ранее, выдвигавшиеся в Турции с 60-х годов принципы проведения многосторонней политики, в основе которой были традиционное участие в НАТО и союз с США, укрепление вооруженных сил страны. О необходимости осуществления новой политики национальной обороны в Турции писали часто после введения эмбарго США на поставки вооружения. При этом указывали, что не следует ограничиваться сотрудничеством только с НАТО и США. Осуществление этой концепции связывалось также с выполнением следующих мероприятий, которые способствовали бы усилению независимой политики при сохранении участия в НАТО как гарантии безопасности страны: наряду с формированием отдельных вооруженных сил, независимых от командования НАТО, обеспечение поставок вооружения без каких-либо условий относительно его использования (вне контроля США, например); с этим были связаны требования усиления технической оснащенности армии, создания собственной военной промышленности для производства новой военной техники (главным образом при помощи стран НАТО). Важными были требования сбалансирования этих мероприятий таким образом, чтобы они не противоречили, а способствовали бы развитию экономики страны, а также развитию отношений со всеми странами "на более здоровой основе". В заявлениях Б. Эджевита в отличие от С. Демиреля делался больший упор на расширение курса на многостороннюю внешнюю политику, который уже развивался с середины 60-х годов. Но основы внешней политики (военно-политическое сотрудничество и экономическая ориентация на Запад) при этом не затрагивались. Перед парламентскими выборами 1977 г. Б. Эджевит утверждал, что Турция не может идти на риск со слишком радикальными изменениями во внешней политике. Он говорил, что Турция "не намеревается выйти из НАТО", и считал необходимым сохранять ассоциацию с ЕЭС. Естественно, западная печать отмечала, что в предвыборной борьбе внешняя политика "не является важной проблемой"[44].

Вообще среди политических партий только КПТ, находящаяся на нелегальном положении, РПТ и некоторые другие левые партии занимали позиции, противоположные позициям НРП, ПС и других буржуазных партий. Однако они не оказывали сколько-нибудь определяющего влияния на политику страны.

Для воззрений НРП, являвшейся членом Социнтерна, характерны были присущие европейским социал-демократическим партиям концепции по кардинальным проблемам международных отношений. Б. Эджевит, будучи генеральным председателем НРП, проявил себя как социал-демократ правого крыла, как сторонник развития Турции по "западному образцу". Это относилось и к внешней политике. Для НРП и ее лидера характерно было то, что они настойчиво высказывались за учет во внешней политике Турции "исторических и географических реальностей", геополитического положения страны. Однако большинство отдельных элементов упомянутой стратегии национальной безопасности были такими, какими они определялись турецкими правительствами еще с 60-х годов, в том числе правительствами С. Демиреля. Ими также провозглашалась необходимость учитывать "исторические и географические реальности" при определении внешнеполитического курса. Но понимание этих реальностей соответствовало интересам западных союзников Турции по военно-политическому сотрудничеству. Это означало, что и НРП и ПС относили к наиболее важным факторам внешней политики соседство с СССР, что определяет место Турции в военно-политической стратегии Запада.

Одним из важных элементов новой стратегии было развитие отношений со всеми странами ("открытие Турции миру"), особенно с соседними, с целью создания "мирного пояса" вокруг нее, с государствами Средиземноморья, Ближнего и Среднего Востока, Балкан и др. В числе основных причин такого курса была необходимость развития экспорта, экономического сотрудничества с другими государствами и улучшения позиций Турции среди азиатских стран.

В рамках концепции национальной безопасности Б. Эджевит выступал с заявлениями против взятой на себя Турцией после войны роли представителя Запада в регионе, против того, что она была "острием копья" или "острой гранью" НАТО. И в то же время он видел "обеспечение ее безопасности" в развитии сотрудничества с Западом, в участии в НАТО, в военно-политическом союзе с США в не меньшей степени, чем другие влиятельные турецкие политические и государственные деятели, занимавшие более правые позиции, в том числе С. Демирель. И закономерно, что Б. Эджевит заявлял, что он противник "слишком радикальных" изменений в международных отношениях, "нарушения баланса сил" в мире, в частности, противник изменения позиции Турции в вопросе об участии в НАТО, в связях с ЕЭС. Он рассматривал НАТО как "жизненно важный элемент разрядки", как "оплот демократии" в мире. Будучи сторонником военно-политического сотрудничества с США, Б. Эджевит выступал против "разжигания антиамериканских настроений" в Турции, за урегулирование разногласий между двумя странами на "хорошей основе"[45]. Эти взгляды осуществлялись в годы его нахождения у власти. Народно-республиканская партия и ее лидер сохраняли курс на "европеизацию" Турции, выступали за ее полноправное членство в Европейском экономическом сообществе. Необходимость этого традиционно обосновывалась ими как с экономической, так и с политической точки зрения. И во время нахождения Б. Эджевита у власти и пребывания его в оппозиции перед страной ставилась цель "занять место в движении интеграции Западной Европы", причем Турция по-прежнему поддерживала тезис о необходимости превращения ЕЭС в политическую и военную организацию. Правительство Б. Эджевита стремилось к сотрудничеству Турции со странами еврогруппы НАТО в области производства вооружения (в некоторых предприятиях она уже участвовала), к получению от них широкой помощи для создания и развития отраслей современной военной промышленности в Турции.

Б. Эджевит высказывался за развитие отношений с Советским Союзом и другими странами социалистического содружества, что являлось важным элементом идеи создания "пояса мира" вокруг страны. Однако возглавляемое им правительство (как и предыдущие) осторожно относилось к развитию отношений с этими странами в политической области, отдавало предпочтение экономическому сотрудничеству. Как и многие другие политические деятели, Б. Эджевит отмечал, что экономическое сотрудничество может привести к улучшению политических отношений. Он считал, как признавалось и ранее, что в экономическом сотрудничестве с СССР Турция отстает от ее союзников. И как бы объясняя свою политику, хотя она и представляла собой развитие начатого ранее процесса, Б. Эджевит заявлял, что мир переживает период разрядки, что большинство союзников Турции раньше нее перестроили свои отношения с СССР, и указывал в качестве примера на "восточную политику" ФРГ[46].

В политике Б. Эджевита отражались сильные националистические тенденции, особенно развившиеся в Турции с начала 60-х годов. Однако его правительство не только сохраняло прежний курс, но и направляло свои усилия в первую очередь на дальнейшее развитие сотрудничества с США, с другими странами НАТО, особенно с ФРГ, видя в этом обеспечение "национальных интересов". Остальные проблемы, даже такие, как "национальная" кипрская и урегулирование разногласий с Грецией, были на втором плане, несмотря на заявления об их первостепенной и чрезвычайной важности.

Во внешней политике правительства С. Демиреля (ноябрь 1979 - сентябрь 1980 г.) не было каких-либо новых тенденций по сравнению с политикой предыдущего правительства или прежних его правительств. Еще более убежденный сторонник НАТО и союза с США С. Демирель говорил о необходимости усиления такого курса, о возрастании значения НАТО в связи с событиями в Иране и Афганистане. Его правительство усиливало военно-политическое сотрудничество с Западом, стремление вступить в "Общий рынок"[47].

Главные причины этого давно надвигавшегося вмешательства военных заключалась в сложном комплексе крайне обострившихся внутриполитических и экономических проблем, которые не решались политическими партиями. Как подчеркивали турецкая и зарубежная печать, политические и государственные деятели, официальная статистика, Турция в 1978-1980 гг. переживала серьезнейший экономический кризис, значительно упали темпы роста в промышленности и в сельском хозяйстве. Инфляция в эти годы составляла 80-90%. Розничные цены выросли за это время на 60-80%. Число безработных достигло 3 млн. человек[48].


Выводы:

Начиная с 1965 г. Турецкая республика начала проводить многовекторную политику, при незыблемом сотрудничестве с Соединнеными Штатами и НАТО. Для этого этапа характены отход от непримиримого одностороннего курса, нормализация и определенное развитие отношений со многими странми в том числе с СССР, с рядом арабских стран и другими государствами. Такая многосторонняя политика была обусловлена рядом факторов: смягчением напряженности в международной обстановке; экономическими трудностями; стремлением выйти из определенной международной изоляции на международной арене; недовольство позицией США и других союзников по кипрской проблеме, по проблемам экономики и пр. В политике разрядки она следовала за своими союзниками по НАТО и СЕНТО, при этом отставая от них. Кроме этого Турция на данном этапе стремиться приобщить мусульманские страны к стратегическим интересам США в регионе. Влияние же внутреннего фактора остается довольно слабым, главенствующие партии Партия справедливости и Народно-республиканская партия, которая становится социал-демократической в отличии от внутренней политики, во внешней – проводят одинаковый политический курс, сменяя друг друга от выборов к выборам. Другие же партии, Партия националистического движения (ПНД) и Партия национального спасения (ПНС) входили часто в коалиционные правительства, но не имели достаточного влияния на внешнюю политику страны.

Заключение:

После второй мировой войны в Турции сформировалась многопартийная система, таким образом в период 1945-1960 гг. страна управлялась сперва народно-республиканской партией, а с 1950 г. демократической партией.

Турция хотела безусловно стать лидером в регионе, это были отголоски имперского мышления времен Османской империи. Несмотря на некоторые различия во внутренней политике, какая бы партия не находилась у власти незыблемо было отношение к западному курсу. Основные соперники в борьбе за власть всегда старались доказать свою приверженность американо-турецкому союзу. Так, до переворота 1960 г. лидеры правящей ДП и оппозиционной НРП тратили немало усилий, чтобы обратить внимание на свою роль в установлении и развитии союза Турции с Соединенными Штатами. В межпартийной борьбе с целью скомпрометировать противника, они использовали обвинения в недостаточно преданной политике укрепления сотрудничества с Соединенными Штатами, представляя эту политика как гарантию независимости и территориальной целостности своей страны. Такой внешнеполитический курс объяснялся необходимостью защищаться от коммунистической угрозы. Антиамериканские настроение считались происками «левых» и подавлялись. Кроме этого, турецкий обыватель верил в коммунистическую угрозу и надеялся на помощь США. После военного переворота 27 мая 1960 г.  В целом внешняя политика Турции не изменилась, т.к. ни офицеры, ни позже пришедшая к власти НРП по ряду причин не хотели изменять внешнеполитический курс. Для этого не было объективных причин, т.к. в условиях продолжавшейся холодной войны, Турция оставалась в области безопасности связана с Северо-атлантическим альянсом, а экономического ресурса хватало для того, чтобы проводить прозападный курс.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.