Рефераты. Развитие внешнеэкономических связей г. Гродно (Беларусь)

Развитие внешнеэкономических связей г. Гродно (Беларусь)

министерство образования Республики Беларусь

УчРЕЖДЕНИЕ ОБРАЗОВАНИя "ГРОДНЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

ИМЕНИ ЯНКУ КУПАЛЫ

ФАКУЛЬТЕТ ЭКОНОМИКИ И УПРАВЛЕНИя

КАФЕДРА МЕЖДУНАРОДНЫХ ЭКОНОМИчЕСКИХ ОТНОШЕНИЙ

КУРСОВАя РАБОТА:

«РАЗВИТИЕ ВНЕШНЕЭКОНОМИчЕСКИХ СВяЗЕЙ Г. ГРОДНО»

ПРОВЕРИЛ: ДАНИЛЮК Е.С.

ВЫПОЛНИЛ: СТУДЕНТ IV
КУРСА

КЕПУРКО А.Л.

Гродно 2003 г.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3

Глава 1 ВЭД - как неотъемлемая часть в развитии 4 внешнеэкономических связей

1.1 ВЭД г. Гродно за первые 2-ва месяца

4

1.2 Прогноз показателей по внешней торговле на 2003год

9


Глава 2 Сотрудничество с Российской Федерацией 10

2.1 Торгово-экономические отношения субъектов

10

хозяйствования г. Гродно и Российской Федерацией

Глава 3 Развитие торгово-экономических связей с

Республикой Польша

15

3.1 Торгово-экономическое сотрудничество с субъектами хозяйствования

16

3.2 Предложения по сотрудничеству с Республикой Польша 22
Глава 4 Торгово-экономические отношения г. Гродно и Украины

25
Глава 5 Развитие торгово-экономических связей с

ЛИТВОЙ

28
ЗАКЛЮЧЕНИЕ

33
Список использованных источников 34
Приложение 1
Приложение 2
Приложение 3

ВВЕДЕНИЕ

Благодаря своему географическому положению, наша республика заслуживает пристального внимания в сфере развития внешнеэкономических связей, особенно со своими соседями.

Цель работы заключается в изучении развития внешнеэкономических связей г. Гродно.

Для достижения данной цели необходимо решить следующие задачи: изучить направления, приоритеты по которым развиваются внешнеэкономические связи города, изучить основных торговых партнеров, возможные проблемы при взаимодействии с ними, дать по возможности оценку сегодняшней ситуации в отношениях с социально – экономическими партнерами и сделать прогноз о развитии этих отношений.

На сегодняшний момент, городу принадлежит 60,4 % объема внешней торговли Гродненской области, в том числе 59,8 % - объема экспорта и 61,4
% объема импорта.

434 субъекта хозяйствования осуществляют торговую деятельность с 40 странами мира. Продукция города экспортируется на рынки 28 стран, и 31 страна стала его импортером. Основные экспортные потоки ориентированы на страны дальнего зарубежья – 52,5% в общем объеме экспорта. В страны ближнего зарубежья поставлено 47,5% экспортной продукции, в том числе доля экспортных операций с Российской Федерацией составила 93,2%. Россия – основной торговый партнер города.

Глава 1 ВЭД - как неотъемлемая часть в развитии внешнеэкономических связей

1.1 ВЭД г. Гродно за первые 2-ва месяца 2003 г.

В январе-феврале 2003 года продолжалась работа по выполнению прогнозных показателей по внешней торговле и мероприятий программы развития экспорта.

Объем внешнеторгового оборота составил 91,6 млн. дол. США и возрос по сравнению с соответствующим периодом прошлого года на 16,5 млн. дол. США или 23,7%. Объем экспорта - 57 млн. дол. США, возрос на 13,6 млн. дол. США.
Темп роста экспорта составил 131,4% при прогнозе 99,1%. Объем импорта –
34,6 млн. дол. США, возрос на 4 млн. дол. США, Темп роста составил 112,8% при прогнозе 107,8%. Сальдо внешней торговли сложилось положительное в размере 22,4 млн. дол. США.

Рост товарооборота наблюдался по всем направлениям внешнеторговой деятельности: со странами СНГ- на 42,8%, со странами дальнего зарубежья – на 6,9%. Основными торговыми партнерами города были: Россия – 43% от общего объема товарооборота, Украина – 10,3%, Германия – 6,3%.

В структуре товарооборота объем экспорта составил 62,2% и увеличился на 3,5% к соответствующему периоду прошлого года. На экспорт отгружено
54,6% от общего объема реализованной продукции. Сохранена положительная динамика экспорта, как в страны СНГ (темп роста – 136,2%), так и в дальнее зарубежье (127,7%). Экспорт в Россию увеличился на 21,3%, в Украину – в 2,8 раза.

Достижение таких показателей обеспечено успешной работой на внешних рынках, в январе-феврале, промышленных предприятий, таких как: ОАО «Гродно
Азот» ( темп роста –117,6%), ОАО «Гродно Химволокно» (211,0%), РУПП
«Гродненский завод автомобильных агрегатов» (147,2%), ОАО «Белкард»
(121,1%), РУП «Гродненское кожевенное объединение» (203,7%), ОАО
«Гродненский мясокомбинат» (278,9%) и других.

Вместе с тем, не выполнили прогнозные показатели по темпам роста объемов экспорта следующие промышленные предприятия города: ОАО «Швейно- торговая фирма «Элод» (93,8%) в связи с потерей крупнейшего иностранного заказчика и поставщика давальческого сырья, РУП «Гродненский завод торгового машиностроения» (95,8%), ОАО «Гродненская обувная фабрика «Неман»
(71,4%), РУП «Гродненский завод токарных патронов «БелТАПАЗ» (55,1%), СООО
«Дифа» (42,9%), ОАО «Гродненская мебельная фабрика» (24,8%) в связи с низкой конкурентоспособностью выпускаемой продукции на российском рынке.

На общее невыполнение прогнозного показателя по импорту оказала влияние деятельность отдельных предприятий по закупке сырья и материалов, необходимых для осуществления производственного процесса.

Вместе с тем, весьма существенной является роль ведущего импортера –
ОАО «Гродно Азот», которое занимает 38,4% в общем объеме импорта. Темп роста - 152,4% - сложился в связи с ростом цен на российский природный газ
(до 53,5 дол. США за 1 м3), отпускаемый предприятию, а также увеличением в
2 раза цены на бензол (до 500-520 дол. США за 1 тонну).

РУП «Гродненское кожевенное объединение» - темп роста импорта - 154,7% сложился по причине увеличения закупки кожевенного сырья.

РУП «Гронитекс» - темп роста - 228,4% - в связи с осуществлением в текущем году прямых закупок хлопкового волокна, минуя концерн «Беллегпром», что было ранее.

В условиях низкой инвестиционной и инновационной деятельности, недостатка собственных оборотных средств для модернизации и реконструкции производства наиболее остро стоит задача по повышению эффективности экспортно-импортных операций. В связи с этим промышленные предприятия города все более активно применяют современные информационные технологии.
WEB-сайты в сети Интернет имеют большинство предприятий, что позволяет рекламировать предприятие и производимую продукцию, осуществлять эффективный маркетинг, формировать ценовую политику. При этом создаются условия для налаживания прямых связей между товаропроизводителем и потребителем.

Важным условием сохранения существующих рынков сбыта и их расширения является организация собственной товаропроводящей сети за пределами республики. В 2003 году ОАО «Белкард» зарегистрировало Торговый дом
«Белкард» в г. Набережные Челны по реализации карданных валов к автомобилям
КАМАЗ. Также на территории России функционируют зарегистрированные ранее торговые дома ОАО «Дифа» и РУП « Гродненский завод автомобильных агрегатов». Расширяется дилерская сеть. В текущем году ОАО «Гродненский стеклозавод» создал дилерскую сеть по продаже стекла и стеклоблоков на территории России.

Необходимым условием присутствия на внешних рынках является качество продукции, соответствующее мировым стандартам. Отдельные предприятия города настойчиво работают в этом направлении. ГПО «Азот» сертифицировало систему управления качеством производства основной продукции на соответствие требованиям международного стандарта ИСО 9002-96.

На ГПО «Химволокно» создана и внедрена системы качества в соответствии с требованиями СТБ ИСО 9001-96. Разработана политика объединения в области качества, осуществляется обучение специалистов.
Проведен оценочный аудит Морским регистром в соответствии с МС ИСО серии
9001 по созданию системы качества на объединении.

На ОАО «Белкард» разработана программа по созданию на предприятии системы качества по СТБ ИСО 9001-96, которая включает в себя разработку стандартов предприятия по 17 элементам.

При условии достаточного финансирования реализация вышеназванных мероприятий и программ позволит промышленным предприятиям создавать конкурентоспособную продукцию, наращивать экспортный потенциал, осваивать новые рынки.

Принимаемые субъектами хозяйствования меры позволят сохранить в текущем году положительные тенденции во внешней торговле.

Ниже приведена таблица, отражающая объемы внешней торговли промышленных предприятий г. Гродно по странам за период январь-декабрь 2002 года.

Таблица 1

|Внешняя торговля промышленных предприятий города |
|Гродно в разрезе стран за январь- декабрь 2002года. |
|№ |Наименование |ВТО |Экспорт |Импорт |
|п/п|страны | | | |
| | |тыс.дол. |Удельный|тыс.до|Удельны|тыс.до|Удельны|
| | | |вес,% |л. |й вес,%|л. |й вес,%|
|1. |Австрия |1223,1 |0,3 |1000,0|0,4 |223,1 |0,2 |
|2. |Англия |45,9 |- |- |- |45,9 |- |
| 3.|Аргентина |54,8 |- |- |- |54,8 |- |
| 4.|Армения |89,6 |- |- |- |89,6 |- |
|5. |Азербайджан |588,3 |0,2 |- |- |588,3 |0,5 |
|6. |Болгария |200,2 | |119,5 |- |80,7 |- |
| | | |0,1 | | | | |
|7. |Бельгия |1472,9 |0,4 |1250,8|0,5 |222,1 |0,2 |
|8. |Бразилия |6940,9 |1,9 |6940,9|2,7 |- |- |
|9. |Вьетнам |109,5 |- |109,5 |- |- |- |
|10.|Венгрия |3,4 |- |3,4 |- |0,1 |- |
|11.|Великобритания |134,3 |- |90,0 |- |44,3 |- |
|12.|Германия |20954,7 |5,6 |15122,|5,9 |5832,7|5,0 |
| | | | |0 | | | |
|13.|Греция |806,0 |0,2 |- |- |806,0 |0,7 |
|14.|Дания |1491,2 |0,4 |1003,7|0,4 |487,5 |0,4 |
|15.|Стр.ЕС и |39016,3 |10,5 |37233,|14,5 |1782,5|1,5 |
| |Лат.Амер. | | |8 | | | |
|16.|Индонезия |291,2 |0,1 |- |- |291,2 |- |
|17.|Испания |546,8 |0,1 |45,0 |0,2 |501,8 |- |
|18.|Италия |9019,7 |2,4 |4392,4|1,7 |4627,3|4,0 |
|19.|Ингушетия |1,5 |- |1,5 |- |- |- |
|20.|Ирландия | | |- |- |20,3 |- |
| | |20,3 |- | | | | |
|21.|Индия |166,1 |- |- |- |166,1 |- |
|22.|Израиль |13,0 |- |- |- |13,0 |- |
|23.|Казахстан |197,1 |- |115,4 |- |81,7 |- |
|24.|Канада |1,6 |- |- |- |1,6 |- |
|25.|Кыргыстан |1294,5 |0,3 |20,7 |- |1273,8|1,1 |
|26.|Китай |4389,1 |1,2 |4188,5|1,6 |200,6 |- |
|27.|Корея |138,0 |- |137,6 |- |0,4 |- |
|28.|Ливан |233,9 |- |- |- |233,9 |- |
|29.|Литва |8722,7 |2,3 |7828,9|3,1 |893,8 |0,8 |
|30.|Латвия |487,8 |0,1 |465,2 |- |22,6 |- |
|31.|Молдова |686,7 |0,2 |78,6 |- |608,1 |0,5 |
|32.|Малайзия |47,0 |- |47,0 |- |- |- |
|33.|Мексика |2208,8 |0,6 |2208,8|0,9 |- |- |
|34.|Норвегия |1232,7 |0,3 |- |- |1232,7|1,1 |
|35.|Нидерланды |5502,6 |1,5 |3478,3|1,4 |2024,3|1,7 |
|36.|Польша |8978,9 |1,6 |1174,9|0,5 |84804,|4,1 |
| | | | | | |0 | |
|37.|Россия |140634,2 |37,8 |82537,|32,2 |58097,|50,1 |
| | | | |0 | |2 | |
|38.|Румыния |91,6 |- |91,6 |- |- |- |
|39.|США |3149,0 |0,8 |722,1 |0,3 |2426,9|2,1 |
|40.|Словакия |94,1 |- |- |- |94,1 |- |
|41.|Словения |49,8 |- |- |- |49,8 |- |
|42.|Тайвань |28,9 |- |28,9 |- |- |- |
|43.|Турция |233,4 |- |219,8 |0,1 |13,6 |- |
|44.|Туркменистан |721,7 |0,2 |721,7 |0,3 |- |- |
|45.|Узбекистан |502,2 |0,1 |8,6 |- |493,6 |0,4 |
|46.|Украина |41793,4 |11,2 |16716,|6,5 |25077,|21,6 |
| | | | |0 | |4 | |
|47.|Франция |1398,0 |0,4 |1000,0|0,4 |398,0 |0,3 |
|48.|Чехия |5054,3 |1,4 |4454,7|1,7 |599,6 |0,5 |
|49.|Швейцария |410,8 |0,1 |- |- |410,8 |0,4 |
|50.|Швеция |85,3 |- |- |- |85,3 |- |
|51.|Эстония |245,4 |- |30,3 |- |215,1 |0,2 |
|52.|Южная Корея |4639,5 |1,2 |4639,5|1,8 |- |- |
|53.|Япония |779,5 |0,2 |- |- |779,5 |0,7 |
|54.|Юго-Восточная |55043,1 |14,8 |55043,|21,5 |- |- |
| |Азия | | |1 | | | |
|55.|Страны |2922,0 |0,8 |2922,0|1,1 |- |- |
| |неизв.происх. | | | | | | |

Страницы: 1, 2, 3, 4



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.