в том числе:
из дальнего зарубежья - 214,6 - 324,8 - 66,1
из ближнего зарубежья - 130,9 - 111,5 - 117,4
По данным Государственного таможенного комитета и Госкомстата России
Во втором полугодии 1998 года вслед за другими странами и Россия вступила в полосу валютно-финансового кризиса. Экономическая ситуация в стране, сильно зависящей от внешнего рынка (огромный внешний и внутренний долг государства, незаконченность реформ, отсутствие действенной системы экономического регулирования, неразвитость налоговой и банковской систем, искусственно поддерживаемый правительством нереальный курс доллара, как следствие, низкий уровень развития отечественной промышленности и высокая степень зависимости от импорта) начала постепенно ухудшаться уже в начале этого года, в первую очередь из-за резкого сокращения валютных поступлений от экспорта в силу неблагоприятной мировой конъюнктуры и их проедания, в том числе за счет продолжающегося роста импорта, объемы которого уже не соответствовали реальным финансовым возможностям страны.
В импорте в Россию преобладают продовольственные товары и сырьё для из производства, предметы ширпотреба и машинотехнические изделия.
Основная часть поставщиков оборудования по переработке и производству пищевых продуктов приходится на ведущие европейские страны, причем Германия традиционно поставляет мясоперерабатывающее и хлебопекарное оборудование, а Италия оборудование для производства макаронных изделий. Из наших ближайших соседей, стран СНГ, россияне проявляют интерес только к украинской продукции, что объясняется налаженными связями с крупными заводами Украины и ориентацией многих предприятий этой страны на производство оборудования по переработке продуктов аграрной и пищевой индустрии. Из Украины ведутся поставки большего спектра продукции, в числе которого: оборудование хлебопекарное, тестосмесилки, дозаторы для сиропа, центрифуги, сепараторы молочные, измельчители кормов, оборудование для птицеводства и даже пельменные аппараты.
В сентябре объем импорта в Россию (без данных по Белоруссии) уменьшился на 45,4 процента, в т.ч. из стран дальнего зарубежья - на 45,7, из СНГ - на 44,1. В торговле с дальним зарубежьем снижение произошло за счет сокращения закупок продовольствия (в 2,6 раза по сравнению с августом), товаров химпрома (вдвое), машиностроения (на 36 процентов), одежды и обуви (в 2,5 раза). Финансовый кризис наиболее остро повлиял на ввоз лекарственных средств, который сократился в 3,5 раза. В целях стимулирования импорта ГТК, сказал его руководитель, внес в правительство пакет предложений, некоторые из них уже готовы к реализации. В частности, правительственная комиссия по защитным мерам во внешней торговле и таможенно-тарифной политике начала подготовку документов об отмене 3-процентной дополнительной пошлины на импорт социально значимых продовольственных и лекарственных товаров. На заседании Кабмина планируется решить вопрос о сокращении или полной отмене импортных пошлин на 5-7 основных видов продуктов. В их число могут попасть мясо птицы, говядина, свинина, растительное и животное масла, яйцо, маргарин, сахар, зерно, мука, макароны и крупы.
Выступая перед членами Совета Федерации на пленарном заседании 14 октября 1998 г., председатель правительства РФ Евгений Примаков отметил, что в последнее время "импорт в Россию сократился в целом в четыре раза, а импорт продовольствия еще больше". По словам Примакова, кабинет министров вынужден был выделить 600 млн долл. на создание продовольственных резервов страны, однако эти запасы составляют в настоящее время только треть от необходимых.
Падение импорта произошло не столько из-за исчезновения доверия к государству, сколько из-за прекращения финансово-кредитными организациями осуществления платежей. Экспортеры стали останавливать товары в ближайших странах, страховщики отказываются страховать товары направляющиеся в Россию, а контрагенты требуют 100% предоплаты.
2.3. Система государственного регулирования внешнеторговой деятельности.
Во всех странах регулирование внешней торговли - основной формы экономического сотрудничества между странами - осуществляется в той или иной мере государством в зависимости от ставящихся экономических, социальных и политических задач в стране и обстановки в мире.
Сфера внешней торговли дает огромные возможности для становления и развития экономики, формирования бюджета страны, поддержания благосостояния народа. Известны две модели внешней торговли, из которых каждая в своей стране показала себя успешной. Это модель с очень совершенной инфраструктурой внешней торговли, действующая в США, и примерно похожие на нее в других странах с развитой рыночной экономикой, и вторая модель внешней торговли, просуществовавшая около 70 лет в СССР на основе принятого 22 апреля 1918 г. закона о государственной монополии внешней торговли.
В США в каждой отрасли экономики, при промышленных корпорациях или отдельно от них имеются специализированные по товарам торговые фирмы, выступающие юридическими лицами при заключении контрактов по экспорту и импорту товаров. Они прекрасно оснащены вычислительной и канцелярской техникой, укомплектованы людьми, имеющими специальное образование и опыт в работе. Такая торговая фирма, как правило, имеет в своей структуре, кроме опытных товароведов, службу, изучающую конъюнктуру мировых рынков соответствующих товаров в целях определения цен на них по подписываемым контрактам, а также юридическое и транспортное подразделения.
В зерновой отрасли США, например, существуют крупные, мирового значения торговые компании, имеющие свои филиалы в других странах - "Континентал", "Каргил", "Дрейфус" (созданные еще в XIX веке) и другие, профессионально ведущие внешнюю торговлю зерном. Совместно с Минсельхозом США (государством) и фермерами они обеспечивают эффективное функционирование инфраструктуры в стране, связанной с экспортом и импортом зерна. В годы, когда цены на зерно на мировом рынке складываются ниже себестоимости у фермеров, Минсельхоз доплачивает фермерам за зерно, поставленное ими на экспорт.
В стране имеются специализированные институты, на договорных основаниях выполняющие работы для заказчиков по разным вопросам экспорта и импорта товаров. Со стороны государства в регулировании внешней торговли в той или иной степени участвуют Министерство торговли, Министерство сельского хозяйства, Министерство финансов, Администрация по судоходству, Министерство энергетики и Госдепартамент.
США - знаток и мастер экономического регулирования - находятся сейчас в благоприятной фазе роста экономического цикла. Они в экономическом соревновании стран с развитой рыночной экономикой заняли первое место, и роль в этом внешней торговли первозначна (Япония заняла второе место, а Россия - близкое ко второй сотне).
Отрицательные последствия глубокого валютно-финансового кризиса, разразившегося осенью прошлого года в странах Юго-Восточной Азии, а затем распространившегося на другие страны, задели США немного. В России негативные последствия этого кризиса оцениваются пока в полгода задержки экономических реформ.
В других странах с развитой рыночной экономикой регулирование и направление внешнеэкономической деятельности в интересах государства ведется особенно отчетливо в Японии, Италии, Швеции, Норвегии, Индии, Бразилии и некоторых других странах, но оно в той или иной мере имеет место во всех странах.
В Норвегии, социальная система которой основывается на принципах общества социального благоденствия, внешняя торговля является важным источником повышения материального благополучия народа. Например, ресурсы нефти, газа и других минеральных ископаемых считаются достоянием всего народа, и определенный процент выручки от их экспорта систематически отчисляется на счета каждой семьи, которая в этом нуждается.
Социальная система с развитой рыночной экономикой, существующая в Швеции и Норвегии, не допускает огромного разрыва между богатством и благополучием основного в стране, многочисленного среднего класса, в отличие от социальной политики, присущей странам с развитой рыночной экономикой, основывающейся на монетаризме.
В СССР осуществление внешней торговли и других видов экономической деятельности по действовавшему в стране закону о монополии внешней торговли было исключительным правом государства и его органов, а также специализированных внешнеторговых объединений. На каждый наступающий год Правительство утверждало план по экспорту и импорту товаров, валютный план, на основе которых производилась продажа и закупка товаров за границей.
В Советском Союзе было свыше 50 внешнеторговых объединений, специализированных по товарам, они вели переговоры и выступали юридическими лицами при подписании контрактов по экспорту и импорту товаров. В системе Минвнешторга работали люди с высшим техническим и коммерческим образованием, владеющие иностранными языками, имеющие профессиональный опыт. Инфраструктура внешнеторговых объединений практически была такой же совершенной, как и у американских солидных торговых фирм.
С участием Конъюнктурного института (НИКИ) и внешнеторговых объединений в Минвнешторге вырабатывалась тактика по экспорту и импорту основных товаров с учетом конъюнктуры, складывающейся на мировых товарных рынках. Выбор торговой фирмы для совершения с ней торговой операции, проверка ее солидности имели первостепенное значение.
В объединениях по каждому заключенному контракту по импорту и экспорту определялась коммерческая эффективность, и была установлена отчетность по этому показателю. Деятельность внешнеторговых объединений систематически проверялась Комитетом народного контроля, за преступления лица, допустившие их, наказывались соответственно содеянному.
Определение экспорта и импорта в объемах страны и созданная инфраструктура внешней торговли позволяли регулировать ее по времени и разрабатывать тактику закупки и продажи товаров, используя при этом конъюнктуру мировых рынков с наиболее возможной выгодой.
Основной объем внешней торговли приходился на страны СЭВ и Китай, но и по странам с рыночной экономикой он ежегодно возрастал, за исключением США, которые в период "холодной войны" и до распада СССР ограничивали внешнюю торговлю с Советским Союзом.
Одним из примеров того, что государственная монополия - это не всегда плохо, является наша закупка в 1972 г. в США, в очень сложных условиях, около 20 млн. т зерна, когда засуха в СССР погубила значительную часть урожая. До этого ни одна страна не закупала в один год таких огромных количеств зерна, и эта закупка неизбежно предопределила ценовой взрыв на мировом зерновом рынке.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15