Рефераты. Положение США в мировой экономике. Динамика экономического развития и факторы, её определяющие

Положение США в мировой экономике. Динамика экономического развития и факторы, её определяющие

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

РЕФЕРАТ

 

Положение США в мировой экономике. Динамика экономического развития и факторы, её определяющие.

Основные черты социально-экономической модели.
 
По территории и населению США относятся к крупнейшим. Площадь страны - 9,7 млн. км2 ,население-270 млн. человек. По количеству производимых товаров и услуг США превосходят любое государство. В конце 90-х гг.  ВВП США оценивался в почти 8 трлн. долл.,что составляло 21 % совокупного ВВП мира и значительно превос ходило  ближайшие соответствующие показатели других стран: Китай-12%,Япония-7%,ФРГ-5%.ВВП на душу на селения США превосходит показатели других развитых стран с рыночной экономикой и составляет около 30 тыс. долл.

В 90-е гг. среднегодовые темпы экономического роста США оценивались в 2,2%,т.е. превышали соответствую щие показатели остальных стран-членов «семерки» наиболее развитых государств с рыночной экономикой.

Страна богата природными ресурсами, особенно нефтью, природным газом, каменным углем, цветными и драгоценными металлами. Климатические условия и плодородные почвы благоприятствуют ведению высокопроизводительного сельского хозяйства.

Американская нация сложилась в результате массовой иммиграции,привлекаемой свободными землями,высокой заработной платой и другими доходами,а также полити-ческой свободой.Психология складывающейся американской нации характеризовалось духом предприимчивости, социальной активностью и готовностью к труду и лишениям.К концу ХХ в.население США по расовым признакам подразделяется на четыре большие группы:белые, африканцы, выходцы из стран Латинской Америки и Азии.

Белые составляют около 84% населения. Это преимущественно потомки выходцев из Англии, а также Ирландии, Шотландии, Германии, Италии. Заметны диаспоры евреев, русских, поляков, украинцев. Американцы африканского происхождения (около 12% населения ) являются в основном потомками рабов, завезенных с африканского континента. Латиноамериканцы (так называемые латинос) занимает третье место среди населения США.

Растет доля выходцев из Азии.

Хотя государственный язык- английский, свыше 30 млн. жителей страны пользуются вторым языком. Самыми распространенными являются испанский, китайский, русский, польский, а также корейский, японский, греческий, идиш, армянский и навахо.Исследователи-демографы уподобляют современную американскую нацию сплаву со свойствами, совершенно отличающимися от исходных материалов.

Поддержка свободы экономической деятельности, поощрение предпринимательской активности, защита конкуренции, ограничение монополий-таковы принципы экономической политики, проводимой государственными организациями США. Так антимонопольная политика США является образцом для многих государств с рыночной системой хозяйства. Еще в 1890г. здесь был принят антитрестовский закон Шермана, положивший начало нормативной базе антимонопольной политики и до сих пор остающийся основным законодательным актом США, относящимся к антиконкурентным соглашениям. С тех пор был принят еще ряд законодательных актов по ограничению монополий, а в 1914г. былы образована федеральная торговая комиссия-исполнительный орган, контролирующий и обеспечивающий свободу предпринимательства и конкуренции.В ее функции также входит обеспечение американских предприятий правовой информа-цией об эволюции антитрестовского законодательства.

От кризиса 1929-1933гг., когда ВВП страны сократился на 1/3 и 1/4рабочей силы казалось незанятой, и до кризиса середины 70-х гг., вызванного ростом мировых цен на сырье и заставившего промышленные предприятия переходить на ресурсосберегающие технологии, государственное регулирование в США осуществлялось согласно кеийнсианским рекомендациям. Так, основой реформ Рузвельта, получивших название «новый курс», стал принцип:»Бизнес не может быть выше правительства».

Для обеспечения конкурентной среды в одной из базовых сфер американской экономики-энергетике и в то же время для создания новых рабочих мест и оживления потребительского спроса в стране в 30-е гг. развернулось строительство государственных гидроэлектростанций. В свою очередь Федеральная комиссия по энергетике получила полномочия контролировать обмен энергоресурсами между штатами, а соответствующие комиссии штатов утверждали расценки на электроэнергию и энергоносители - природный газ, нефтепродукты и пр. В области финансово-кредитной политики Комиссия по ценным бумагам в соответствии с «новым курсом» получило полномочия следить за деятельностью банков и других финансовых учреждений с целью предотвращения спекулятивных махинаций типа «пирамид».

Однако в начале 80-х гг. в экономической политике страны  произошел возврат к прошлой либеральной экономической политике в ее современной интерпритации-политике неолиберализма, теоретической базой которого стал прежде всего монетаризм.Произошло укрепление конкурентных механизмов и заметное ослабление вмешательства государства в экономические процессы с целью повышения роли стихийных рыночных сил. Своими главными целями администрация США ставила стимулирование инвестиционной активности частного предпринимательства, увеличение сбережений населения, сокращение дефицита бюджета и снижение темпов инфляции.


Современные тенденции социально-экономического развития.


К концу ХХ в. в структуре хозяйства США наблюдается явное доминирование сферы услуг. Доля ВВП, произведенного в отраслях этой сферы, достигла 76%.Свыше 20% приходилось на промышленность и строительство и около 3%-на продукцию сельского хозяйства.

Несмотря на снижение в 90-е гг. по сравнению с 80-ми гг. среднегодовых темпов экономического роста (с 2,7 до 2,2%), они довольно устойчивы (сокращение ВВП было только в 1991г.) и превышают темпы не только стран - членов ЕС(2,0%), но и Японии (1,8%).Во многом это результат восстановления к концу 90-х гг. нормы накопления, которая в 80-е гг. снижалась, а в 90-е гг. росла (преимущественно за счет иностранных инвестиций) и составила к началу ХХI в. около 19%(если исчислять ее как отношение инвестиций к объему ВВП ), т.е. примерно на  уровне ЕС, но в полтора раза ниже уровня Японии .

Главным фактором экономического роста США следует признать научно-технический прогресс, благодаря которому это государство стало признанным лидером в большинстве областей науки и техники. Обладая самым крупным в мире научно-техническим потенциалом, США занимают первое место в мире по суммарным объемам НИОКР. Причем расходы на НИОКР американских компаний растут быстро. Несмотря на довольно высокий рост вложений в НИОКР в большинстве европейских и японских компаний, только немногим из них удалось добиться темпов, близких к американским. Быстро растут и государственные ассигнования на НИОКР, которые в США составляют около 40% общих расходов по этой статье. При этом за последние четыре десятилетия удельный вес расходов федерального бюджета на науку, космос и технологии вырос в 11 раз: с 0,1% в 1950г. до 1,1% в середине 90-х гг.

В то же время существенным фактором экономического роста США во второй половине ХХ в. остается увеличение численности рабочей силы, превышающее по темпам соответствующие показатели большинства развитых стран. При этом в США рабочая сила растет быстрее численности населения. Это связано с увеличением доли трудоспособных возрастов в общем составе населения и все более широким вовлечением в ее состав женщин. При этом в 90-е гг. уровень безработицы в США оказался самым низким за последние четверть века, опустившись в 1997г. ниже 5%-ной отметки против7,5% в1992г.

Рост федеральных бюджетных расходов на протяжении последнего десятилетия отражает расширение и усложнение экономических и социальных функций государственных органов США. Обращает на себя внимание сокращение доли военных расходов в федеральном бюджете с 32,3% в 1950г. до 19,3% в 1994г. и до 14,1% в 2000г.(государственная программа ) и увеличение ассигнований на социальные нужды-социальное обеспечение, медицинскую помощь пенсионерам и инвалидам, здравоохранение, образование, повышение занятости, страхование дохода-с 12,6% в 1950г. до 57,0% в 1994г. и до 62,2% в 2000г.(государственная программа).

В современной структуре промышленного производства США ведущее место занимает машиностроение, особенно электронное, электротехническое, транспортное с акцентом на автомобилестроение и авиа-ракетно-космическую технику.В объеме продукции электронной промышленности преобладают изделия промышленного назначения, а доля изделий бытового назначения сравнительно мала.

Втрое место по объему продукции в структуре промышленного производства США занимает химическая промышленность.Предприятия этой отрасли сконцентрированы в местах добычи нефти и природного газа, а также вблизи терминалов, где отгружается поступающая морем импортная нефть - на побережье Мексиканского залива и в северной части страны.

Среди развитых стран США обладают самой крупной добывающей промышленностью,занимая ведущие позиции по добыче каменного угля, природного газа, газовых концентратов, нефти.

Страна располагает высокоразвитым аграрным сектором. За последние десятилетия в ней наблюдается устойчивый рост сельского хозяйства. При этом количество ферм снижается, а их размеры и производительность труда фермеров растут. Так, число ферм в США сократилось с 5,9млн. в 1945г. до 1,9млн. в середине 90-х гг., и за этот же период средняя площадь фермы увеличилась со 195 до 491акра (соответственно с79 до 199га). При этом всего 3% общего количества ферм(около 60 тыс.) производят половину сельскохозяйственной продукции. По прогнозам, в начале ХХI в. количество ферм может снизиться до 1,5млн., а средний их размер-увеличиться на 25%.

Американские фермеры достигли самой высокой в мире производительности труда. Если один занятый в сельском хозяйстве наименее развитых стран с трудом может прокормить себя и свою семью, то в Японии один фермер может прокормить 14 человек , в Западной Европе-19 человек, а в Америке фермер обеспечивает потребности в сельскохозяйственной продукции 59 человек. Этому способствует использование сложных и высокопродуктивных сельскохозяйственных машин, высокий уровень развития инфраструктуры(включая организацию транспортировки и складирования продукции), а также защита и поддержка государством сельскохозяйственного производства.Расходы на выполнение государственных программ в сфере сельского хозяйства и продовольствия составляют 4,5% всех расходов федерального бюджета США: они эквивалентны 27% годичной стоимости сельскохозяйственной продукции страны и равноценны предоставлению ежегодной государственной субсидии в размере 410 долл. на каждый га пашни.

Страницы: 1, 2



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.