Рефераты. Проблемы интеграции России в мировое хозяйство

Основная причина инфляции, главный фактор ее устой­чивости - это рост цен производителей - 118,2% - 2006 г. (в 2005 г. - 122,2%), в первую очередь естественных, от­раслевых и локальных монополий, а не монетарные факто­ры.

Центральной  пробле­мой 2007 г. должен стать переход к новой модели экономического роста, прежде всего за счет диверсифи­кации экономики и расширения инвестиционно-инно­вационных источников роста при контролируемой инфляции.

Для того чтобы экономический рост был долгосрочным, а позитивные тенденции не прекратились, они должны быть серьезно подкреплены не только инвестиционной и иннова­ционной деятельностью, но и активной промышленной политикой. Прежде всего, налоговая политика должна сти­мулировать инвестиции в наиболее перспективные отрасли экономики страны. Необходимо создание сильной финансо­вой системы, без которой никакой серьезный экономичес­кий рост невозможен. Важно определить приоритетные от­расли и помочь им импортировать только самые новые, не имеющие аналогов в мире иностранные технологии и пр.


3.  Регион СНГ

Рассуждая о «Содружестве Независимых Государств», его эволюции и перспекти­вах, следует иметь в виду, что в данный термин вкладывают два  разных содержания. С одной стороны, СНГ — это регион, охватывающий 12 новых независимых государств из числа 15 бывших союзных республик СССР (без трех стран Балтии, уже вступивших в ЕС и НАТО). Речь идет о сузившейся территории СССР, как известно, занимавше­го до своего распада в декабре 1991 г. шестую часть суши. Суммарная территория, на которой расположены страны Содружества, в настоящее время составляет 22,249 тыс. кв. км, и на ней проживают 279 млн. человек (5% населения мира).

Здесь сосредоточены 10% мирового промышленного потенциала и 25% базовых видов природных ресурсов. Разведанные запасы полезных ископаемых на террито­рии стран СНГ оцениваются  примерно  в 40 трлн. долл.  Существенная роль этих стран в мировой добыче топливно-энергетических ресурсов, особенно газа, нефти и угля. Так, на начало 2005 г. их доля в доказанных мировых запасах «черного золота» составляла 10,2%, а в мировой нефтедобыче —  14,4%; в отношении газа соответствующие показатели — 32,0 и 27,5%, угля — 25 и 7,9%.

Площадь сельхозугодий в рассматриваемом регионе достигает 524 млн. га, или 11% мировой, но благоприятные условия для агропроизводства имеются лишь на четвертой части этих площадей. Тем не менее, доля стран Содружества в мировом производстве зерна, согласно данным Исполкома СНГ, достигает 63%. Транспорт­ная сеть общего пользования региона — свыше 140 тыс. км. железнодорожных пу­тей, 1 млн. км. автомобильных дорог и 95 тыс. км. внутренних водных путей.

Хотя региональный ресурсный потенциал региона огромен, государства Содру­жества по многим причинам являются аутсайдерами международного обмена. Суммарный ВВП стран СНГ составляет (по текущему долларовому курсу) 1,8% мирово­го, их доля в мировом экспорте товаров — 2,9%. Удельный вес России — наиболее крупного государства Содружества — в мировой торговле и международном движении капитала крайне низок: в мировом экспорте и импорте товаров — соответ­ственно 1,7 и 0,8%, услуг — 0,7 и 1.2%; в накопленных в мире объемах прямых иностранных инвестиций — всего 0.3 %.  В глобальном разделении труда страны СНГ занимают малоконкурентную нишу: они специализируются преимущественно на поставках сырья, топлива, продукции первичных стадий переработки, а также готовых изделий с низкой добавленной стоимостью. В 2006 году высокотехнологичная продукция занимает в экс­порте обрабатывающей промышленности стран Содружества от 2 до 10 %.

По  уровню конкурентоспособности эти государства, согласно рейтингу Всемир­ного экономического форума-2005. находятся в нижней части списка: среди 117 стран мира они заняли с 61-го (Казахстан) по 116-е (Киргизия) места, причем Россия расположилась на 75-й позиции.

Межгосударственные связи на пространстве Содру­жества до самого последнего времени продолжали выстраиваться по типу «центр»— «периферия», где роль первого выполняла Россия, на которую и сегодня приходят­ся около 70% экономического потенциала Содружества.


С другой стороны, СНГ — это международная организация, межгосударственная структура со своими уставом, исполкомом, отраслевыми советами, аппаратом слу­жащих, и т.д.

Это значит, что, находясь в одном интеграционном союзе с Россией, страны-члены данной группировки не могут вхо­дить в другие интеграционные союзы и должны четко взаимосогласовывать свою экономическую политику.

Россия  может и должна одновременно участвовать в нескольких региональных объединениях на принципах взаимодополнения, не пытаясь отгораживаться от остального мира рамками Содружества, а взаимодействуя и с Европой, и с Азией, и со странами Ближнего и Среднего Востока, в том числе — вместе с другими постсоветскими государствами. Практика российской внешнеэкономической деятельности скорее подтверждает, чем опровергает обоснованность таких взглядов.

Впрочем, показатели торгово-экономических отно­шений России со странами Содружества иллюстрировали расхождение слов и дел: доля СНГ в суммарном внешнеторговом обороте РФ в 2001—2004 гг. составляла всего 16—18% (а в российских инвестициях за рубежом — менее 10%). По итогам 2005 г. на фоне роста общего объема внешней торговли России ее товарооборот с регионом СНГ дополнительно сократился: его удельный вес во внешнем товарообо­роте РФ составил 15,2%.


4. Национальные проекты


В экономике в целом продолжалось положение тенденции. Темп роста ВВП определялся в 2005 году в 6,5 %. Несколько более половины роста ВВп было обеспечено внутренними факторами. На 10% возрос уровень доходов населения. Прорывом к созданию социальной ориентированной экономики должны стать первые национальные проекты в области здравоохранения, образования, жилищного строительства и сельского хозяйства, которые облегчат в будущем  решение проблем интеграции России в мировое хозяйство.

Решение в области прорывов в социальной сфере необходимо тесно связать с развитием национального производства. Нужны госзаказы производителям наукоемкой продукции, особенно в военно-промышленном комплексе, на разработку новых образцов.

Выдвижение национальных проектов ещё раз привлекает внимание к проблеме использования тех огромны средств, которые Россия получила за счет высоких мировых цен на экспортированное сырье, особенно нефть и газ.


Имея треть общемировых запасов газа, занимая первое место в мире по его добыче, Россия сама газифицирована на чуть более 25%.  Если Финляндия, Польша, страны Балтии газифицированы рос­сийским газом на 95%, то приграничные с ними российские территории - на одну треть. Под давлением Президента В.Пути­на "Газпром" заявил о долгосрочной программе уско­ренной газификации России. Некоторые уже называют это пя­той национальной программой.

Нам нужно, очевидно, иметь в виду в будущем еще не одну национальную программу. А для этого необходимо окончательно отказаться от сомнительной идеи вкладывать все накопленные в Стабфонде огромные средства в иност­ранные ценные бумаги. Куда плодотворнее затратить часть из этих средств, например, на создание и развитие инфраструкту­ры, в первую очередь дорожно-транспортной. Огромное отстава­ние России в этом плане от большинства развитых, да и разви­вающихся стран бьет по нашей конкурентоспособности. Низкий технический уровень дорог оборачивается увеличением себесто­имости перевозок в полтора раза, а расхода горючего - на 30% по отношению к показателям зарубежных стран. Одновременно такое отставание - это снижение подвижности населения, увели­чение безработицы, рост смертности.

Большое  беспокойство вызы­вает высокий уровень инфляции. В 2006 году он составил 10,7% - выше, чем прогнозировалось за год до этого, но все-таки ниже того, как считали эксперты в середине 2006  года.

Можно приветствовать то, что в 2006 году государство усилило свои позиции в нефтедобывающей, газодобывающей промышленности.

Государственное вмешательство - имеется в виду, конечно, профессиональное, квалифицированное - через под­готовку новых законов и поправок к действующим, постоянную нормотворческую деятельность необходимо в новом году еще в большей степени, чем в 2006-м, по целому ряду обстоятельств. Дополнительно к монопольному ценообразованию есть и  другие негативные явления. По оценкам ИМЭМО, в 2006 году подошла к исчерпанию сырьевая экспортно-ориенти­рованная модель роста. В таких условиях важнейшее значение приобретают меры по структурным сдвигам в экономике - раз­витие обрабатывающей, особенно наукоемкой промышленности.

В бюджете на 2006 год образован инвестиционный фонд. Большое значение приобретает создание особых технико-внедренческих и промышленно-производственных зон.

Наконец, очевидно, в 2005 году обозначился предел и кон­сервативной макроэкономической политики, базирующейся на повышении курса рубля. Это создает препятствия на пути рос­сийского несырьевого экспорта и широко открывает двери для импорта, отбирающего растущий внутренний спрос у отечествен­ных товаропроизводителей. Нужна определенная переориента­ция и в этой области.

Но самую большую опасность, пожалуй, таит в себе демографическая ситуация. Несмотря на некоторые улучше­ния положения в 2005 году, она остается в России далекой от удовлетворительного состояния. Согласно недавно обнародован­ным данным Всемирного банка, не к середине нынешнего века, а уже в 2030 году численность населения России может упасть до 100 с небольшим млн. человек. Уже появляется серьезный дефицит трудовых ресурсов.

В 2005 году наметились определенные позитивные сдвиги правительства в отношении малого предпринимательства.  Об этом свидетельствует тот факт, что в целом по стране вклад малых предприятий в ВВП не превышает 15%, а в по­стиндустриальных государствах - от 50 до 70%. Без развития малого бизнеса в России не будет ни устойчивой экономики, ни серьезного препятствия на пути роста безработицы, ни "среднего класса", обеспечивающего социально-политическую стабильность.

Еще одна проблема, на которую обращают внимание сотрудничающие с российскими торгово-промышленными палатами предприниматели, - это угроза сращивания чиновничества с бизнесом. 2005 год вошел в историю как год перелома в развитии олигархического капитализма в России. Можно критиковать те конкретные действия, которые для этого были предприняты, но факт остается фактом: прерван опаснейший процесс, когда на командные позиции не только в экономике, но и политике выходили представители олигархии.

Бесспорно, сохраняется такое важное поле государственной деятельности, как борьба с коррупцией, казнокрадством. Здесь нужны решительные меры и в административной, но в основном в экономической области. Одной из таких мер мог бы стать эксперимент на региональном уровне: резко повысить зар­плату работникам милиции и МВД при уменьшении их числен­ности.

Если говорить о внутриполитическом положении в Рос­сии, то оно выглядит стабильным. Первый признак такой стабильности - устойчивость высокого рейтинга Президен­та В.Путина. Однако и здесь существует проблема - при­ближение окончания второго срока его президентства. В.В.Путин неоднократно заявлял, что не намерен допус­кать изменения Конституции, с тем, чтобы остаться еще на один срок.

За последнее время на Западе, особенно в США, наблюдается спад интереса к России как к одному из веду­щих игроков на международной арене. Конечно, Россия не Советский Союз, который, несомненно, играл большую роль в мировой политике. Сказывается и возрастающее внимание, иногда за счет "российского фактора", к динамично выдвигающемуся Китаю. Однако в 2006 году российская политика добилась определенных успехов, которые отнюдь не совпадают с тенденцией преуменьшить ее значение. Вопреки всяческим не только прогнозам, но и проискам Президент России в ны­нешнем году председательствует в "восьмерке". На фоне нестабильности, на Ближнем Востоке еще четче обозначается роль России как одного из основных энергетических центров мира. Эта роль, безусловно, возрастет после начала добычи нефти и газа в Восточной Сибири, на шельфе северных морей, строи­тельства новых трубопроводов для поставок нефти в Азию, Европу, США.

Россия начинает значительно больше заботиться о своих интересах на пространстве СНГ. Односторонние уступ­ки ряду стран Содружества в принципе возможны только в том случае, если эти страны нацеливают свою политику на создание Единого экономического пространства, а не проводят   по  существу,  антироссийскую линию.

Полностью оправдала себя в 2006 году и российская внешняя политика в отношении дальнего зарубежья. Уда­лось развивать ее по всем направлениям, включая и американс­кое, и европейское, и китайское, и индийское. Только такая диверсификация, а не сосредоточенность на одном каком-либо внешнеполитическом векторе дает возможность создавать опти­мальную обстановку для обеспечения российских национальных интересов.


5. Россия — центр евразийского пространства

Для нашей страны, находящейся в центре евразийского пространства, абсолютно предпочтительно структурировать его под своим началом, сохраняя свою идентичность,  историческую  роль и самобытность, становясь вместе с тем обустроенным мостом между двумя цивилизациями, ядром широкомасштабной трансконтинен­тальной кооперации между Востоком и Западом евразийского пространства.

Энергетические проекты на евразийском пространстве

Развитию сотрудничества со странами Северо-Восточной Азии способствует за­интересованность, проявляемая со стороны Китая, Японии и Южной Кореи к рос­сийским энергетическим ресурсам и к транзитным возможностям России. Новей­шие события в Ираке и на Ближнем Востоке продемонстрировали ненадежность соответствующих поставок нефти в Японию и другие страны СВА, в Европу и в США, что значительно повысило их интерес к нашим источникам нефти и к транс­портным путям, соединяющим Восток и Запад через РФ.

Успех евразийской интеграции напрямую зависит от России как ведущей силы СНГ. Именно наша страна может и должна дать те импульсы, которые привлекли бы интерес международных политических и деловых кругов к самой идее этой интеграции и более масштабной трансконтинентальной кооперации. А это в свою очередь зависит от эффективности внутренней и внешней политики России, конк­ретнее говоря, от се способности последовательно преодолевать системный кри­зис и строить устойчивую и оптимально открытую современную рыночную эконо­мику, в подлинном смысле на равных взаимодействовать с другими странами и регионами. Давно понятно, что абсолютно необходимые условия адекватного ответа на эти судьбоносные вызовы времени — отказ от избранной и последовательно воплощаемой у нас с начала 90-х годов неолибералистской модели реформирования и переход к альтернативной модели, опирающейся на умелое сочетание и взаимодо­полнение государственного регулирования и рыночных сил и инструментов. Сегод­ня появляются основание надеяться и на обратную зависимость — на то, что ини­циативное включение  России  в формирование системы евразийской интегра­ции и трансконтинентальной кооперации станет важной предпосылкой  искомой трансформации ее собственной  экономической стратегии и тактики в целях перевода народного хозяйства в  режим быстрого, устойчивого и высококачественного роста, составляющего главную гарантию безопасности страны на западе, юге и востоке.

Россия призвана стать реальным объединительным центром того исторического пространства, на котором столетиями формировалась и крепла ее государственность, убедительно отвергая притязания на подобную роль ведущих мировых стран (и тех или иных наших соседей). В этом историческом предназначении России состоит и ее исторический шанс на возрождение в  качестве великой державы, зани­мающей адекватное ее потенциалу место в глобализируемом мире.

Литература

1.                Журнал «Международная жизнь», № 1 – 2, 2006 год, ст.: «Внешняя политика 2005 г.», авт.: Академик Е. Примаков, стр. 5-15.

2.                Журнал «ЭКО», № 5, 2006 год, ст.: Российская экономика в 2005 году: полная неопределенность при благоприятной конъюнктуре, авт.: В. А. Цветков, стр. 3-24.

3.                Журнал «РЭЖ», № 9 – 10, 2006 год, ст.: РЕГИОН СНГ: ФАЗЫ ТРАНСФОРМАЦИИ И НЫНЕШНИЕ СТРАТЕГИЧЕСКИЕ ВОЗМОЖНОСТИ РОССИИ, авт.: Л. Косикова, стр. 40-55.

4.                Учебник «Мировая экономика», авт.: Е. С. Акопова, О.Н. Воронкова, Н. Н. Гаврилко, изд. «Феникс», Ростов-на-Дону 2000 г., стр. 343-345.

5.                Учебник « Мировая экономика», авт.: А. В. Стрыгин, изд.: «Экзамен», Москва 2004 год, стр. 225-228.

6.                Журнал «ЭКО», № 5, 2005 год, ст.: Россия в изменяющемся мире, авт.: А. С. Филатова, стр. 84 - 94.

7.                Журнал «РЭЖ», № 5 – 6, 2006 год, ст.: ИСТОРИЧЕСКИЙ ШАНС РОССИИ — ЕВРАЗИЙСКАЯ ИНТЕГРАЦИЯ И ТРАНСКОНТИНЕНТАЛЬНАЯ КООПЕРАЦИЯ, авт.: А. Быков, стр. 36-47.


Страницы: 1, 2



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.